Л.М.Маричева (г. Орел)
К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ ПИСАТЕЛЕЙ-ОРЛОВЦЕВ
// Тургеневский ежегодник 2011-2012 гг./ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2013
Документы научного архива ОГЛМТ позволяют чуть не по годам проследить историю Музея писателей-орловцев, которая самым тесным образом связана с Тургеневским музеем и началась задолго до официального открытия в 1957 году.
Начало ей было положено в 1909 году, когда на бывшей улице Садовой 10, ныне улице Тургенева 13, приобрела старинный особняк жена орловского вице-губернатора Ольга Васильевна Галахова, наследница двух великих земляков – писателя И.С.Тургенева и поэта А.А.Фета – и разместила в нём унаследованные от них вещи.
Октябрьская революция изменила ход истории в России, а вместе с ней и течение жизни одного из самых известных и гостеприимных домов города.
22 июля 1918 года городские власти принимают постановление о муниципализации жилья в Орле и вскоре в Наркомпрос приходит тревожное письмо от Галаховой с просьбой сохранить тургеневские вещи, документы, рукописи и библиотеку, находящиеся в её орловском доме. Меры по сохранению тургеневского наследия были приняты незамедлительно.
4 сентября 1918 года Галаховы получают охранную грамоту на дом и уже 1 октября ещё до официального утверждения Главнаукой, дом Галаховых был занят под музей. Первыми официальными его сотрудниками становятся курьеры: Пенькова Катерина Даниловна 16 лет и Краснов Платон Спиридонович (очевидно, из бывшей прислуги Галаховых). Телеграмму Наркомпроса с уведомлением о создании в доме музея Галаховы получают десять дней спустя. Содержание её хорошо известно: «Ваш дом со всеми тургеневскими вещами назначен музейною коллегиею Наркомпроса под музей Тургенева. Председатель коллегии Троцкая».
16 октября 1918 года заведующим музеем был утверждён широко образованный Михаил Вениаминович Португалов (1879-1927).
1 ноября 1918 года началась передача музею вещей Тургенева и Фета, опись которых составляла старшая дочь Галаховых Кира Николаевна Галахова. 13 ноября Галаховы, наконец, получают официальное удостоверение о реквизиции дома под музей: «Дано настоящее удостоверение гражданину Н.П.Галахову в том, что дом его на Садовой улице 10 реквизирован под устройство Музея-Библиотеки им. И.С.Тургенева и находится в ведении Центрального библиотечного отдела. Зав. музеем Португалов».
Тургеневский музей создаётся в короткий срок, и уже 24 ноября 1918 года состоялось его торжественное открытие, на котором присутствовал комиссар Ярмак. В тот же день, встревоженный негативным отношением Ярмака к вещам Тургенева и Фета, М.В.Португалов писал Ивану Алексеевичу Друганову, эмиссару Библиотечного отдела от Наркомпроса, внёсшему значительный вклад в сохранение и доставку в Орёл остававшихся в галаховской усадьбе Клеймёново и во Мценске тургеневских и фетовских вещей и библиотеки: «Был ярый комиссар Ярмак, который остался доволен устройством музея. Однако, он считал, что мебель И.С.Тургенева и А.А.Фета – это следы помещичьего быта и должны быть уничтожены».
Значительное количество (51 единица) ценной мебели (Николаевской эпохи и стиля «Жакоб») полузабытого поэта Фета необходимо было спасать, и на следующий день после открытия музея, т.е. 25 ноября, Португалов сообщал в центр своему начальству: «При музее организуется особая «Писательская» комната им.Фета-Шеншина, где будут собираться и храниться все книги, вещи и материалы, касающиеся писателей уроженцев Орловской губернии, таким образом, наш музей действительно является наглядным пособием при изучении и исследовании литературы и вопросов психологии творчества».
В 1918 году только что открывшийся музей несколько раз посетил П.Н.Щёкин-Кротов1 и по свежим впечатлениям опубликовал в 1919 году небольшую брошюру «Тургеневский музей в Орле», в которой есть упоминание и об этой комнате. Он писал: «Из передней Вы входите в бильярдную-библиотеку.
В особых двух комнатах сосредоточена обстановка гостиной, кабинета и отчасти столовой Тургенева. Библиотека Тургенева и его предков заполняет ещё три комнаты. Это целый клад… Наиболее уютной комнатой является кабинет-спальня поэта Тургенева.
В соседней комнате собраны вещи Шеншиных (выделено мною – Л.М.).
На стенах портреты Алексея2 Аф. Фета-Шеншина, на столах разложены его стихотворения, переводы античных авторов; здесь хранятся письма известного писателя Лескова. В эту комнату по проекту заведующего музеем М.В.Португалова будет собираться всё, что относится к памяти писателей, уроженцев Орловской губернии»3.
