К  ИСТОРИИ  СОЗДАНИЯ  МУЗЕЯ  ПИСАТЕЛЕЙ-ОРЛОВЦЕВ

К  ИСТОРИИ  СОЗДАНИЯ  МУЗЕЯ  ПИСАТЕЛЕЙ-ОРЛОВЦЕВ

Л.М.Маричева (г. Орел)

 

К  ИСТОРИИ  СОЗДАНИЯ  МУЗЕЯ  ПИСАТЕЛЕЙ-ОРЛОВЦЕВ

//  Тургеневский ежегодник  2011-2012 гг./ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2013                           

 

                                                                                  

Документы научного архива ОГЛМТ позволяют чуть не по годам проследить историю Музея писателей-орловцев, которая самым тесным образом связана с Тургеневским музеем и началась задолго до официального открытия в 1957 году.

Начало ей было положено в 1909 году, когда  на бывшей улице Садовой 10, ныне улице Тургенева 13, приобрела старинный особняк жена орловского вице-губернатора Ольга Васильевна Галахова, наследница двух великих земляков – писателя И.С.Тургенева и поэта А.А.Фета – и разместила в нём унаследованные от них вещи.

Октябрьская  революция изменила ход истории в России, а вместе с ней и течение жизни одного из самых известных и гостеприимных домов города. 

 22 июля 1918 года городские власти принимают постановление о муниципализации жилья в Орле и вскоре в Наркомпрос приходит тревожное письмо от Галаховой с просьбой сохранить тургеневские вещи, документы, рукописи и библиотеку, находящиеся в её орловском доме. Меры по сохранению тургеневского наследия были приняты незамедлительно.

4 сентября 1918 года Галаховы получают охранную  грамоту  на дом и  уже 1 октября ещё до официального утверждения Главнаукой, дом Галаховых был занят под музей. Первыми официальными его сотрудниками становятся курьеры: Пенькова Катерина Даниловна 16 лет и Краснов Платон Спиридонович (очевидно, из бывшей прислуги Галаховых). Телеграмму Наркомпроса с уведомлением о создании в доме музея Галаховы получают десять дней спустя. Содержание её хорошо известно:                                                                                                                                                                                     «Ваш дом со всеми тургеневскими вещами назначен музейною коллегиею Наркомпроса под музей Тургенева.  Председатель коллегии  Троцкая».

16 октября 1918 года заведующим музеем был утверждён  широко образованный Михаил Вениаминович Португалов  (1879-1927).

1 ноября 1918 года началась передача музею вещей Тургенева и Фета, опись которых составляла старшая дочь Галаховых Кира Николаевна Галахова. 13 ноября Галаховы, наконец, получают официальное  удостоверение о реквизиции дома под музей: «Дано настоящее удостоверение гражданину Н.П.Галахову в том, что дом его на Садовой улице 10 реквизирован под устройство Музея-Библиотеки им. И.С.Тургенева и находится в ведении Центрального библиотечного отдела. Зав. музеем  Португалов».            

Тургеневский музей создаётся в короткий срок, и уже 24 ноября 1918 года состоялось его торжественное открытие, на котором присутствовал комиссар Ярмак. В тот же день, встревоженный негативным отношением  Ярмака к вещам Тургенева и Фета, М.В.Португалов писал Ивану Алексеевичу Друганову, эмиссару Библиотечного отдела от Наркомпроса, внёсшему значительный вклад в сохранение и доставку в Орёл остававшихся в галаховской усадьбе Клеймёново и во Мценске тургеневских и  фетовских вещей и библиотеки: «Был ярый комиссар Ярмак, который остался доволен устройством музея. Однако, он считал, что мебель И.С.Тургенева и А.А.Фета  – это следы помещичьего быта и должны быть уничтожены».

Значительное количество (51 единица) ценной  мебели (Николаевской эпохи и стиля «Жакоб») полузабытого поэта Фета необходимо было спасать, и на следующий день после открытия музея,  т.е. 25 ноября, Португалов  сообщал в центр своему начальству: «При музее организуется особая «Писательская» комната им.Фета-Шеншина, где будут собираться и храниться все книги, вещи и материалы, касающиеся писателей уроженцев Орловской губернии, таким образом, наш музей действительно является наглядным пособием при изучении и исследовании литературы и вопросов психологии творчества». 

В 1918 году только что открывшийся музей несколько раз посетил П.Н.Щёкин-Кротов1 и по свежим впечатлениям опубликовал в 1919 году  небольшую брошюру «Тургеневский музей в Орле», в которой есть упоминание и об этой комнате. Он писал: «Из передней Вы входите в бильярдную-библиотеку.

В особых двух комнатах сосредоточена обстановка гостиной, кабинета и отчасти столовой Тургенева. Библиотека Тургенева и его предков заполняет ещё три комнаты. Это целый клад… Наиболее уютной комнатой является кабинет-спальня поэта Тургенева.

