А. Н. Бабенкова- научный сотрудник Музея И.С. Тургенева (г. Орел)
Клавдий Васильевич Лебедев – иллюстратор
“Записок охотника” И. С. Тургенева
Опубликовано в Тургеневском ежегоднике 2019 года/ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2019.- 382 с.
В Орловском литературном музее Ивана Сергеевича Тургенева неотъемлемой частью экспозиции являются живопись и графика. Многие посетители, которые приходят в музей на экскурсию или самостоятельное изучение, остаются пораженными объемом и наглядностью фондовых материалов и зачастую интересуются историей появления уникальных живописных полотен в музейной коллекции. Поэтому мы считаем необходимым систематическое и тщательное изучение фонда изобразительных материалов.
Отдельный зал экспозиции, посвященный «Запискам охотника» Тургенева – это целая галерея иллюстраций, целая школа русских художников; иные из них лично знали писателя, иллюстрировали его рассказы при жизни, другие живописцы, которые обращались к творчеству Тургенева уже после его смерти.
Вообще рубеж 70-80 годов XIX века ознаменовался в нашей литературе и общественном сознании ростом интереса к творчеству автора антикрепостнического цикла рассказов «Записки охотника». Многие художники тогда решались проиллюстрировать знаменитые тургеневские тексты. Среди них П. Федотов, В. Заль, П. Соколов, Е. Бем, В. Пукирев, П. Боклевский, Н. Богатов, Я. Турглыгин и др. Все работы оригинальны, мастерски выполнены и всегда привлекают внимание посетителей музея. Среди иллюстраций этого цикла можно видеть также работы русского исторического и церковного живописца Клавдия Васильевича Лебедева (1852-1916 гг.) [1]
В биографии Лебедева, казалось бы, известного художника 19 века, по мере изучения обнаружилось немало белых пятен. Прежде всего, почти ничего не известно о раннем периоде жизни художника – о его детстве и юности. Неизвестно даже место его рождения (родился он, предположительно, в одной из Подмосковных деревень). Предпринятые нами поиски в архивах Москвы и Петербурга, к сожалению, не смогли ответить на этот вопрос. Известно только, что художник происходил из крестьянской семьи; его отец был церковным живописцем. Видимо, от него унаследовал будущий художник тягу в живописи. Можно предположить, что под руководством отца Лебедев осваивал иконописное мастерство, помогая ему расписывать храмы. К счастью, нам удалось разыскать работу едва ли не единственного биографа художника Олега Игоревича Сопоцинского. Она и послужила для нас опорой в наших поисках.
Сопоцинский указывает, что с 1875 года Лебедев – студент Строгановского училища живописи, затем – Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В Москве Клавдий Васильевич обучался у Перова, Сорокина, Маковского. К слову, с Владимиром Егоровичем Маковским Лебедева связывала тесная дружба. Среди педагогов и сокурсников по училищу Лебедев прослыл блестящим рисовальщиком и мастером бытовых «картинок-сценок». Так, с 1877 года он регулярно участвовал в выставках Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Товарищества передвижников, Петербургской академии художеств. Действительно, Лебедеву с легкостью удавалось воссоздать убедительные, живо схваченные образы. За свое мастерство трудолюбивый талантливый художник в 1881 году был награжден большой серебряной медалью и получил звание классного художника третьей степени. Спустя еще десять лет он – действующий член художественного объединения Товарищества передвижников. В галерее музея Тургенева это едва ли не единственный представитель передвижников. В 1894 году Лебедев – профессор натурного класса Академии художеств.[2]
Клавдий Васильевич был разноплановым художником: писал свои картины в бытовом и историческом жанрах, создавал полотна в духе реализма на современные темы и темы отечественной истории 10-17 веков
Иллюстрировал русские сказки, сотрудничал с журналами «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Нива», создал иконы для иконостаса болгарской церкви Святого Стефана в Стамбуле. В начале 20 века иллюстрировал Библию (картины по Священной истории Ветхого Завета).[3]
Главным делом всей его жизни стала роспись Вознесенского собора в г. Ельце, возведенного по проекту архитектора Константина Андреевича Тона. Строительство собора началось в 1845 году и только в 1877 году художники приступили к росписи стен. В Вознесенском Елецком соборе только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, принадлежащих кисти выдающихся художников-передвижников Алексея Ивановича Корзухина и Клавдия Васильевича Лебедева. (Верхний купол, настенные росписи над иконостасом, верхний ряд икон в самом иконостасе и центральный образ — «Распятие Христа» принадлежат кисти академика живописи Корзухина. Остальные настенные росписи и образа иконостаса выполнены Лебедевым).[4]
С Вознесенским собором связаны шесть лет работы. Лебедев заполнил два нижних яруса центрального иконостаса, написал иконы для левого и правого иконостасов, расписал стены и столбы храмовой части собора. Можно предположить, что Клавдий Васильевич Лебедев за эти шесть лет не раз бывал в Орле, а возможно и в Спасском-Лутовиново, в гостях у Тургенева.