Предисловие к брошюре, в котором автор благодарит за ценные объяснения М.В.Португалова, помечено декабрём 1918 года, т.е. можно считать, что фактически «Писательская» комната уже начала своё существование.
С начала 20-х годов комната им.Фета стала быстро пополняться новыми экспонатами. М.В.Португалов в «Кратком путеводителе по тургеневскому музею» за 1921 год перечисляет представленные в ней имена известных земляков Тургенева и его друзей-современников: «Здесь обстановка Фета,– пишет Португалов. – Мебель двух сортов: старинная Николаевской поры и новомодная, стиля «Жакоб» (модернизированный).
По стенам портреты писателей, уроженцев орловской губернии: Фета, Мценского уезда; Апухтина, Болховского уезда; Тютчева, Брянского уезда; Лескова, Орловского уезда; Грановского, Орёл; Писарева, Елец; Леонида Андреева, Орёл, а также друзей-современников Тургенева и Фета, как-то: братьев И. и П. Киреевских, Герцена, Огарёва, Полевого Н. (1796-1846, автора исторических романов), профессора Кавелина, портрет-фотография И.А.Бунина. Интересна группа молодёжи 40-х годов: Тургенев, Станкевич, Белинский, Герцен, Огарёв, Бакунин и Грановский.
Затем группа писателей 1857 года: Тургенев, Сологуб, Лев Толстой, Некрасов, Григорович и Панаев. На стенах переводы и сочинения Фета с автографами»4.
Комната теперь уже официально названа «Писательская» им.Фета.
В это же время в Орле организуется инициативная группа под председательством Александра Вячеславовича Германо, которая через газету «Известия» поместила объявление о создании «Музея местных писателей».
20 апреля 1921 года газета «Известия», в разделе «Хроника» под заглавием «Музей местных писателей» сообщала: «В Орле открывается литературный музей местных писателей, обнажающий собой жизнь, творчество и деятельность литераторов орловского края. Весь материал просят направлять по адресу: Орёл, Тургеневская, 24, секретарю инициативной группы по устройству музея Илье Лукашину.
Группа состоит из следующих лиц: председателя Германо, секретаря Лукашина и членов С.Чеснокова, И.Прокофьва и Евг. Селезнёвой.
Материал просят направлять лишь тех лиц, у которых имеется литературный стаж, т.е. если они печатались».
В объявлении речь идёт о писателях предреволюционного и революционного времени, т.е. о современниках.
Из дальнейшего развития событий следует, что «Музей местных писателей» так и не был открыт, но его идея продолжила жизнь в стенах Музея-Библиотеки им. И.С.Тургенева.
В 1924 году в Орле было создано краеведческое общество5, в деятельность литературной подсекции которого активно включился тургеневский музей. Это открыло новые возможности для выявления и пополнения коллекции орловских писателей.
Из намеченных в плане музея работ на 1924/1925 год значилось: «расширение отдела «Писательской» комнаты им.Фета путём собирания материалов об уроженцах Орловского края прошлого века» и «составление библиографического указателя о жизни и творчестве: Тютчева, Фета, Апухтина, Лескова, Писарева, Андреева, Якушкина, Раича и др. уроженцев Орловского края».
«Можно надеяться, что возникновение при Обществе краеведения литературной подсекции музейной секции окажет в данном деле своё воздействие», – писал М.В.Португалов.
Организация литературной подсекции при Обществе краеведения дало новый импульс к дальнейшей разработке писательской тематики, включив в неё современных писателей. Музей становится литературно-показательным, что было отмечено в отчёте за 1924 год «Тургеневский музей, – говорилось в отчёте, – является «общим литературно-показательным музеем, посвящённым не только памяти одного И.С.Тургенева, но и других уроженцев местного края, как прошлых лет, так и современности».
В июле 1925 года теперь уже в стенах тургеневского музея был создан целый краеведческий отдел, занимал две «писательские» комнаты – № 3 и №6. В первой из них были сосредоточены портреты и библиографии орловских писателей за два периода: 1825-1890 годы и 1890-1915 годы.
Вторая посвящена исключительно периоду «до- и после- революционному» (1915-1925).
В информационном бюллетене за 1925 год сообщалось: «в тургеневском музее 8 комнат, считая вестибюль. Из них 6 посвящены И.С.Тургеневу, одна писателям, уроженцам Орловского края ХIХ века и …с нынешнего 1925 года присоединилась ещё сюда «писательская вторая» комната-Орловских писателей с конца ХIХ века до наших лет…».
По поводу первой «писательской» комнаты М.В.Португалов писал: «С самого начала его (музея) возникновения была основана «Писательская» комната им.Фета, т.е. в 1918 году».
Собирание литературно-краеведческого материала сделалось одним из главных направлений в работе музея на несколько лет.
