Материалы реставрации
(публикация и предисловие В.П. Волчихиной)
(Окончание)[1]
Опубликовано в Тургеневском ежегоднике 2018 года/ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2018.- 424 с.
Необходимо сказать, что данный вариант Исторической справки несколько раз пересматривался, корректировался в связи с вновь открытыми документами, подтверждающими или опровергающими то или иное представление о Доме И.С. Тургенева. Сотрудники орловского Тургеневского музея «жили и дышали этим делом, тщательно собирая письменные, мемуарные и художественные свидетельства того, каким был дом при Иване Сергеевиче. Несколько лет готовили мемориальную экспозицию».[2]
Заслуга тех, кто собирал архивные материалы и свидетельства, кто в 1970-е годы восстанавливал облик тургеневского дома, состоит в том, что удалось не просто создать «музейный объект», напоминающий об ушедшей эпохе, но внести в новый, по сути, дом дух подлинности – это касается и интерьеров, и внешнего облика. Удивительно, что все, кто приезжает в Спасское-Лутовиново, воспринимают этот дом как подлинный, тургеневский, настолько естественно он стал частью усадьбы, частью тургеневского мира.
Наталья Богданова, дочь первого заведующего музеем-заповедником И.С. Тургенева Б.В. Богданова в статье «Вирус реновации», размещенной в сети Интернета (август, 2017), выразила несогласие с решением дирекции музея в Спасском-Лутовинове о «капитальном» ремонте дома. Действительно, в отсутствии стройной научной концепции и исторического обоснования, возникает множество опасений, которые касаются, прежде всего, смысла и качества грядущего «ремонта». Насколько затянется эта «реновация», существует ли план реэскпозиции, сохранится ли главное, ради чего создавался дом – чувство подлинности?
К сожалению, последние годы жизни музея в Спасском дают серьёзные поводы для подобных опасений. Внесены изменения в мемориальную экспозицию, нарушающие продуманную концепцию, в соответствии с которой она создавалась. Нарушен самый главный принцип отбора вещей – их подлинность и связь с тургеневским домом. Введены предметы, не имеющие никакого отношения к тургеневскому дому: в «Столовой» появилась картина Ж.Б. Грёза «Девушка с розовой лентой в волосах», которая оказалась в одном ряду с замечательными портретами русской школы «Няня И.С. Тургенева» и «Кормилица И.С. Тургенева». В то же время из «Малой гостиной» изъята «Ваза мраморная в форме светильника», после чего совершенно непонятным стало предназначение оставшейся тумбы.
Примеров таких необъяснимых, научно немотивированных решений можно привести множество. И возникает главный вопрос: зачем сегодня нужен ремонт тургеневского дома? Если причина заключается в необходимости заменить обветшавшие конструкции, тогда принципы создания экспозиции, разработанные высококвалифицированным коллективом музейных сотрудников и утвержденные научной общественностью, должны быть сохранены. Главные принципы – подлинность, историчность, мемориальность – имеют отношение не только к самой экспозиции, но и к внешнему оформлению дома (вспомним, как тщательно в 1970-е разрабатывался рисунок наличников и других деталей, как подбирался цвет и т.п.). Если же ремонт предполагает создание новой экспозиции, то её концепция должна пройти широкое научное и музейное обсуждение.
Следует признать, что любое прикосновение к «музейному объекту» – это прикосновение к нашему бесценному прошлому. И наша тревога вызвана тем, что очень легко потерять трудноуловимую подлинность и получить очередной, вполне осязаемый новодел.
- IV. Планировка дома
Как свидетельствует М.А. Щепкин, «в доме было несколько подъездов», причем «парадным» был подъезд, «находящийся в каменной галерее, но им почти никогда не пользовались. <…>».[3]
Галерея отведена под служебные помещения. Посетители Спасского отмечают, что в ней был «расположен ряд комнат для прислуги, служащих и т.д., а также кухня и кладовые».[4] Размеры этих служебных помещений нигде не указаны, однако их назначение и последовательность можно установить по плану, составленному Н.М. Гутьяром. Это были следующие помещения (начиная с крайнего торца): прачечная, кухня, кладовая с подвалом, сени, прихожая и комната для прислуги. В галерее было два выхода и, как уже упоминалось, с фасада пять окон.