 В соседней комнате собраны вещи Шеншиных (выделено мною – Л.М.).

На стенах портреты Алексея2 Аф. Фета-Шеншина, на столах разложены его стихотворения, переводы античных авторов; здесь хранятся письма известного писателя Лескова. В эту комнату по проекту заведующего музеем М.В.Португалова будет собираться всё, что относится к памяти писателей, уроженцев Орловской губернии»3.

Предисловие к брошюре, в котором автор благодарит за ценные объяснения М.В.Португалова, помечено декабрём 1918 года, т.е. можно считать, что фактически «Писательская» комната уже начала своё существование.

С начала 20-х годов комната им.Фета стала быстро пополняться  новыми экспонатами. М.В.Португалов в «Кратком путеводителе по тургеневскому музею» за 1921 год перечисляет  представленные в ней имена известных земляков Тургенева и его друзей-современников:  «Здесь обстановка Фета,– пишет Португалов. – Мебель двух сортов: старинная Николаевской поры и новомодная, стиля «Жакоб» (модернизированный).

По стенам портреты писателей, уроженцев орловской губернии: Фета, Мценского уезда;  Апухтина, Болховского уезда; Тютчева, Брянского уезда; Лескова, Орловского уезда; Грановского, Орёл; Писарева, Елец; Леонида Андреева, Орёл, а также друзей-современников Тургенева и Фета, как-то:  братьев И. и П. Киреевских, Герцена, Огарёва, Полевого Н. (1796-1846, автора  исторических романов), профессора Кавелина, портрет-фотография И.А.Бунина. Интересна группа молодёжи 40-х годов: Тургенев, Станкевич, Белинский, Герцен, Огарёв, Бакунин и Грановский.

Затем группа писателей 1857 года: Тургенев, Сологуб, Лев Толстой, Некрасов, Григорович и Панаев. На стенах переводы и сочинения Фета с автографами»4.

Комната теперь уже  официально названа «Писательская» им.Фета.

В это же время в Орле организуется инициативная группа под председательством Александра Вячеславовича Германо, которая через газету «Известия» поместила объявление о создании «Музея местных писателей».

20 апреля 1921 года газета «Известия», в разделе «Хроника» под заглавием «Музей местных писателей» сообщала: «В Орле открывается литературный музей местных писателей, обнажающий собой жизнь, творчество и деятельность литераторов орловского края. Весь материал просят направлять по адресу: Орёл, Тургеневская, 24, секретарю инициативной группы по устройству музея Илье Лукашину.

Группа состоит из следующих лиц: председателя Германо, секретаря Лукашина и членов С.Чеснокова, И.Прокофьва и Евг. Селезнёвой.

Материал просят направлять лишь тех лиц, у которых имеется литературный стаж, т.е. если они печатались».

В объявлении речь идёт о писателях предреволюционного и революционного времени, т.е. о современниках.

Из дальнейшего развития событий следует, что «Музей местных писателей» так и не был  открыт, но его идея продолжила жизнь в стенах Музея-Библиотеки им. И.С.Тургенева.

В 1924 году в Орле было создано краеведческое общество5, в деятельность литературной подсекции которого активно включился тургеневский музей. Это открыло новые возможности для выявления и пополнения коллекции орловских писателей.

Из намеченных в плане музея работ на 1924/1925 год значилось: «расширение отдела «Писательской» комнаты им.Фета путём собирания материалов об уроженцах Орловского края прошлого века» и  «составление библиографического указателя о жизни и творчестве: Тютчева, Фета, Апухтина, Лескова, Писарева, Андреева, Якушкина, Раича и др. уроженцев Орловского края».

«Можно надеяться, что возникновение при Обществе краеведения литературной подсекции музейной секции окажет в данном деле своё воздействие», – писал  М.В.Португалов.

Организация литературной подсекции  при Обществе краеведения дало новый импульс к дальнейшей разработке писательской тематики, включив в неё современных писателей. Музей становится литературно-показательным, что было отмечено в отчёте за 1924 год «Тургеневский музей, – говорилось в отчёте, – является «общим литературно-показательным музеем, посвящённым не только памяти одного И.С.Тургенева, но и других уроженцев местного края, как прошлых лет, так и современности».

В июле 1925 года теперь уже в стенах тургеневского музея был создан целый краеведческий отдел, занимал две «писательские» комнаты – № 3 и №6. В первой из них были сосредоточены портреты и библиографии орловских писателей за два периода: 1825-1890 годы и 1890-1915 годы.

 Вторая посвящена исключительно периоду «до- и после- революционному» (1915-1925).                       

В информационном бюллетене за 1925 год сообщалось: «в тургеневском музее 8 комнат, считая вестибюль. Из них 6 посвящены И.С.Тургеневу, одна писателям, уроженцам Орловского края ХIХ века и …с нынешнего 1925 года присоединилась ещё сюда «писательская вторая» комната-Орловских писателей с конца ХIХ века до наших лет…».