Тогда же М.В.Португалов помещает в московских «Известиях» в декабре 1925 года письмо с просьбой направить в орловский тургеневский музей материалы для его пополнения, которое нашло большую поддержку как в Орле, так и за его пределами. Последовали отклики из Москвы Ленинграда, Брянска, Псковской губернии, Одессы и др.
Отозвались некоторые орловцы из современных литераторов и газетных работников: Лебедев, Германо, Боканов. Число музейных экспонатов стало увеличиваться и за счёт обильного поступления газетных и рукописных материалов.
В результате в 1926 году отдел насчитывал около 200 экспонатов: это книги, журналы, брошюры, рукописи, фотографии и автографы.
Таким образом, с установлением в Тургеневском музее краеведческого направления собирательская деятельность его значительно расширилась, а пополнившаяся музейная коллекция предоставляла возможность изучать прошлое и настоящее не только крупных писателей, но и мало известных на тот момент местных литераторов.
В это же время было чётко определено понятие «местного –Орловского края», под которым подразумевалась вся Орловская губерния как сложившаяся в её историческом прошлом, так и в обновлённом виде, т.е. с уездами, присоединёнными после революции 1917 года. В силу этого, изучение литературы касалось памятников и писателей Брянского уезда Орловской губернии, и нового Новосильского уезда входившего ранее в состав Тульской губернии.
В работе музея были намечены те виды деятельности в изучении литературы местного края, которые остались актуальны и сегодня: собирательская, научно-исследовательская, выявление творчества местных авторов и постановка краеведения, как предмета изучения литературы в школе.
Собирательская деятельность включала в себя пополнение музейной коллекции произведениями писателей и поэтов, как уроженцев местного края, так и тех, кто провёл на орловской земле значительную часть своей жизни, оставив при этом свой творческий след. Необходимо было также заниматься выявлением и поиском ценных материалов, имеющих отношение к биографии и творчеству литераторов. Собиранию подлежали и произведения устного народного творчества, как-то: сказки, песни, плачи, заговоры, загадки, пословицы, частушки.
Под научным изучением литературы местного края подразумевалось – составление полной и научной биографии местного писателя и освещение её на основе вновь добытого и критически проверенного материала. Кроме того, исследованию подлежали явления местного быта и культурно-исторического прошлого края, нашедшие отражение в произведениях данного писателя.
Выявление новых литературных сил из рабочей и крестьянской молодёжи планировалось осуществлять путём зачитывания их рукописей на собраниях. Эти произведения надлежало печатать при наличии средств.
Преподавание краеведения, как предмета изучения литературы в школе, означало изучение с краеведческим уклоном творчества местных писателей разного литературного периода и направлений. При этом в качестве примера назывались имена Тютчева, Тургенева, Фета, Лескова, Андреева и др.
В протоколе совещания Историко-культурной секции краеведческого общества от 19-го июня 1926 года по поводу преподавания литературного краеведения в школе было сказано, что «громадным научно-показательным подспорьем для осуществления этой последней задачи, является достаточно оборудованный литературно-краеведческий музей, каким можно признать Тургеневский с обширным библиографическим материалом, стенными таблицами и экспонатами».
В 1926 году музей планирует заниматься изучением жизни и творчества всех орловских писателей на несколько лет вперёд. В проектно-производственном плане Тургеневского музея на 5 лет (1926-1930) было чётко обозначено изучение жизни и творчества не только Тургенева, но «всех писателей-уроженцев и деятелей Орловского края в его нынешних и прежних пределах», т.е. в границах Орловской губернии до и после 1917 года.
К 1927 году музею настоятельно требовались экспозиционные изменения в связи с тем, что «писательские» комнаты, занимавшие на тот момент 3-й и 4-й залы от начала осмотра музея, мешали целостному восприятию экспозиции, посвящённой И.С.Тургеневу.
21 января 1927 года на совещании Историко-культурной секции, Вера Михайловна Викторова, исполнявшая обязанности заместителя заведующей музеем, сделала доклад на тему: «Тургеневский музей в Орле», в котором наметила основные моменты его реорганизации. О «писательских» комнатах в докладе сказано следующее: «Третья «Комната писательская им.Фета» заполнена портретами поэтов, писателей-друзей и современников Тургенева, большая часть которых является уроженцами Орловской губернии: Тютчев, Фет, Лесков, Апухтин, Л.Андреев и др. Обстановка этой комнаты принадлежала Фету и поступила сюда из Клеймёнова. Это мебель красного дерева Николаевской эпохи, часть предметов стиля «Жакоб».
Четвёртая комната (по порядку расположения) занята отделом краеведческой литературы – материалами о писателях, имеющих исключительно местное значение. Для пополнения этого отдела собираются все печатные труды этих писателей, их иконография, также песни, сказки, частушки, приметы и поговорки Орловской губернии Обстановка этой комнаты состоит из частей мебели Фета стиля «Жакоб» и буфета Тургенева красного дерева».