Из прихожей несколько ступенек вели в столовую. Её размеры 5 м. 69 см. х 8 м. 53 см. (8 х 12 арш.[5]). «Из неё на террасу выходило из четырех окон – три».[6] Из столовой двери вели в галерею, маленькую гостиную и девичью, которая была рядом со столовой. Название последней комнаты сохранилось, видимо, со времен Варвары Петровны. Размеры этой комнаты 5 м. 69 см. х 5 м. 69 см. (8 x 8 арш.). В комнате два окна (план Гутьяра) и двери, ведущие кроме соседних комнат, через переднюю на заднее крыльцо.
Прямо из столовой дверь вела в маленькую гостиную. Ее размер 4 м. 27 см. х 4 м. 26 см. (6 х 6 арш.). Из неё на террасу выходило одно окно и дверь. Маленькая гостиная играла роль прихожей, так как в летние приезды Тургенева в Спасское вход через центральную террасу был основным. П. Мосошенко отмечал, что в эту комнату «попадешь через стеклянную дверь с нижнего балкона»,[7] на основании чего можно заключить, что дверь была почти полностью застеклена.
«Посетители, – вспоминал Щепкин, – <…> подъезжали к террасе и входили прямо в маленькую гостиную».[8] Об этой комнате упоминает и Ж. Мурье: через террасу «можно пройти в комнату с двумя окнами <…>; эта комната была когда-то кабинетом дяди Тургенева. Там можно видеть знаменитый «Самосон».[9]
Терраса (по плану Щепкина) имела размеры 15 м. 65 см. х З м. 56 см. (22 х 5 арш.).
Дверь из маленькой гостиной вела в большую угловую комнату, которая называлась угольная гостиная. Её размеры 5 м. 09см. х 6 м. 40см. (8 х 9 арш.). «Теперь входим в гостиную, – пишет Мурье, – она имеет квадратную форму, в ней пять окон, через которые проникает аромат цветов <…> и весёлые лучи восходящего солнца».[10]
В «Пояснении к плану» Гутьяр указывает, что с восточной стороны гостиная имела три окна, из которых два выходили на террасу.
Из угольной гостиной дверь «вела в кабинет Тургенева, который вместе с тем служил ему и спальней».[11] (Размеры кабинета-спальни 5 м. 69 см. х 5 м 69 см (8 x 8 арш.)
«Направо от входа, ближе к окнам, была дверь одностворч<атая> – в третью комнату – кабинет с двумя окнами в сад <…>»,[12] – читаем мы в воспоминаниях Мосошенко.
Между кабинетом и «девичьей» располагалась проходная полутемная комната, в которой спал камердинер Захар Балашов. Размеры 5 м. 69 см. х 6 м. 40 см. (8 x 9 арш.). «Комната полутемная, так как имела одно (а не три) окно, дававшее свет через матовые стекла уборной. № XV[13] никаким коридорчиком не отделялась от кабинета, а примыкала к последнему вплотную, соединялась дверью. Другая дверь <…> шла в комнату № XIII (узкий коридорчик против Савинской комнаты). Третья дверь в маленькую гостиную (№ I); четвертая – в девичью (№ XVI); пятая, находившаяся рядом с дверью, ведущей в № I, открывала ход на лестницу в мезонин (№ ХХVII (Гутьяр).
Еще более точно указывает на расположение лестницы Щепкин: из маленькой гостиной «третья дверь – прямо против входа – вела в коридор; из коридора по лестнице можно было подняться в мезонин».[14]
В упомянутой выше полутемной комнате была отгорожена туалетная комната Тургенева глухими стенками с матовыми стеклами. Размеры 2 м. 19 см. х 2 м. 85см.
«Затем [Тургенев], – пишет Я.П. Полонский, – отправлялся в свою туалетную: это была очень маленькая квадратная каморка, окно которой с матовыми стеклами, выходя на дверь, пропускало свет через дверь и коридор, тоже сквозь матовые стекла. Там стоял умывальный столик, зеркало и разные туалетные принадлежности».[15]
Из кабинета вела дверь в комнату, которая еще при Варваре Петровне получила название «казино». Над входом в эту с оригинальной обстановкой комнату была прибита черная дощечка с надписью золотыми буквами «Казино».[16] Размер 4 м.27 см. х 6 м.40см. (6 x 9 арш.). «Оба окна, более широкие, чем остальные окна дома, и в упор, без простенков, примыкающие к выходной двери, обращены на террасу (южную или малую)»,[17] – указывает Гутьяр.
