Иллюстрации П.П. Соколова в дореволюционной почтовой открытке.

Иллюстрации П.П. Соколова в дореволюционной почтовой открытке.

Продолжая знакомить посетителей сайта с коллекцией дореволюционных почтовых открыток в фонде музея, обращаем внимания на тот факт, что большая их часть была изготовлена фототипией Карла Фишера.

Карл Андреевич Фишер (1859-1923) являлся известным фотографом, владельцем одного из крупнейших фотографических заведений в Москве «К. Фишер, бывшая Дьяговченко», одним из основателей и членом Русского Фотографического общества.

В 1892 году при ателье Фишера были открыты фотолитография, цинкография и художественная фототипия для «всякого рода изданий».

Фототипия – типография, где печатались иллюстрации особым методом с использованием светочувствительных свойств желатина. По сравнению с другими методами печатания, применявшимися в те годы, способ фототипии позволял добиваться высокого качества изображения. К. Фишер имел право на выполнение репродукций с произведений изобразительного искусства.

Фонд музея располагает коллекцией почтовых открыток фототипии К. Фишера с иллюстрациями П.П. Соколова.

Сын известного мастера акварельного портрета, Петра Федоровича Соколова, и родной племянник (по матери) знаменитого Карла Брюллова, Петр Петрович Соколов (1821-1899) вырос в атмосфере искусства; художниками стали и его братья – Павел и Александр. Однако академию художеств он не закончил, проучившись там три года. Жадный интерес Соколова к живой действительности, реалистическому изображению которой он отдавал свое дарование, никак не увязывалось с застылостью академических программ. Звание академика П.П. Соколов все же получил, но случилось это уже в конце его жизни.

Начинал П.П. Соколов по примеру отца с портретного жанра, любил акварельный рисунок. Был он неутомимым путешественником и страстным охотником, именно этот факт в значительной мере определял темы его творчества — жанровые сцены, сцены охоты.

Но наиболее глубокий след в русском искусстве отставили иллюстрации П. Соколова, в которых объединились лучшие качества его дарования. Являясь современником писателей, чьи произведения он иллюстрировал, Соколов выбирал произведения, близкие ему по духу.

    Очень любил художник родственные ему по переживаниям «Записки охотника» И.С. Тургенева, к ним он обращался неоднократно, в течение нескольких лет. Особенную славу заслужили иллюстрации к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя. Создав в конце 1880-х годов серию красочных акварелей, художник вскоре взялся за ту же тему, но уже в технике черной акварели, значительно упрощая и заостряя композиции цветной серии.

Как иллюстратор Соколов передает в своих рисунках не только события и характеры произведений, но и реальную обстановку, окружающую героев произведений. Строго и внимательно отбирая детали, художник точно следует текстам писателей, а полнота реалистического видения и острота характеристик отличает все иллюстрации П.П. Соколова.

Надеемся, что, посмотрев нашу коллекцию, посетителям сайта захочется перечитать произведения любимых классиков.

 

Автор: Хранитель изобразительных источников научно-вспомогательного фонда – Котляр Е.А.

Смотреть полную версию фотогалереи >>