Мы уже отмечали историческую непредвзятость Ю. Венелина в его рассуждениях о «россизме» южан и северян. А. Пыпин, опираясь на статью Венелина, пишет: «<…>для Венелина вопрос о россизме южан и северян совершенно прост: ни за теми, ни за другими нет в этом отношении никаких преимуществ; те и другие такие же русские и спорить им не о чем; надо только, чтобы обе стороны это поняли, чтобы, познакомившись с историей, увидели, как народ одного корня, по исторической необходимости, видоизменился на свои оттенки, и чтобы они помирились, наконец, взаимно признавши свои отличия. <…>Общее название северян и южан – Русь (всё равно: русин, русак, русский или россиянин).[1]
В этой связи постоянно шёл спор о языке. Со времён Петра I северная русская ветвь стала развиваться на почве общения с Европой. Начался решительный перевес нового над старыми литературными элементами под влиянием новой русской школы: академическая гимназия и университет в Петербурге, Московский университет, кадетские корпуса, Академия художеств и пр.). Ещё в первой половине XVIII века появились такие могучие таланты, как: М.В. Ломоносов, позднее Г.Р. Державин, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин и др.
Государственный русский язык стал орудием высшей образованности. Литература же на народном языке становилась провинциализмом и отстояла далеко от высших задач науки и литературы. А. Пыпин считает «фантастическим преувеличением» становление литературного русского языка на систематической эксплуатации малорусского наречия.[2]
В заключение он пишет: «<…>Одной из причин, почему возникло различие юга от севера, Лавровский[3] и другие учёные считают политические факты, как отделение северных княжений от южных <…>»[4]
Научн. сотр. фондов ОГЛМТ – С.Д. Симеонова. 24.07.2023 г.
[1] Пыпин А.Спор между южанами и северянами. //Вестник Европы. СПб., 1886. Т. 1. С.с. 739-740.
[2] Там же. Стр. 752.
[3] П.А. Лавровский(1827-1886), славист, профессор Харьковского университета.
[4] Пыпин А. Спор между южанами и северянами. //Вестник Европы. СПб., 1886. Т. С.с. 754.