С описанием этой комнаты встречаемся и в книге Мурье: «Огромные окна и застекленные панели освещают “казино”, род салона-библиотеки, одна из дверей которой выходит на террасу».[18] Эта терраса была пристроена только в 1881 году.
Смежной с «казино» была савинская комната, названная так в память о приезде артистки М.Г. Савиной в 1881году в Спасское. Тургенев писал Савиной после её отъезда: «Комната, в которой Вы жили, так навсегда и останется савинской».[19]
Размеры этой комнаты 4м. 27 см. х 4 м. 98 см. (6 х 7 арш.).
Вот так описывает савинскую комнату в своих воспоминаниях Щепкин: «Из “казино” и из кабинета были ещё маленькие дверки в особый коридорчик, который вёл в савинскую комнату, расположенную рядом с “казино” окнами на север, во двор».
Название савинской она получила в 1881 года, когда Иван Сергеевич последний раз гостил в родовом имении. «Эту комнату занимала тогда приехавшая гостить к Ивану Сергеевичу Марья Гавриловна Савина, а первоначально комната эта также предназначалась для приезда гостей: так, в ней во время своих приездов в Спасское жили: Д.В. Григорович, Н.В. Гербель, граф Л.Н. Толстой, в ней жил в 1872 году известный Рольстон, гостивший у Ивана Сергеевича».[20]
По планам Щепкина и Гутьяра из савинской комнаты выходили два окна.
Из «казино» дверь вела в самую большую комнату, известную под названием библиотечной-биллиардной.
Её размеры 6 м. 40 см. х 8 м. 54 см. (9 x12 арш.). В «Пояснении к плану» Гутьяр уточняет: «Библиотека. <…> На южную сторону имела не два окна, как ошибочно показано на плане Щепкина, а три. В длину она шла не с юга на север, а с запада на восток».[21]
Библиотека, как сообщал Щепкин, «выходила окнами на две стороны: в сад и во двор <…>».[22] С северной стороны библиотека имела два окна (план Гутьяра).
За библиотекой шли другие помещения для родственников и гостей.[23]
Это, во-первых, две комнаты, пристроенные еще при Варваре Петровне. Размеры первой комнаты 4 м. 27 см. х 2 м. 85 см. (6 х 4 арш.); второй комнаты 2 м. 13 см. х 2 м. 85 см. (3 х 4 арш.). «Обе комнаты имели по одному, а не по два окна. Стена, разделявшая их друг от друга, поставлена была ближе к северному окну».[24]
В этих комнатах в летние приезды 1881 и 1882 годов жили Гаршины.
Следующие три комнаты (четвертая – прихожая, к которой примыкало небольшое крыльцо) были пристроены к 1881 году и располагались несколько ниже уровня предшествующих комнат. Размеры первой комнаты 2 м. 85 см. х 5 м. 69см. (4 x 8 арш.). Она «имела одно, а не два окна, на юг. Соединялась не с сенями (№ XXVI), а с маленькой комнаткой размером 4 x 4 (2 м. 80 см. х 2 м. 85 см.), имевшей одно окно на восток. Сени примыкали к этой маленькой комнате».[25]
Следующие две комнаты смежные, по плану Гутьяра, в размерах одинаковые. Размеры каждой 4 м.27 см. х 2 м. 35 см. (6 x 4 арш.). Каждая из комнат имела по два окна и соединялась дверью. В этих трех комнатах жили в свои приезды Полонские.
Комнаты в мезонине также были предназначены для гостей. Щепкин прилагает к воспоминаниям план мезонина (план № 2)[26] и пояснение к плану № 2 на 1883 год. «I. Комната, где были свалены старые планы и дела. Мебели не было никакой.
II-III Две пустые комнаты для приезда гостей, тоже без мебели.
- IV. Коридор.
- V. Лестница из нижних комнат.
- VI. Балкон, который выходил в сад».[27]
Щепкин дает также и описание комнат в мезонине: «В мезонин из упомянутого выше коридора вела узенькая лестница. В мезонине было три небольших комнаты: в одной из них, которая была замкнута, был свален разный хлам, преимущественно масса связок старых дел, планов <…>».[28]
Размеры этих комнат ни Щепкиным, ни Гутьяром не были установлены.