По поводу первой «писательской» комнаты М.В.Португалов писал: «С самого начала его (музея) возникновения была основана «Писательская» комната им.Фета, т.е. в 1918 году».   

Собирание литературно-краеведческого материала сделалось одним из главных направлений в работе музея на несколько лет.

Тогда же М.В.Португалов помещает в московских «Известиях» в декабре  1925 года письмо с просьбой направить в орловский тургеневский музей материалы для его пополнения, которое нашло большую поддержку как в Орле, так и за его пределами. Последовали отклики из Москвы Ленинграда, Брянска, Псковской губернии, Одессы и др.

 Отозвались некоторые орловцы из современных литераторов и газетных работников: Лебедев, Германо, Боканов. Число музейных экспонатов стало увеличиваться и за счёт обильного поступления газетных и рукописных материалов. 

  В результате в 1926 году отдел насчитывал около 200 экспонатов: это книги, журналы, брошюры, рукописи, фотографии и автографы.

Таким образом, с установлением в Тургеневском музее краеведческого направления собирательская деятельность его значительно расширилась, а пополнившаяся музейная коллекция предоставляла возможность изучать прошлое и настоящее не только крупных писателей, но и мало известных на тот момент местных литераторов.

В это же время было чётко определено  понятие «местного –Орловского края», под которым подразумевалась вся Орловская губерния как сложившаяся в её историческом прошлом, так и в обновлённом виде, т.е. с уездами, присоединёнными после революции 1917 года. В силу этого, изучение литературы касалось  памятников и писателей Брянского уезда Орловской губернии, и нового Новосильского  уезда входившего ранее в состав Тульской губернии.

В работе музея были намечены те виды  деятельности  в изучении литературы местного края, которые остались актуальны и сегодня: собирательская, научно-исследовательская, выявление творчества местных авторов и постановка  краеведения, как предмета изучения литературы в школе.

Собирательская деятельность включала в себя пополнение музейной коллекции произведениями  писателей и поэтов, как уроженцев местного края, так и тех, кто провёл на орловской земле значительную часть своей жизни, оставив при этом свой творческий след. Необходимо было также заниматься выявлением и поиском ценных материалов, имеющих отношение к  биографии и творчеству литераторов. Собиранию подлежали  и произведения устного народного творчества, как-то: сказки, песни, плачи, заговоры, загадки, пословицы, частушки.

Под научным изучением литературы местного края подразумевалось – составление полной и научной биографии местного писателя и освещение её на основе вновь добытого и критически проверенного материала. Кроме того, исследованию подлежали явления местного быта и культурно-исторического прошлого края, нашедшие отражение в произведениях данного писателя.

Выявление новых литературных сил из рабочей и крестьянской молодёжи планировалось осуществлять путём зачитывания их рукописей на собраниях. Эти произведения надлежало печатать при  наличии средств.

Преподавание краеведения, как предмета изучения литературы в школе, означало изучение с краеведческим уклоном творчества местных писателей разного литературного периода и направлений. При этом в качестве примера назывались имена Тютчева, Тургенева, Фета, Лескова, Андреева и др.

В протоколе совещания Историко-культурной секции краеведческого общества от 19-го июня 1926 года по поводу преподавания литературного краеведения в школе было сказано, что «громадным научно-показательным подспорьем для осуществления этой последней задачи, является достаточно оборудованный литературно-краеведческий музей, каким можно признать Тургеневский с обширным библиографическим материалом, стенными таблицами и экспонатами». 

В 1926 году музей планирует заниматься изучением жизни и творчества всех орловских писателей на несколько лет вперёд. В проектно-производственном плане Тургеневского музея на 5 лет (1926-1930) было чётко обозначено изучение жизни и творчества не только Тургенева, но «всех писателей-уроженцев и деятелей Орловского края в его нынешних и прежних пределах», т.е. в границах Орловской губернии до и после 1917 года. 

К 1927 году музею настоятельно требовались экспозиционные изменения в связи с тем, что «писательские» комнаты, занимавшие на тот момент 3-й и 4-й залы от начала осмотра музея, мешали целостному восприятию экспозиции, посвящённой  И.С.Тургеневу.

21 января 1927 года на совещании Историко-культурной секции, Вера Михайловна Викторова, исполнявшая обязанности заместителя заведующей музеем, сделала доклад на тему: «Тургеневский музей в Орле», в котором наметила основные моменты его реорганизации. О «писательских» комнатах в докладе сказано следующее: «Третья «Комната писательская им.Фета» заполнена портретами поэтов, писателей-друзей и современников Тургенева, большая часть которых является уроженцами Орловской губернии: Тютчев, Фет, Лесков, Апухтин, Л.Андреев и др. Обстановка этой комнаты принадлежала Фету и поступила сюда из Клеймёнова. Это мебель красного дерева Николаевской эпохи, часть предметов стиля «Жакоб».