Предлагалось первые четыре комнаты отдать Тургеневу – гостиная, кабинет-спальня, библиотечная-бильярдная и мемориальная. Пятую посвятить писателям-орловцам – современникам Тургенева: Фету, Тютчеву, Лескову, Апухтину и Грановскому с указанием на их связь с ним в личной и общественной жизни. Здесь же экспонировать фетовскую мебель. Шестую комнату сделать краеведческой, и в ней представить писателей-орловцев дореволюционной и революционной эпохи. 7-ю и 8-ю комнаты опять посвятить Тургеневу – читальню им.Тургенева с бюстом писателя в центре и уголком его парижской жизни.
В резолюции по докладу было сказано: «Принимая во внимание построение музея по методу комбинированному, заключающемуся в полном выявлении жизни и творчества Тургенева в связи с литературной эпохой, признать существенным, чтобы в построении музея принцип биографический не подавлял литературно-показательного». Председательствовал на том совещании М.В.Португалов.
2 июля 1927 года М.В.Португалов скончался в Гаспре в Крыму и с 1 августа на его место был назначен Виктор Сергеевич Растопчин известный как поэт под псевдонимом Иванов.
Фактически обязанности заведующей музеем стала исполнять В.М.Викторова, служившая в музее с 1922 года.
Одной из инициатив Тургеневского музея в этот период в области продвижения орловских литераторов было предложение В.М.Викторовой увековечить память уроженца города Орла Т.Н.Грановского, возбудив ходатайство об установлении мемориальной доски на доме историка и переименовании бывшей Введенской улицы в ул.Грановского.
Другой инициативой стало решение издать отдельной брошюрой доклад члена Орловского краеведческого общества Ф.Ф.Руднева «Знаменитые уроженцы Орловского края».
С конца 20-х годов усилилось давление на музеи со стороны властных структур. Партийность и классовость в их деятельности стали строго обязательны. В апреле 1928 года В.М.Викторова (урождённая княжна Оболенская) была снята с работы с формулировкой «за бездеятельность и несоответствие к данной работе» и привлечена по «Делу краеведов» в числе 92-х человек, обвинявшихся по 58-й статье. Впоследствии все они были реабилитированы.
В начале мая 1928 года на смену В.М.Викторовой заведовать музеем пришёл Семён Данилович Рудных, до этого работавший два года заведующим экскурсионным отделом в орловском РОНО.
Целевой установкой в работе музея становится марксистский подход как «в области изучения Тургенева, так и других орловских писателей: Фета, Тютчева, Апухтина, Лескова, Л.Андреева, Якушкина, Козьмы Пруткова и т.д. в особенности современников: И.Вольнова, М.Пришвина, И.Новикова, И.Каллиникова и т.д.».
В связи с этим 11 сентября 1928 года на заседании Правления Орловского Государственного Областного музея принимается решение о закрытии двух комнат Тургеневского музея до конца перемонтировки. Реорганизацию экспозиции, намеченную на 1929-1930 годы, требовалось осуществить на принципах марксизма-ленинизма.
Писателей предлагалось представлять в соответствии с их социальной репутацией и взглядами, подключив к ним и артистов, уроженцев Орловского края. Схема была следующей: «1. Обстановка (мебель) исключительно Фета. 2. Тютчев. 3. Апухтин. 4. Лесков. 5. Андреев. 6. Бунин. 7. Орловцы – артисты: Карпов, Федотова, и Николаев, Орловский театр). 8. Раич.
Сороковые годы (западники и славянофилы)
Грановский (кружок Станкевича), Киреевские (славянофилы), (народники Якушкин), народовольцы (картина Пчелина — Плеханов), развитие рабочего движения;
Мелкобуржуазные писатели: Каллинников, Горский, Сокол, Ковалевский, Тиняков и др.
Редакция «Орловская правда» и редакторы Васильев и Селихов.
Уголок Литгруппы «Новая Ярь»: стенгазеты, литстраницы и литература.
Все уголки диалектически связаны между собой».
Но и этому плану реорганизации экспозиции не суждено было воплотиться в жизнь.
В 1930 году Тургеневский музей на правах филиала вошёл в состав Музея местного края, до этого с 1924 года пребывавшего в составе Орловского Государственного Областного музея.
Весной 1930 года С.Д.Рудных сменяет новый заведующий музеем Б.А.Ермак, который под пристальным контролем органов партийной и советской власти, совершает коренную реорганизацию всей структуры музея, существовавшую до него.