Одно время в мезонине жил И.С. Тургенев, когда работал над поэмой «Андрей». Об этом свидетельствует В. Колонтаева: «Помню также и то время, когда Иван Сергеевич писал свою вторую поэму “Андрей” <…>. Он помещался во втором этаже наверху».[29]
Летом 1881 года в мезонине жил сын Я.П. Полонского Александр с учителем. «Нам была дана комната наверху (окна на двор)», – пишет А.Я. Полонский отцу. – При соседней комнате (Коцына) есть балкон».[30]
Как упоминает в письме Ж.А. Полонская, летом 1882 года в мезонине останавливался В.М. Гаршин.
- V. Внутренний вид интерьеров главного усадебного дома И.С. Тургенева в селе Спасском-Лутовинове
В решении вопроса о внутренней отделке интерьеров Спасского усадебного дома основную роль играют уже названные в разделе 1 материалы. Но особенно пристального изучения требуют известные в настоящее время подлинные фотографии комнат дома как наиболее достоверные документальные источники.
По степени важности прежде всего следует назвать фотографии Г.В. Каррика[31] выполненные в 1883 году (две анфилады комнат) и две фотографии корреспондента «Русского слова», поместившего их в журнале «Искра» в 1903 году (№ 33, стр. 261).
Менее достоверны рисунки С. Кольман, которая, видимо, дорабатывала их по памяти, допуская ряд искажений и неточностей. Однако, в случае отсутствия других данных, эти рисунки являются важным дополнительным материалом.
Далеко не все детали внутренней отделки интерьеров возможно установить документально. Например, сложно определить характер полов в каждой комнате, размещение печей, осветительные приборы, рисунки и цвет обоев, занавесок и т.д.
В таких случаях необходимо обращаться к исторической аналогии, при этом, безусловно, соблюдать большую осторожность.
Общая характеристика отдельных деталей интерьеров содержится в ряде письменных документов, которые после подлинных фотографий имеют очень большое значение.
В «Охранительной описи недвижимого имения», составленной в 1883 году после смерти И.С. Тургенева, говорится, что в деревянном одноэтажном доме было двадцать комнат с оштукатуренными стенами и оклеенными обоями, сорок окон, двадцать шесть дверей одностворчатых и двухстворчатых, с медными приборами, столярной работы; семь голландских печей, пол выкрашен под паркет, около дома сад, деревянная терраса.
Этот документ, а также «ведомости расхода денег», составленные управляющим Н.А. Щепкиным[32] в 1880-1881 годах, позволяют сделать следующие общие выводы:
Двери – одностворчатые и двухстворчатые – были с «медными приборами». Известно также, что в период капитального ремонта было «куплено медного прибору для дома на – 232 р. 50 к.». В это же время были «вновь сделаны филёнчатые двери и рамы для всего дома».
Обои для дома закупались в 1880 году: «куплено в Москве обой на 19 комнат –170 р. 90 к.». «У Дабо в Москве обой – на 11. 56», «У Постникова в Туле обой – на 14. 65» («Ведомость расходов по 20 июня 1881 года», в разделе: «Забранный материал для отделки дома и его меблировки»)[33].
Печи. Известно, что в доме было семь голландских печей.
Как упоминается в «Ведомости», некоторые печи переделывались («Печнику за переделку печей 104-90», для печей «купить <…> Кафлю и Гжельского кирпича на – 43 р. 20»)[34]. Можно установить, где именно переделывались печи: «За печную работу в кухне, в лакейной и помещении Захара Балашова – 56.15». В связи с тем, что нет указаний на переделку печей в основных комнатах, можно считать, что они оставались в прежнем виде, и их восстановление, видимо, нужно вести по типу тех изразцов, которые были найдены при раскопках фундамента дома. В обмерах фундамента дома, выполненных в 1930-е годы, указывается расположение
одной печи: между последними комнатами для гостей (см. приложение).
Полы. В «Ведомости расходов» с 12 марта 1880 по 1 января 1881 года есть следующая запись: «Штукатуру Трофиму Жеребцову за штукатурку внутри всего дома стен и потолков с карнизами, за смазку потолков и черных полов всего дома и за штукатурку наружных стен каменной пристройки – 469 р. 20».
На основании этого можно сделать вывод, что полы перестилались. В «Охранительной описи» указывается, что «пол выкрашен под паркет». В музейной практике такие полы встречаются, например, в мемориальном музее П.И. Чайковского (г. Воткинск Удмуртской АССР), где роспись имитирует рисунки наборного паркета, разные в разных комнатах, причем такие полы характерны для парадных комнат (в музее П.И. Чайковского это зала, гостиная и спальня). Можно предположить, что такого рода полы были в спасском доме также в парадных комнатах.