Четвёртая комната (по порядку расположения) занята отделом краеведческой литературы – материалами о писателях, имеющих исключительно местное значение. Для пополнения этого отдела собираются все печатные труды этих писателей, их иконография, также песни, сказки, частушки, приметы и поговорки Орловской губернии Обстановка этой комнаты состоит из частей мебели Фета стиля «Жакоб» и буфета Тургенева красного дерева».  

Предлагалось первые четыре комнаты отдать Тургеневу – гостиная, кабинет-спальня, библиотечная-бильярдная и мемориальная. Пятую посвятить писателям-орловцам – современникам Тургенева: Фету, Тютчеву, Лескову, Апухтину и Грановскому с  указанием  на их связь с ним в личной и общественной жизни. Здесь же экспонировать  фетовскую мебель. Шестую комнату сделать краеведческой, и в ней представить писателей-орловцев дореволюционной и революционной эпохи. 7-ю и 8-ю  комнаты  опять посвятить Тургеневу – читальню им.Тургенева с  бюстом писателя в центре и уголком его  парижской жизни.  

 В резолюции  по докладу было сказано: «Принимая во внимание построение музея по методу комбинированному, заключающемуся в полном выявлении жизни и творчества Тургенева в связи с литературной эпохой, признать существенным, чтобы в построении музея принцип биографический не подавлял литературно-показательного». Председательствовал на том совещании М.В.Португалов.                    

2 июля 1927 года М.В.Португалов скончался в Гаспре в Крыму и с 1 августа  на его место был назначен Виктор Сергеевич Растопчин известный как поэт под псевдонимом Иванов.

Фактически обязанности заведующей музеем стала исполнять В.М.Викторова,  служившая  в музее с 1922 года. 

Одной из инициатив Тургеневского музея в этот период в области продвижения орловских литераторов было предложение В.М.Викторовой увековечить память уроженца города Орла Т.Н.Грановского, возбудив ходатайство об установлении мемориальной доски на доме историка и переименовании бывшей Введенской улицы в ул.Грановского.    

Другой инициативой стало решение издать отдельной брошюрой доклад члена Орловского краеведческого общества Ф.Ф.Руднева «Знаменитые уроженцы Орловского края».

 С  конца 20-х годов усилилось давление на музеи со стороны властных структур. Партийность и классовость в их деятельности стали строго обязательны. В апреле 1928 года В.М.Викторова (урождённая княжна Оболенская) была снята с работы с формулировкой «за бездеятельность и несоответствие к данной работе» и привлечена по «Делу краеведов» в числе 92-х человек, обвинявшихся по 58-й статье. Впоследствии все они были реабилитированы.

 В начале мая 1928 года на смену В.М.Викторовой заведовать музеем пришёл Семён Данилович Рудных, до этого работавший два года заведующим экскурсионным отделом  в орловском РОНО.

Целевой установкой в работе музея становится марксистский подход  как «в области изучения Тургенева, так и других орловских писателей: Фета, Тютчева, Апухтина, Лескова, Л.Андреева, Якушкина, Козьмы Пруткова и т.д. в особенности современников: И.Вольнова, М.Пришвина, И.Новикова, И.Каллиникова и т.д.».

 В связи с этим 11 сентября 1928 года на заседании Правления Орловского Государственного Областного музея принимается решение о закрытии двух комнат Тургеневского музея до конца перемонтировки. Реорганизацию экспозиции, намеченную на 1929-1930 годы, требовалось осуществить на принципах марксизма-ленинизма.

Писателей  предлагалось представлять в соответствии с их социальной репутацией и взглядами, подключив к ним и артистов, уроженцев Орловского края. Схема была следующей: «1. Обстановка (мебель) исключительно Фета. 2. Тютчев. 3. Апухтин.  4. Лесков. 5. Андреев. 6. Бунин. 7. Орловцы – артисты: Карпов, Федотова, и Николаев, Орловский театр). 8. Раич.

Сороковые годы (западники и славянофилы)

Грановский (кружок Станкевича), Киреевские  (славянофилы), (народники Якушкин), народовольцы (картина Пчелина — Плеханов), развитие рабочего движения;

Мелкобуржуазные писатели: Каллинников, Горский, Сокол, Ковалевский, Тиняков и др.

Редакция «Орловская правда» и редакторы Васильев и Селихов.

Уголок Литгруппы «Новая Ярь»: стенгазеты, литстраницы и литература.

Все уголки диалектически связаны между собой».

Но и этому плану реорганизации экспозиции не суждено было воплотиться в жизнь.

В 1930 году Тургеневский музей на правах филиала вошёл в состав Музея местного края, до этого с 1924 года пребывавшего в составе Орловского Государственного Областного музея.

Весной 1930 года С.Д.Рудных сменяет новый заведующий музеем Б.А.Ермак,  который под пристальным контролем органов партийной и советской власти, совершает  коренную реорганизацию всей структуры музея, существовавшую до него.