В кратком отчёте о работе музея в период за апрель-июнь 1931 года Борис Александрович Ермак писал: «Музей мною принят к апрелю 1930 года. В течение апреля и по 1 мая 1930 года шла первичная реорганизация экспозиции музея. Экспозиция страдала бессистемностью и недостаточно была идеологически последовательна. Представленный мною план реорганизации был одобрен Правлением, а также советской общественностью в лице созданного Совета музея из представителей Горкома партии, Горкома комсомола, профорганизации, литературной секции научного общества, рабочих фабрики, администрации окружного и тургеневского музея.
В результате реорганизации было создано 4 новых отдела: «усадьба», «писатели – уроженцы Орловского края», «писатели-современники» и «читальня-лаборатория», библиотечно-бильярдный отдел переведён в другую комнату».
«Писательская» комната им.Фета после реорганизации под именем поэта более не упоминалась.
В 1934 году отделы музея имели 14 разделов – 12-й, 13-й, и 14-й были посвящены писателям-орловцам: дооктябрьского периода; после-октябрьского периода и писателям области, СССР, зарубежным писателям и друзьям СССР. Здесь же находилась читальня – аудитория для массовой работы музея.
Что же представляли собой эти разделы в то время?
В разделе «писатели-орловцы» дооктябрьского периода была «построена конструкция» с таким расчётом, чтобы каждый крупный писатель имел соответствующее место с разработанным для него материалом, который мог пополняться новым, полученным от современных писателей-орловцев.
В «читальне-лаборатории» также была построена во всю комнату конструкция для выставки, на которой были представлены писатели советского Союза, Орловской области и зарубежные писатели-друзья СССР. При каждом из них находились разработанные музеем анотации.
В этой же комнате был организован кабинет школьника, в котором школа на музейном материале могла проводить уроки по литературе.
После ликвидации краеведческой организации в Орле музей, с целью изыскания материалов по писателям-орловцам и современному фольклору, проводил экспедиции в Спасское-Лутовиново, Москву, Тулу и Егорьевск.
В 1934 году Орел и прилегающие районы вошли в состав Курской области, поэтому в плане работы музея на 1935 год было предусмотрено изыскание материалов не только по писателям-орловцам, но и писателям Курской области. Понятие писателей Орловского края было чётко определено границами Орловского района.
В тот год Наркомпрос и Облисполком принимают решение о создании областного литературного музея, и выполнение его возлагают на Тургеневский музей. Экспозицию, посвящённую Тургеневу предполагается оставить в галаховском доме. Однако из-за отсутствия помещения для этой цели, поставленная задача выполнена не была.
По этому поводу в отчёте работы музея за 1934 год было сказано, что «решения, вынесенные …Воронежским и Курским облисполкомами о передаче Тургеневскому музею соседнего с музеем помещения, занимаемого Детпрофамбулаторией,– до сих пор не реализованы и, более того, Орловский Горсовет отказывается выполнить это решение, ссылаясь на то, что нет помещения для Детпрофамбулатории».
В 1935 году Б.А.Ермак на запрос академика АН СССР М.П.Алексеева перечисляет имена орловцев, представленных в экспозиции Тургеневского музея «…для большей чёткости и обширности сведений,– пишет Ермак,– сообщаю имена, перечисляю писателей на основе экспозиционного материала, т.е. уроженцев и бытовавших в Орловской губернии.
Сообщаю фамилии писателей, общественных деятелей, историков, публицистов, актёров, драматургов, т.е. орловцев: Киреевский И.В. –писатель, Каллиников И.Ф. – писатель, Киреевский П.В. – писатель, Селихов, Тютчев Ф.И. – поэт, Васильев, Фет – поэт, Иван Вольнов, Апухтин А.Н. – поэт, Герман, Францев. Лесков Н.С. – поэт, Тургенев И.С. – писатель, Грановский Т.Н. – историк, Писарев Д.И. – публицист, Андреев Л.Н. – беллетрист, Бунин, Устрялов Н.Б. – писатель, Карпов Е.Б. – драматург, Николаев А.Н., Федотова Гликерия Ник. – актриса». Михаила Пришвина и Ивана Новикова в этом списке нет.
В план 1935 года были включены 3 экспедиции во Мценский, Свердловский и Орловский районы с целью собирания устного и письменного материала по Тургеневу, Фету, Вольнову, братьям Киреевским.
Планировалось провести подготовительные работы к юбилею И.Вольнова (р.1885).
В отчёте работы музея за 1936 год экспозиция музея по отделам имела следующий вид: Усадьба И.С.Тургенева; Зал-гостиная; Кабинет-спальня; Казино; Библиотека-бильярдная; Творчество 40-х годов; Творчество 50-х годов; Творчество 60-х годов; Творчество 70-80-х годов.
11-й отдел: писатели-современники и 12-й – читальня-аудитория, которая включала в себя школьный отдел, кабинет для научных занятий и библиотеку-справочную.