На фото Г.В. Каррика «Анфилада комнат с изображением столовой, маленькой гостиной и угольной гостиной» на гладком блестящем полу можно разглядеть следы рисунка. На фото Г.В. Каррика с изображением кабинета, «казино», библиотечной никакого рисунка на полах не видно.
Занавески, портьеры. В связи с ремонтом дома И.С. Тургенев писал управляющему Н.А. Щепкину: «Сделайте новую драпировку в зале, гостиной и кабинете; старая может пойти на другие комнаты».[35]
В «Ведомостях расходов» 1880-1881 годов говорится в связи с этим о покупке ряда предметов: «У Макарова в Москве деревянный прибор и железный для драпировки окон», «Волкову в Тулу уплачено за обивку мебели, драпировку окон в доме», «У Фетисова в Москве полотна, ластику, тюлю и т.п. – 137.65», «У Попова в Туле бахромы для штор и др. мел. принадлежностей – на 7.99», «У Красильникова во Мценске цветной подкладки на драпировку окон, белого коленкору, кистей и ковра на стену – 32.38».
Освещение. Известно, что освещение с помощью керосиновых ламп стало входить в быт дворянских домов с середины XIX века. В начале 80-х годов в тургеневском доме уже наряду со свечами использовались керосиновые лампы. Об этом свидетельствует следующая запись в «Ведомостях расходов провизии для дома Ивана Сергеевича Тургенева.
……………………………
Свечей стеар<иновых> 20 ф<унтов> – 5. 60
Керосину 27 ф<унтов> – 1. 89[36]
А в «Ведомости за январь-апрель 1878 года» говорится о покупке керосина для богадельни.
Что касается люстр, то они могли сохраниться со времен И.И. Лутовинова. В описи, составленной в 1813 году после смерти И.И. Лутовинова, упоминаются: «люстро медное вызлоченное одно», «люстро с медною оправою одно», «люстро медное вызлаченное разными фигурами с принадлежащими цепочками одно», «люстров медных вызлащенных два» [37].
«Столовая»
Вход в столовую был из каменной галереи. Мурье пишет: «Налево несколько ступенек ведут в буфетную, столовую…»[38]
Двери три: в галерею, «маленькую гостиную» и девичью (см. план Гутьяра). Из них открывается в сторону маленькой гостиной двухстворчатая дверь (см. фото Г.В. Каррика № I).
Обои. Рисунок обоев можно определить по фотографии Г.В. Карика № 1. М.З. Михайлова, дочь камердинера И.С. Тургенева, писала В.А. Юрьеву: «Из этой комнаты, направо была столовая, налево – гостиная. Обои во всех этих трех комнатах были светлые, но рисунки их разные».[39] Можно сделать вывод, что тон обоев в столовой был светлый.
Пол – гладкий, блестящий (фото Г.В. Каррика № 1).
Освещение. Мурье пишет: «На потолке люстра».[40]
«Маленькая гостиная»
Двери. Пять дверей: в столовую, угольную гостиную, в комнату Захара, коридорчик с лестницей в мезонин и на террасу. Из них двухстворчатые двери ведут в столовую и «угольную гостиную» и открываются в сторону малой гостиной, в комнату Захара одностворчатая дверь (см. фото Г.В. Каррика № 1).
По фотографии Г.В. Каррика можно определить характер двери и дверной ручки. На террасу ведет одностворчатая, наполовину застекленная дверь, которая открывается в сторону террасы (см. фото Г.В. Каррика «фасад дома» и рис. С. Кольман 1884 г.). Из «маленькой гостиной» «попадаешь через стеклянную дверь с нижнего балкона»,[41] – писал в воспоминаниях П. Мосошенко.
Обои. Тон обоев светлый (см. письмо М.З. Михайловой – В.А. Юрьеву. 1937).
Рисунок обоев можно определить по фотографиям Г.В. Каррика, корреспондента «Русского слова» (фото № 2) и гравюре А.И. Зубчанинова.
«<…> одна дверь выходит на лестницу балкона, через другую можно пройти в комнату с двумя окнами, оклеенную обоями с пестрыми цветами» (Ж. Мурье).[42]
Пол блестящий, гладкий, возможно, «выкрашен под паркет», так как на фото Каррика есть намек на какой-то рисунок (см. фото Г.В. Каррика № 1).