В кратком отчёте о работе музея в период за апрель-июнь 1931 года Борис Александрович Ермак писал: «Музей мною принят к апрелю 1930 года. В течение апреля и по 1 мая 1930 года шла первичная реорганизация экспозиции музея. Экспозиция страдала бессистемностью и недостаточно была идеологически последовательна. Представленный мною план реорганизации был одобрен Правлением, а также советской общественностью в лице созданного Совета музея из представителей Горкома партии, Горкома комсомола, профорганизации, литературной секции научного общества, рабочих фабрики, администрации окружного и тургеневского музея.

В результате реорганизации было  создано 4 новых отдела:  «усадьба», «писатели – уроженцы Орловского края», «писатели-современники» и «читальня-лаборатория», библиотечно-бильярдный отдел переведён в другую комнату».                               

«Писательская» комната им.Фета после реорганизации под именем поэта более не упоминалась.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

В 1934 году отделы музея имели 14 разделов – 12-й, 13-й, и 14-й были посвящены писателям-орловцам: дооктябрьского периода; после-октябрьского периода и  писателям  области, СССР, зарубежным писателям и друзьям СССР. Здесь же находилась читальня – аудитория для массовой работы музея.

Что же представляли собой эти  разделы в то время?

В разделе «писатели-орловцы» дооктябрьского периода была «построена конструкция» с таким расчётом, чтобы  каждый крупный писатель имел соответствующее место с разработанным для него  материалом, который мог пополняться  новым, полученным от современных писателей-орловцев.                                                                                                                                                                                                                                                  

В «читальне-лаборатории» также  была построена во всю комнату конструкция для выставки, на которой были представлены писатели советского Союза, Орловской области и зарубежные писатели-друзья СССР. При каждом из них  находились разработанные музеем анотации.

В этой же комнате был организован кабинет школьника, в котором школа на музейном материале могла проводить уроки по литературе.

После ликвидации краеведческой организации в Орле музей, с целью изыскания материалов по писателям-орловцам и современному фольклору,  проводил экспедиции в Спасское-Лутовиново, Москву, Тулу и Егорьевск.

В 1934 году Орел и прилегающие районы вошли в состав Курской области, поэтому в  плане работы музея  на 1935 год было предусмотрено  изыскание материалов не только по писателям-орловцам, но и писателям Курской области. Понятие писателей Орловского края было чётко определено границами Орловского  района.

В тот год Наркомпрос и Облисполком принимают решение о создании областного литературного музея, и выполнение его возлагают на Тургеневский музей. Экспозицию, посвящённую Тургеневу предполагается оставить в галаховском доме. Однако из-за отсутствия помещения для этой цели, поставленная задача выполнена не была.

По этому поводу в отчёте работы музея за 1934 год было сказано, что «решения, вынесенные …Воронежским и Курским облисполкомами о передаче Тургеневскому музею соседнего с музеем помещения, занимаемого  Детпрофамбулаторией,– до сих пор не реализованы и, более того, Орловский Горсовет отказывается выполнить это решение, ссылаясь на то, что нет помещения для  Детпрофамбулатории».      

 В 1935 году Б.А.Ермак на запрос академика АН СССР М.П.Алексеева  перечисляет имена  орловцев, представленных в экспозиции Тургеневского музея «…для большей чёткости и обширности сведений,– пишет Ермак,–  сообщаю имена, перечисляю писателей на основе экспозиционного материала, т.е. уроженцев и бытовавших в Орловской губернии.

 Сообщаю фамилии писателей, общественных деятелей, историков, публицистов, актёров, драматургов, т.е. орловцев: Киреевский И.В. –писатель, Каллиников И.Ф. – писатель, Киреевский П.В. – писатель, Селихов, Тютчев Ф.И. – поэт, Васильев, Фет – поэт, Иван Вольнов, Апухтин А.Н. – поэт, Герман,  Францев. Лесков Н.С. – поэт, Тургенев И.С. – писатель, Грановский Т.Н. – историк, Писарев Д.И. – публицист, Андреев Л.Н. – беллетрист, Бунин, Устрялов Н.Б. – писатель, Карпов Е.Б. – драматург, Николаев  А.Н., Федотова Гликерия Ник. – актриса». Михаила Пришвина и Ивана Новикова в этом списке нет.

В план 1935 года были включены 3 экспедиции во Мценский, Свердловский и Орловский районы с целью собирания устного и письменного материала по Тургеневу, Фету, Вольнову, братьям Киреевским.  

Планировалось провести подготовительные работы к юбилею И.Вольнова (р.1885).

В отчёте работы музея за 1936 год экспозиция музея по отделам имела следующий вид: Усадьба И.С.Тургенева; Зал-гостиная; Кабинет-спальня;  Казино; Библиотека-бильярдная; Творчество 40-х годов; Творчество 50-х годов; Творчество 60-х годов; Творчество 70-80-х годов.