В 1937 году в музее была создана карта – сначала литературной жизни Курской области, но т.к. в конце 1937 года образовалась Орловская область, то всю эту работу пришлось повторить уже в рамках Орловской области. В декабре 1937 года эта карта была готова. Идея карты оказалась настолько плодотворной, что не утеряла своей актуальности и в наши дни и сегодня является визитной карточкой литературной Орловщины.
На 1938 год вновь было намечено перестроить все отделы музея: на первый план вынести показ творчества И.С.Тургенева; на второй бытовой комплекс музея; «писательский» отдел сократить «до уголка» и под названием «Писатели Орловской области» разместить в читальне музея. Несмотря на экспозиционные сокращения, научно-исследовательская работа по писателям продолжалась. В научном плане стояло изучение мест связанных с жизнью и творчеством Тютчева, Лескова, Киреевских, Грановского, Писарева, Толстого, но главное внимание обращалось на работу с молодыми литераторами.
Ближайшей задачей являлось сотрудничество с Орловским Литобъединением, сделав музей центром учёбы начинающих писателей.
С этой целью было намечено организовать товарищескую встречу М.М.Пришвина и др. писателей — орловцев с начинающими писателями объединения.
С начала 1939 года Музей им.Тургенева переходит в разряд «государственных», и переводится на Госбюджет, что позволило произвести реставрацию мебели Фета: дивана, стола, двух стульев и кресла.
В тот год в заповеднике Спасское-Лутовиново впервые были организованы две постоянно действующих выставки: «Жизнь и творчество И.С.Тургенева» и «Литературная жизнь Орловской области», на последней в первую очередь из писателей-орловцев были представлены имена: Тургенева, Фета, Тютчева, Апухтина, Лескова, Грановского, Жемчужникова, Писарева, А.К.Толстого, Андреева, Вольнова, Пришвина. Имени эмигранта Бунина в этом списке нет.
Перед войной вновь активизируется собирательская и исследовательская деятельность, связанная с писателями-орловцами.
В конце 1939 года Б.А.Ермак обращается в библиографический отдел Союза писателей с просьбой прислать библиографии по писателям Пришвину и Новикову.
8 августа 1940 года в письме к А.В.Германо он пишет: «Многоуважаемый тов. Германо! …………….
Нам очень нужно с Вами связаться, т.к. организованные нами уголки писателей-орловцев бедны материалами.
Очень просим Вас для расширения Вашего уголка прислать: Ваш иконографический материал, иллюстрации к Вашим произведениям, книги, рецензии, рукописи, материалы о театре. Ваши указания, относительно выставленных Ваших книг в витрине в музее сделаны, витрина смонтирована заново…
Очень просим Вас держать нас в курсе всей Вашей творческой работы и периодически помогать нам в пополнении Вашего уголка. Ермак».
Другое письмо такого же содержания было отправлено Ивану Алексеевичу Новикову.
29 сентября 1940 года на совещании научных работников музея под председательством Б.А.Ермака среди обсуждавшихся вопросов были: командировка научного сотрудника в Москву для сбора материала по писателям-орловцам; организация литературного семинара для изучения творчества орловских писателей; распределение тем для изучения «Жизни и творчества писателей-орловцев» с последующими докладами посвящёнными: Тютчеву, Фету, Апухтину, Грановскому, Писареву, Жемчужникову, А.К.Толстому, Лескову, Бунину, Андрееву, Новикову, И.И.Селихову, Вольнову, Кошеварову, Францеву и Карпову.
К 100-летнему юбилею Д.И.Писарева была организована выставка, посвящённая жизни и творчеству критика.
В 1940 году ревизор из института музейного краеведения тов.Донской после осмотра музея записал: «Должен признать, что музей имени И.С.Тургенева, взлелеянный научными работниками музея, представляет собою одну из наилучших признанных массами достопримечательностей г.Орла. Надо пожелать ему всемерного развития, научно-исследовательской и массовой работы».
Однако, несмотря на хвалебный отзыв, большое сокращение штата в 1940 году отразилось на выполнении плана работ музея, поэтому на 1941-й год намечалось усилить работу по изучению местной литературы. Планировалось подготовить и постоянно экспонировать щиты и витрины с экспонатами о жизни и творчестве Новикова, Пришвина, Германо, Лескова, Тютчева, Грановского, Фета, Вольнова, Селихова, Андреева, а также организовать юбилейную выставку Н.С.Лескова.
Все эти планы были разрушены войной. В сентябре 1941 года произошла эвакуация музейных ценностей в Пензу. 19 января 1944 года музей возвратился в родной город, а уже 20 февраля был открыт для посетителей бытовой отдел Тургеневского музея.
В это же время Горсовет передаёт музею соседний, разрушенный войной дом, в котором после его восстановления в 1946 году состоялось открытие литературного отдела, посвящённого Тургеневу.