Освещение. В углу комнаты на подставке мраморный светильник в виде урны (см. гравюру И.А. Зубчанинова).
«Угольная гостиная»
Двери две – в маленькую гостиную двухстворчатая (см. фото Г.В. Каррика № 1) и в кабинет-спальню одностворчатая, о чем свидетельствует П. Мосошенко: «Направо от входа, ближе к окнам, была дверь одностворчатая – в третью комнату – кабинета с двумя окнами в сад».[43]
Обои. Рисунок обоев можно определить по фотографии Г.В. Каррика № 1.
«Обои белые с золотом»,[44] – пишет Мурье.
Пол – гладкий, блестящий, возможно, расписан под паркет: заметны следы половиц и какого-то рисунка (см. фото Каррика № 1).
Занавески, портьеры. С.Г. Щепкина, жена управляющего, в воспоминаниях, относящихся к 1881 году, писала: «В одно из воскресений зашла я из церкви к Ивану Серг<еевичу>, и, раздвинувши голубую портьеру гостинной, увидала его шедшего ко мне навстречу <…>».[45]
Дочь С.Г. Щепкиной в письме к В.А. Юрьеву сообщала: «В гостиной у И.С. были голубые портьеры».[46]
По фотографии Г.В. Каррика можно определить характер и рисунок карнизов и занавесок на окне (см. фото Г.В. Каррика № I).
Мурье писал: «<…> ламбрекены из темного кретона с розовыми цветами ниспадают с карнизов из орехового дерева на кисейные шторы».[47]
Освещение. «Перед высоким зеркалом в рамке красного дерева на столике с выгнутыми ножками два высоких канделябра с тремя ответвлениями – стиль ампир».[48] Фотографии этих двух канделябров приводятся в книге Ж. Мурье «И.С. Тургенев в Спасском».
«Кабинет-спальня»
Двери три: – в угольную гостиную, «казино» и комнату Захара (см. план Гутьяра). Все двери одностворчатые (см. фото Г.В. Каррика № 2). По фотографии Г.В. Каррика можно определить характер двери и дверной ручки.
Обои. «Из гостиной вела дверь в кабинет, где обои были темные, коричневые»[49] (М.З. Михайлова – В.А. Юрьеву).
«Спальня Тургенева, которая служила ему рабочим кабинетом, была расположена рядом с гостиной. Она небольших размеров, оклеена темными обоями в цветах».[50]
Рисунок обоев можно определить по фотографии Г.В. Каррика (фото№ 2).
Окна. «Перед широким, массивным письменным столом красного дерева, расположенным перпендикулярно к окнам, на которых висят занавеси из пестрой шерстяной материи, смесь желтого с красным, стоит плетеное кресло».[51]
Характер занавесок можно уточнить по рисунку С. Кольман («Московский листок», № 33, 1908, стр.8), который совпадает с описанием Ж. Мурье. По этому же рисунку можно определить и форму карнизов.
Освещение. На рисунке С. Кольман изображена свеча в подсвечнике, которая стоит на ночном столике И.С. Тургенева.
Ж. Мурье пишет: «На письменном столе, крытом зеленым сукном, бронзовый подсвечник, снабженный прозрачным экраном, на котором нарисованы на фоне пейзажа маленькие фигурки, которые прогуливаются и танцуют».[52]
Об этом же подсвечнике в воспоминаниях писал М.А. Щепкин: «<…> на столе, кроме письменных принадлежностей, стоял старинный темно-бронзовый подсвечник на две свечи с подвижным абажуром, имевшим какой-то замысловатый рисунок».[53]
Пол – гладкий, блестящий, следов рисунка не заметно (см. фото Г.В. Каррика № 2).
«Казино»
Двери четыре: в кабинет, библиотечную, коридорчик, ведущий в комнату Савиной и на террасу (см. план Гутьяра и фото Г.В. Каррика № 2). Из них одностворчатые двери ведут в кабинет, библиотечную (фото № 2) и на террасу – открываются в сторону террасы (см. фото южного фасада дома).
На плане Гутьяра в «казино» была отмечена еще одна дверь, ведущая в «комнату Савиной», однако это противоречит другим данным и ничем не подтверждается.