 11-й отдел: писатели-современники и 12-й – читальня-аудитория, которая включала в себя  школьный отдел,  кабинет для научных занятий  и библиотеку-справочную.

В 1937 году в музее была создана карта – сначала литературной жизни Курской области, но т.к. в конце 1937 года образовалась Орловская область, то всю эту работу пришлось  повторить уже в рамках Орловской области. В декабре 1937 года эта карта была готова. Идея карты оказалась настолько плодотворной, что не утеряла своей актуальности и в наши дни и сегодня является визитной карточкой литературной Орловщины.                              

На 1938 год вновь было намечено перестроить все отделы музея: на первый план вынести показ творчества И.С.Тургенева; на второй бытовой комплекс музея; «писательский» отдел сократить «до уголка» и под  названием «Писатели Орловской области» разместить в читальне музея. Несмотря на экспозиционные сокращения, научно-исследовательская работа по писателям продолжалась. В научном плане стояло изучение мест связанных с жизнью и творчеством Тютчева, Лескова, Киреевских, Грановского, Писарева, Толстого, но главное внимание обращалось на работу с молодыми литераторами.            

 Ближайшей задачей являлось сотрудничество с Орловским Литобъединением, сделав музей центром учёбы начинающих писателей.

С этой целью было намечено организовать товарищескую встречу  М.М.Пришвина и др. писателей — орловцев с начинающими писателями объединения.

С начала 1939 года Музей им.Тургенева переходит в разряд «государственных», и переводится на Госбюджет, что позволило  произвести реставрацию мебели Фета: дивана, стола, двух стульев и  кресла.

В тот год в заповеднике Спасское-Лутовиново впервые были организованы две постоянно действующих выставки: «Жизнь и творчество  И.С.Тургенева» и «Литературная жизнь Орловской области», на последней в первую очередь из писателей-орловцев были представлены имена: Тургенева, Фета, Тютчева, Апухтина, Лескова, Грановского, Жемчужникова, Писарева, А.К.Толстого, Андреева, Вольнова, Пришвина. Имени эмигранта Бунина в этом списке нет.

Перед войной вновь активизируется собирательская и исследовательская деятельность, связанная с писателями-орловцами.

 В конце 1939 года Б.А.Ермак обращается в библиографический отдел Союза писателей с просьбой прислать библиографии по писателям Пришвину и Новикову.       

8 августа 1940 года в письме к  А.В.Германо он пишет: «Многоуважаемый тов. Германо!         …………….

Нам очень нужно с Вами связаться, т.к. организованные нами уголки писателей-орловцев бедны материалами.

Очень просим Вас для расширения Вашего уголка прислать: Ваш иконографический материал, иллюстрации к Вашим произведениям, книги, рецензии, рукописи, материалы о театре. Ваши указания, относительно выставленных Ваших книг в витрине в музее сделаны, витрина смонтирована заново…

Очень просим Вас держать нас в курсе всей Вашей творческой работы и периодически помогать нам в пополнении Вашего уголка. Ермак».

Другое письмо такого же содержания было отправлено Ивану Алексеевичу Новикову.    

29 сентября 1940 года на совещании научных работников музея под председательством Б.А.Ермака среди обсуждавшихся вопросов были: командировка научного сотрудника в Москву для сбора материала по писателям-орловцам; организация литературного семинара для изучения творчества орловских писателей; распределение тем для изучения «Жизни и творчества писателей-орловцев» с последующими докладами посвящёнными: Тютчеву, Фету, Апухтину, Грановскому, Писареву, Жемчужникову, А.К.Толстому, Лескову, Бунину, Андрееву, Новикову, И.И.Селихову, Вольнову, Кошеварову, Францеву и Карпову.

К 100-летнему юбилею Д.И.Писарева была организована выставка, посвящённая жизни и творчеству критика.    

В 1940 году ревизор из института музейного краеведения тов.Донской после  осмотра музея записал: «Должен признать, что музей имени И.С.Тургенева, взлелеянный научными работниками музея, представляет собою одну из наилучших признанных массами достопримечательностей г.Орла. Надо пожелать ему всемерного развития, научно-исследовательской и массовой работы».                      

Однако, несмотря на хвалебный отзыв, большое сокращение штата в 1940 году отразилось на выполнении плана работ музея, поэтому на 1941-й год намечалось усилить работу по изучению местной литературы. Планировалось подготовить и постоянно  экспонировать щиты и витрины с экспонатами о жизни и творчестве Новикова, Пришвина, Германо, Лескова, Тютчева, Грановского, Фета, Вольнова, Селихова, Андреева, а также организовать юбилейную выставку Н.С.Лескова.                  

Все эти планы были разрушены войной. В сентябре 1941 года произошла эвакуация музейных ценностей в Пензу. 19 января 1944 года музей возвратился в родной город, а уже 20 февраля был открыт для посетителей бытовой отдел Тургеневского музея.