В 1947 году вновь оживает мысль о создании музея местных писателей. С этой целью предлагается выселение Вендиспансера из дома Т.Н.Грановского и создание в нём музея его имени. Однако решение этого вопроса откладывается на неопределённое время.
В 1948 году директором тургеневского музея была назначена умная, деловая, энергичная Евгения Ивановна Кожухова, с приходом которой научно-исследовательская работа, ослабленная в связи с трудностями послевоенного времени, вновь активизировалась.
В 1949 году был разработан тематико-экспозиционный план (ТЭП) стационарной выставки «Писатели-орловцы».
Идейная направленность в духе времени оставалась необходимой составляющей экспозиции. Общее направление выставки определялось ведущими текстами, с обязательным присутствием высказываний В.И.Ленина. На выставке должен был быть представлен целый ряд писателей, но только 7 имён Обкомом партии было утверждено: Грановского, Киреевского, Фета, Писарева, Тютчева, Лескова и Пришвина. Не прошли Якушкин, Жемчужников, Апухтин и др.
Сохранился Протокол обсуждения ТЭП от 13 октября 1949 года, из которого видно, что при обсуждении тщательно прорабатывалось представление общественно-политического лица каждого писателя.
В этом плане интересны замечания профессора Е.М.Ефимовой: «Моё общее впечатление,– сказала она,– писатели представлены как писатели одного ряда. Мы знаем, что они люди разных эпох и взглядов. Все они были участниками общественной борьбы ХIХ века. Правда, это писатели второго ряда и о них нет высказываний Ленина. У учащихся может сложиться впечатление, что они все одинаковые.
Как известно, Фет в 60-е годы выпустил реакционный сборник о русском крестьянстве. Не показано действительное лицо писателя на фоне общественной борьбы.
Фет и Тютчев не могут идти в один ряд с Писаревым. Высказывание Тютчева «В России канцелярия и казарма», «Всё движется вокруг кнута и чина» не характерно для его общественно-политических убеждений. О Фете необходимо дать материалы из «Искры», карикатуры и пародии, которые показывают его как реакционера и проповедника теории «чистого искусства». Тогда Фет будет показан правильно.
Киреевский показан Вами только как собиратель народных песен.
Помимо этого, мы знаем, что он был славянофилом, а это направление было реакционным. Исключён этот момент. Вы не показываете его отрицательной стороны».
Материалы с биографическими датами писателей, иконографией, иллюстрациями к произведениям, фото рукописей и автографов были распределены на щитах. В экспозицию вошли материалы Тургеневского музея, краеведческого, библиотеки им.Н.К.Крупской, Тютчевского музея в Мураново, Государственной публичной библиотеки им.М.Е.Салтыкова-Щедрина и Государственной публичной библиотеки СССР им. В.И.Ленина, Пушкинского Дома, Московского университета…
Эта выставка под названием «Писатели-орловцы» была открыта в 1950 году в выставочном зале мемориального отдела (авторы: ТЭП – Б.В.Богданов, худ. оформления – О.Н.Никитина).
По словам создателя ТЭП Б.В.Богданова выставка получилась «очень скромной», тем не менее это был ещё один шаг вперёд на пути к Музею писателей-орловцев (письмо Б.В.Богданова о Н.Овсяниковой 07.04.2003.)
В 1956 году состоялся XX съезд партии, после которого наступила хрущёвская оттепель.
4 апреля 1956 года вышло распоряжение Исполкома Облсовета депутатов трудящихся об освобождении «помещения по ул.7-го Ноября, дом №24, занимаемое кожно-венерическим диспансером, в срок до 1 мая 1956 года и передачи его «на баланс музею И.С.Тургенева, как «Дом Грановского»».
4 мая состоялась передача дома Грановского Тургеневскому музею, в котором предстояло к 1 июля развернуть экспозицию Музея писателей-орловцев. Идея его создания стала принимать реальные черты, однако, поставленный Облисполкомом срок сдачи экспозиции к 1 июля был нереален, т.к. впереди предстояла ещё большая напряжённая работа. Необходимо было провести капитальный ремонт здания, т.к. его состояние было плачевным; заказать и установить на нём мемориальную доску, посвящённую историку; создать группу экспозиционеров; установить связь с учёными, коллекционерами, родственниками писателей, т.е. всеми теми, кто мог оказать помощь музею, и к его открытию подготовить научную конференцию.