М. Щепкин пишет: «Из “казино” и из кабинета были еще маленькие дверки в особый коридорчик, который вел в Савинскую комнату, расположенную рядом с “казино”, окнами на север, во двор».[54]
«Огромные окна и застекленные панели освещают “казино”, род салона-библиотеки, одна из дверей которой выходит на террасу».[55]
Обои. «Из кабинета выходила дверь в “казино”, обои в этой комнате были желтоватые» (М.З. Михайлова – В.А. Юрьеву). Цвет обоев можно уточнить по этюду Я.П. Полонского «Тургенев в кресле», 1881 г.
В связи с отсутствием фотографий “казино”, рисунок обоев возможно определить по рисунку С. Кольман.
Пол: гладкий, блестящий, без рисунка (фото Г.В. Каррика № 2). Цвет пола можно определить по рисунку этюда Я.П. Полонского.
Освещение. На столе «геридоне» лампа с абажуром (фото Г.В. Каррика № 2). На рисунке С. Кольман изображена на «геридоне» свеча в подсвечнике.
«Библиотечная-биллиардная»
Двери две (план Гутьяра): в «казино» и комнаты для гостей – двухстворчатая (см. фото корреспондента «Русского слова», «Искры» № 33, 1903, стр. 260). На фотографии библиотеки, помещенной в «Искрах», виден один порог, ведущий из библиотечной в комнаты для гостей.
Обои. Рисунок обоев можно определить по фотографии, помещенной в «Искрах», а также по рисунку С. Кольман, который не противоречит фотографии.
От пола до уровня несколько выше окон – панели с рисунком, отличающимся от рисунка обоев. (см. фото в «Искрах»).
Пол: гладкий, без рисунка (см. фото Г.В. Каррика № 2). Цвет пола – этюд Я.П. Полонского.
На рисунке К. Кольман видны широкие половицы, однако это не подтверждается другими материалами.
Печь. На фотографии, помещенной в «Искрах» видна на стене отдушина, видимо, печная.
Приложение к материалам по реставрации
Дверные ручки и шпингалеты в усадебном доме должны быть обязательно медные.
Дверных ручек для наружных дверей необходимо –12;
для внутренних дверей (вместе с мезонином) – 46;
шпингалетов на окна – 188
Оформление окон.
Кисея – очень тонкая ткань, могла быть шёлковая, с рисунком или набивным узором. Из современных тканей можно заменить капроном.
Кретон – плотная хлопчато-бумажная ткань, возможно, в рубчик, с набивным рисунком или без рисунка.
Ламбрекены – для оформления верха окон, разнообразные по форме, – полотняные, хлопчато-бумажные или холщевые с вышивкой.
Портьеры – возможно, хлопчато-бумажные, гладкие или с набивным рисунком.
Во всех случаях можно использовать современную хлопчато-бумажную ткань с неярко выраженным рисунком.
Заказ обоев.
Адрес: Москва, ул.Верхне-Красносельская, д. 2 (метро Красносельское).
Директор Гелис Матвей Григорьевич.
Стоимость 1 валика из существующих образцов 15-30 руб.
Стоимость 1 валика с новым рисунком 300-400 руб.
Делать заявку на обои от Министерства культуры РСФСР Министерству целлюлозно-бумажной промышленности.
Горка орехового дерева, дверца и боковые стенки стеклянные, задняя стенка была зеркальной. Горка стояла на круглых ножах.
Датируется второй половиной XIX века.
Адрес: Москва, Ленинградский проспект, 14, кв. 297.
Татьяна Александровна Вольтер.
Николай Николаевич Матвеев-Бодри.
Домашний телефон: 2-53-01-72.
Освещение
Необходимо приобрести:
3 лампы-люстры (Библиотечная, комната Савиной);
торшер-лампа переносной (библиотечная);
2 люстры под свечи (Угольная гостиная, столовая);
5канделябров (Угольная гостиная, «казино», столовая)
2 подсвечника (кабинет, библиотечная, комната Савиной)
2 керосиновые лампы («казино», М. гост) бра (проходные комнаты)
[1] См. начало в сб. «Тургеневский ежегодник 2015 года». Орел, 2017. С. 219-232.
[2] [Электронный ресурс]//https://www.facebook.com/natalia.bogdanova.144
[3] Щепкин М.А. Село Спасское-Лутовиново, усадьба И.С. Тургенева // «Исторический вестник», 1916, февраль. С. 552. В дальнейшем: Щепкин М.А., с указанием страницы.
[4] Василевский М.Н. Тургеневское имение // «Вестник литературы», 1912, № 8. С. 301.