В это же время Горсовет передаёт музею соседний, разрушенный войной дом, в котором после его восстановления в 1946 году состоялось  открытие  литературного отдела, посвящённого Тургеневу.                                                                               

В 1947 году вновь оживает мысль о создании  музея местных писателей. С этой  целью предлагается выселение Вендиспансера из дома Т.Н.Грановского и создание в нём музея его имени. Однако решение этого вопроса откладывается на неопределённое время.

В 1948 году директором тургеневского музея была назначена умная, деловая, энергичная Евгения Ивановна Кожухова, с приходом которой научно-исследовательская работа, ослабленная в связи с трудностями послевоенного времени, вновь активизировалась.                                                                                        

В 1949 году был разработан тематико-экспозиционный план (ТЭП) стационарной выставки «Писатели-орловцы».

Идейная направленность в духе времени оставалась  необходимой составляющей экспозиции. Общее направление выставки определялось  ведущими текстами, с обязательным присутствием высказываний В.И.Ленина. На выставке должен был быть представлен целый ряд писателей, но только 7 имён Обкомом партии было утверждено: Грановского, Киреевского, Фета, Писарева, Тютчева, Лескова и Пришвина. Не прошли Якушкин, Жемчужников, Апухтин и др.

Сохранился Протокол обсуждения ТЭП от 13 октября 1949 года, из которого видно, что при обсуждении тщательно прорабатывалось представление общественно-политического лица каждого писателя.

В этом плане интересны замечания профессора Е.М.Ефимовой: «Моё общее впечатление,– сказала она,– писатели представлены как писатели одного ряда. Мы знаем, что они люди разных эпох и взглядов. Все они были участниками общественной борьбы ХIХ века. Правда, это писатели второго ряда и о них нет высказываний Ленина. У учащихся может сложиться впечатление, что они все одинаковые.

Как известно, Фет в 60-е годы выпустил реакционный сборник о русском крестьянстве. Не показано действительное лицо писателя на фоне общественной борьбы.

Фет и Тютчев не могут идти в один ряд с Писаревым. Высказывание Тютчева «В России канцелярия и казарма», «Всё движется вокруг кнута и чина» не характерно для его общественно-политических убеждений. О Фете необходимо дать материалы из «Искры», карикатуры и пародии, которые показывают его как реакционера и проповедника теории «чистого искусства». Тогда Фет будет показан правильно. 

Киреевский показан Вами только как собиратель народных песен.

Помимо этого, мы знаем, что он был славянофилом, а это направление было реакционным. Исключён этот момент. Вы не показываете его отрицательной стороны».

 Материалы с биографическими датами писателей, иконографией, иллюстрациями к произведениям, фото рукописей и автографов были распределены на щитах. В экспозицию вошли материалы Тургеневского  музея, краеведческого, библиотеки им.Н.К.Крупской, Тютчевского музея в Мураново, Государственной публичной библиотеки им.М.Е.Салтыкова-Щедрина и Государственной публичной библиотеки СССР им. В.И.Ленина, Пушкинского Дома, Московского университета…

Эта выставка под названием «Писатели-орловцы»  была открыта в 1950 году в выставочном зале мемориального отдела (авторы: ТЭП – Б.В.Богданов, худ. оформления – О.Н.Никитина).

По словам создателя ТЭП Б.В.Богданова выставка получилась «очень скромной», тем не менее это был ещё один шаг вперёд на пути к Музею писателей-орловцев (письмо Б.В.Богданова о  Н.Овсяниковой 07.04.2003.)

В 1956 году состоялся XX съезд партии, после которого наступила хрущёвская оттепель.

4 апреля 1956 года вышло распоряжение Исполкома Облсовета депутатов трудящихся об освобождении «помещения по ул.7-го Ноября, дом №24, занимаемое кожно-венерическим диспансером, в срок до 1 мая 1956 года и передачи его «на баланс музею И.С.Тургенева, как «Дом Грановского»».

4 мая состоялась передача дома Грановского Тургеневскому музею, в котором предстояло к 1 июля развернуть экспозицию Музея писателей-орловцев. Идея его создания стала принимать реальные черты, однако, поставленный Облисполкомом срок сдачи экспозиции к 1 июля был нереален, т.к. впереди предстояла ещё  большая напряжённая работа. Необходимо было провести капитальный ремонт здания, т.к. его состояние было плачевным; заказать и установить на нём мемориальную доску, посвящённую историку; создать группу экспозиционеров; установить связь с учёными, коллекционерами, родственниками писателей, т.е. всеми теми, кто мог оказать помощь музею, и к его открытию подготовить научную конференцию.