Кроме того, коллектив экспозиционеров в составе: Б.В.Богданова, Р.М.Алексиной, О.Н.Овсяниковой, Н.А.Калиновской, Л.Ег.Максимовой, А.И.Понятовского столкнулся с целым рядом трудностей, а именно: недоставало как «свежего» научного так и биографического материала о некоторых писателях, а также не хватало подлинников. Кроме того, несмотря на оттепель, необходимо было выработать идеологически продуманную линию представления в экспозиции эмигранта Бунина и не принявшего революцию Андреева. В разные концы России и даже за рубеж были отправлены письма с просьбой прислать материалы для экспозиции нового музея. Письма из музея получили: вдова Пришвина В.Д.Пришвина, ближайшие родственники Л.Н.Андреева и Н.С.Лескова, племянник Бунина Н.И.Ласкаржевский.
Директор Кожухова писала вдове Бунина В.Н.Муромцевой в Париж: «Помогите нам как можно шире и ярче показать жизнь и творчество Бунина в музее» (5 .08.1956); в Латвию – литературоведу к Эгле: «У меня к Вам большая просьба, если Вам встретятся произведения Лескова, Бунина, Андреева в переводе на латышский язык, вышлите их нам наложенным платежом» (11.12.1956); в Ясную Поляну – её хранителю Николаю Павловичу Пузину, дальнему родственнику А.А.Фета: «В экспозиции мы собираемся уделить большое место Фету <…> помогите нам с материалами для экспозиции, так как у нас их очень мало» (12.07.1956).
12 октября последовало ещё одно распоряжение Совета Депутатов трудящихся «О передаче дома №22 (флигеля дома Грановского) музею Тургенева», но освободить дом от жильцов оказалось невозможно, т.к. власть не смогла найти им новой жилплощади.
В результате срочно был изменён ТЭП, и в экспозицию не вошли поэты – Тютчев, Фет, Апухтин, писатели Марко Вовчок, И.А.Новиков, Е.К.Горбов. Позднее в «Книге отзывов» Дома Грановского можно было прочитать: «Как жаль, Апухтина здесь нет, и Тютчева, и Фета».
Почти перед самым Новым годом, 29 декабря 1956 года, специально созданная комиссия приняла экспозицию нового музея, в семи небольших комнатах которого была отображена жизнь и деятельность историка Грановского, критика-демократа Писарева, выдающихся русских писателей Лескова, Бунина, Андреева, Пришвина.
Открытие Музея писателей-орловцев, ставшего филиалом Государственного музея И.С.Тургенева, состоялось 2 января 1957 года.
11 и 12 января 1957 года совместно с Институтом русской литературы (Пушкинским Домом) была проведена Научная сессия, посвящённая открытию музея. На ней выступали известные учёные и литературоведы из Москвы, Ленинграда, Эстонии, Югославии: Александр Кузьмич Бабореко, Е.В.Гутнова, Борис Михайлович Эйхенбаум, вдова М.М.Пришвина Валерия Дмитриевна Пришвина, замечательный учёный-литературовед Л.Н.Афонин.
Главное же испытание создателей музея ожидало впереди – мнение его гостей-посетителей. Из Книги отзывов разных лет:
«Вот такой бы музей иметь в каждом областном центре!»
«Музей скромный, но очень нужный»;
«После посещения музея стала гордиться, что родилась на Орловщине».
«Желаю этому музею расширяться и процветать в будущем».
11 июня 1980 года Музей писателей-орловцев в обновлённом виде вернулся в стены галаховского дома, с которого начиналась история его создания.
В заключение следует сказать, что «Писательская» комната им.Фета начала своё существование с идеи сохранения памяти об известных орловских писателях и поэтах, потом расширилась до собирания материалов о литераторах-современниках. В зависимости от духа времени экспозиция орловских писателей менялась и состояла то из одной, то из двух комнат, то сокращалась до «уголков», выставок. Однако, уже в 1921 году была сделана первая попытка создать Музей местных писателей, потом ещё несколько, а в 1934 году вышло распоряжение о создании Литературного областного музея.
В 1947 году обсуждался вопрос о создании музея имени историка Грановского с писательской экспозицией в его доме и, наконец, в 1957 году родился Музей писателей-орловцев.
Таким нелёгким и долгим был путь от «Писательской» комнаты им.Фета до музея писателей-орловцев.
Примечания.
Все цитируемые в статье документы хранятся в архиве ОГЛМТ.
- Павел Николаевич Щёкин-Кротов в 1918 году был инспектором женской гимназии в Ельце. Впоследствии являлся секретарём Тургеневской комиссии при Союзе писателей СССР.
- Имя Афанасия Афанасьевича Фета в брошюре (как Алексей) указано неверно. Очевидно, автор брошюры его не помнил.
- Щёкин-Кротов Н.П. Тургеневский музей в Орле. Орёл, 1919. ОГЛМТ, Ф.1, ед.хр. 24595нв.
- Португалов М.В. Краткий путеводитель по Тургеневскому музею. Орёл, 1921. С.10. ОГЛМТ, Ф.1, ед.хр. 21579оф.
- Ерёмин В.П. Краеведческие записки. Орёл, 2005. С.12.