[5] 1 аршин соответствует 71 см. 12 мм.
[6] См.: Пояснение к плану, составленному Н.М. Гутьяром в 1898 году. Кн. Описание материалов Пушкинского Дома. И.С. Тургенев. IV. АН СССР. М.-Л., 1958. С. 155. В дальнейшем: Описание материалов Пушкинского Дома, с указанием страницы.
[7] Мосошенко П. Воспоминания о Спасском-Лутовинове, усадьбе-заповеднике И.С. Тургенева. Машинопись. Март 1937. С.2. ОГЛМТ, инв. 4399 оф. В дальнейшем: Мосошенко П., с указанием страницы.
[8] Щепкин М.А. С. 552.
[9] Мурье Ж. И.С. Тургенев в Спасском. Пер. Л.Н. Соколовой. СПб., 1899. С. 116. В дальнейшем: Мурье Ж., с указанием страницы.
[10] Там же. С. 116.
[11] Щепкин М.А. С. 553.
[12] Мосошенко П. С. 4.
[13] Римскими цифрами обозначены помещения в плане Н.М. Гутьяра.
[14] Щепкин М.А. С. 552.
[15] Полонский Я.П. И.С. Тургенев у себя в его последний приезд на родину. М.: Проза, 1988. С. 399.
[16] Колонтаева В. Воспоминания о селе Спасском// «Исторический вестник». 1885. XXII. С. 52. В дальнейшем: Колонтаева В., с указанием страницы.
[17] Описание материалов Пушкинского Дома. С. 155.
[18] Мурье Ж. С. 120.
[19] ПСС и П.(1). Письма. Т. XIII, кн. 1. С. 103. Письмо к М.Г. Савиной от 22 июля /3 августа 1881г.
[20] Щепкин М.А. С. 554.
[21] Описание материалов Пушкинского Дома. С. 155.
[22] Щепкин М.А. С. 554.
[23] Мурье Ж. С. 120.
[24] Описание материалов Пушкинского Дома. С. 155.
[25] Там же. С. 156.
[26] Щепкин М.А. С. 561.
[27] Там же. С. 564.
[28] Там же. С. 555.
[29] Колонтаева В. С. 63-64.
[30] А.Я. Полонский – Я.П. Полонскому. 31 мая 1881 г. Автогр. ИРЛИ 1185 XXIX, б.1.
[31] См.: Громов В.А. Первые снимки Спасского//«Орловская правда». 1986 г., 31 мая.
[32] «Ведомости» хранятся в фондах ОГЛМТ, инв. 198 оф, 199 оф.
[33] Там же. Инв. 198 оф.
[34] Там же. Инв. 199 оф.
[35] Тургенев И.С. ПСС и П (1). Т. ХШ, кн. 1. С. 82.
[36] Хранится в фондах ОГЛМТ. Л. 7. Инв. 198 оф.
[37] Жидкова С.Л. Опись имущества Ивана Ивановича Лутовинова в собрании Орловского государственного литературного музея И.С. Тургенева//И.С. Тургенев. Новые исследования и материалы. IV. М.-П., 2016. С. 831-834.
[38] Мурье Ж. С. 111.
[39] М.З. Михайлова — В.А. Юрьеву. 3 сент. 1937 г. Из архива В.А. Юрьева. ОГЛМТ.
[40] Мурье Ж., стр. 111.
[41] Мосошенко П. С. 4.
[42] Мурье Ж. С. 116.
[43] Мосошенко П. С. 2.
[44] Мурье Ж. С. 116.
[45] Щепкина С.Г. «И.С. Тургенев в Спасском-Лутовинове» // «Красный архив». № 3(100). М., 1940. С. 205.
[46] Е.Н. Щепкина – В.А. Юрьеву. 15 июля 1937 г. Из архива В.А. Юрьева. Фонды ОГЛМТ.
[47] Мурье Ж. С.116.
[48] Там же. С. 116.
[49] М.З. Михайлова – В.А. Юрьеву. 3 сент. 1937 года. Из архива В.А. Юрьева. Фонды ОГЛМТ.
[50] Мурье Ж. C.118.
[51] Там же. С. 119.
[52] Там же. С. 119. Ошибка в переводе, нужно: «<…> которые прогуливаются или танцуют».
[53] Щепкин М.А. С. 553.
[54] Там же. С. 554.
[55] Мурье Ж. С.120.