Кроме того, коллектив экспозиционеров в составе: Б.В.Богданова, Р.М.Алексиной, О.Н.Овсяниковой, Н.А.Калиновской, Л.Ег.Максимовой, А.И.Понятовского столкнулся с целым рядом трудностей, а именно: недоставало как «свежего» научного так и биографического материала о некоторых писателях, а также не хватало подлинников. Кроме того, несмотря на оттепель, необходимо было выработать идеологически продуманную линию представления в экспозиции эмигранта Бунина и не принявшего революцию Андреева. В разные концы России и даже за рубеж были отправлены письма с просьбой прислать материалы для экспозиции нового музея. Письма из музея получили: вдова Пришвина В.Д.Пришвина, ближайшие родственники Л.Н.Андреева и Н.С.Лескова, племянник Бунина Н.И.Ласкаржевский.

Директор Кожухова писала вдове  Бунина В.Н.Муромцевой в Париж: «Помогите нам как можно шире и ярче показать жизнь и творчество Бунина в музее» (5 .08.1956); в Латвию – литературоведу к Эгле: «У меня к Вам большая просьба, если Вам встретятся произведения Лескова, Бунина, Андреева в переводе на латышский язык, вышлите их нам наложенным платежом» (11.12.1956); в Ясную Поляну – её хранителю Николаю Павловичу Пузину, дальнему родственнику А.А.Фета: «В экспозиции мы собираемся уделить большое место Фету <…> помогите нам с материалами для экспозиции, так как у нас их очень мало» (12.07.1956).     

12 октября последовало ещё одно  распоряжение Совета Депутатов трудящихся «О передаче дома №22 (флигеля дома Грановского) музею Тургенева», но освободить дом от жильцов оказалось невозможно, т.к. власть не смогла найти им новой жилплощади.                   

В результате срочно был изменён ТЭП, и в экспозицию не вошли поэты – Тютчев, Фет, Апухтин, писатели Марко Вовчок, И.А.Новиков, Е.К.Горбов. Позднее в «Книге отзывов» Дома Грановского можно было прочитать: «Как жаль, Апухтина здесь нет, и Тютчева, и Фета».

Почти перед самым Новым годом, 29 декабря 1956 года, специально созданная  комиссия приняла  экспозицию нового музея, в семи небольших комнатах которого была отображена жизнь и деятельность историка Грановского, критика-демократа Писарева, выдающихся русских писателей Лескова, Бунина, Андреева, Пришвина.

Открытие Музея писателей-орловцев, ставшего филиалом Государственного музея И.С.Тургенева, состоялось 2 января  1957 года. 

11 и 12 января 1957 года совместно с Институтом русской литературы (Пушкинским Домом) была проведена Научная сессия, посвящённая открытию музея. На ней выступали известные учёные и литературоведы из Москвы, Ленинграда, Эстонии, Югославии: Александр Кузьмич Бабореко, Е.В.Гутнова, Борис Михайлович Эйхенбаум, вдова М.М.Пришвина Валерия Дмитриевна Пришвина, замечательный учёный-литературовед Л.Н.Афонин.

Главное же испытание создателей музея ожидало впереди – мнение его гостей-посетителей. Из Книги отзывов разных лет:

«Вот такой бы музей иметь в каждом областном центре!»

«Музей скромный, но очень нужный»;

«После посещения музея стала гордиться, что родилась на Орловщине».

 «Желаю этому музею расширяться и процветать в будущем».                                   

11 июня 1980 года Музей писателей-орловцев в обновлённом виде  вернулся в стены галаховского дома, с которого начиналась история его  создания.

В заключение следует сказать, что «Писательская» комната им.Фета начала своё существование с идеи сохранения памяти об известных орловских писателях и поэтах, потом расширилась до собирания материалов о литераторах-современниках. В зависимости от духа времени экспозиция орловских писателей менялась и состояла то из одной, то из двух комнат, то сокращалась до «уголков», выставок. Однако, уже в 1921 году была сделана первая попытка создать  Музей местных писателей, потом ещё несколько, а в 1934 году вышло распоряжение о создании Литературного областного музея.

В 1947 году обсуждался вопрос о создании музея имени историка  Грановского с писательской экспозицией в его доме и, наконец, в 1957 году родился Музей писателей-орловцев.  

Таким нелёгким и долгим был путь от «Писательской» комнаты им.Фета до музея писателей-орловцев.

 

 

Примечания.

 

Все цитируемые в статье документы хранятся в архиве ОГЛМТ.

  1. Павел Николаевич Щёкин-Кротов в 1918 году был инспектором женской гимназии в Ельце. Впоследствии являлся секретарём Тургеневской комиссии при Союзе писателей СССР.
  2. Имя Афанасия Афанасьевича Фета в брошюре (как Алексей) указано неверно. Очевидно, автор брошюры его не помнил.
  3. Щёкин-Кротов Н.П. Тургеневский музей в Орле. Орёл, 1919. ОГЛМТ, Ф.1, ед.хр. 24595нв.
  4. Португалов М.В. Краткий путеводитель по Тургеневскому музею. Орёл, 1921. С.10. ОГЛМТ, Ф.1, ед.хр. 21579оф.
  5. Ерёмин В.П. Краеведческие записки. Орёл, 2005. С.12.