Среди первых известных работ в области иллюстрирования книг – иллюстрации к ряду рассказов из «Записок охотника» Тургенева, датированные 1883-1884 годами, видимо, связанные с желанием художника почтить память ушедшего из жизни писателя. Примечательно и то, что совершенствуясь в качестве иллюстратора, Лебедев взялся за сложную работу именно над тургеневскими текстами. Эти живописные иллюстрации, выполненные с большим мастерством и глубоким пониманием тургеневского слова, вызвали необычайно широкий интерес у читающей публики, что удивило самого автора. Вскоре они были изданы отдельным альбомом, а его обложку весьма оригинально оформил сам Клавдий Васильевич. Он изобразил в центре обложки портрет великого русского писателя – Ивана Сергеевича Тургенева.[5]
Один из таких альбомов в 1960 году был подарен музею накануне 150-летнего юбилея писателя. Ряд иллюстраций из этого альбома представлены в нашей экспозиции. Среди них наиболее известны: «Бирюк», «Бурмистр», «Малиновая вода», «Бежин луг».
Написанные в эстетике школы передвижничества, эти картины волнуют зрителя правдивыми сценами быта крестьянской Руси. Вглядываясь в иллюстрацию к рассказу «Бирюк», и юный посетитель, и маститый исследователь могут окунуться в атмосферу нелегкой, трагической жизни главного героя, чтобы посочувствовать ему. Иллюстрация превосходно дополняет эти пронзительные строки: «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу».[6] Для нас крайне значимым является тот факт, что самому художнику, родившемуся в крестьянской семье, сполна познавшему нужду, были близки эти трогательные тургеневские строки. Близкий друг, соратник Клавдия Васильевича Лебедева Владимир Егорович Маковский подтверждает это своими воспоминаниями: «Вначале он брал сюжеты из крестьянской среды и московской бедноты, но в этих картинах никогда не было рассудочного повествования, которое так часто встречалось в то время у других художников, подходивших к тем же сюжетам «извне», со стороны. К.В. писал то, что любил, как «свое» кровное, родное, и потому в его произведениях нет ничего надуманного, фальшивого, подчеркнутого».[7]
Не меньше впечатляет, вселяет в душу тоску от понимания драматического положения крестьянства, иллюстрация к рассказу «Бурмистр». Несмотря на многофигурность композиции, помещики, которых изображает Лебедев, не вызывают столь ярких чувств, как сейчас говорят, «не цепляют» зрителя. Особое внимание привлекают именно образы крестьян: их истрепанная заплатанная одежда, изможденные лица, понурые головы, вызывают сочувствие, сострадание. Тургенев так описал сцену, изображенную Лебедевым: «В нескольких шагах от двери, подле грязной лужи, в которой беззаботно плескались три утки, стояло на коленях два мужика…».[8] Тяжелый осадок остается на душе…
Совсем иной и по настроению, и по колориту предстает другая работа художника, которая среди посетителей музея пользуется особой «популярностью» — иллюстрация к самому любимому читателем рассказу «Бежин луг». Акварель с одноименным названием тонко и весьма живо изображает знакомую со школьных лет сцену. Здесь художник использует совсем иной «метод воздействия» на зрителя – поэзию деревенской жизни. Рассматривая работу, так и хочется вспомнить знаменитые строки: «Это <…> были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун <…>. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. <…> Кругом не слышалось почти никакого шума. <…>Всех мальчиков было пять».[9] По сути, это одна из первых иллюстраций к рассказу, ставшему одним из самых любимых в отечественной литературе.
В Орловском музее изобразительных искусств хранится подлинная акварель Лебедева, иллюстрация к рассказу «Бежин луг», приобретенная музеем уже в 1980-е годы. Нужно заметить, что до сих пор иллюстрации К.В. Лебедева к «Запискам охотника» считаются непревзойденными.
Хочется добавить, что К.В. Лебедев предстает истинным почитателем творчества великого классика, и сюжеты «Записок охотника» художник выбирает для иллюстрирования не случайно. Клавдий Васильевич, выходец из народа, знал, насколько появление антикрепостнических «Записок» Тургенева взволновало всю читающую Россию и страны зарубежья, какое влияние они оказали впоследствии на русский общественный уклад, и какую цену Тургенев заплатил за издание первого двухтомника. Лебедев, по-видимому, считал долгом внести свой вклад в дело увековечения памяти И.С. Тургенева и его знаменитого произведения.
Нужно отметить, что иллюстрации К.В. Лебедева к «Запискам охотника» занимают важное место в музейной программе «Читаем Тургенева вместе» и конкретно в игре-путешествии «Загадки Бежина луга», предназначенной для школьников 6-7 классов.
Разумеется, иллюстрациями к произведениям Тургенева далеко не исчерпывается художественное наследие К.В. Лебедева. Впечатляющий перечень работ художника, хранящихся в Третьяковской галерее, любезно предоставили нам ее хранители. Это, в основном, полотна на исторические темы, которые были востребованы в конце 19-начале 20 веков: «Боярская свадьба», «К сыну», «Марфа Посадница. Уничтожение новгородского вече», «На родине» и др.
В этом ряду выделяются два деревенских пейзажа. Более скромной количественно предстает собрание работ К. В. Лебедева в Русском музее, в Петербурге. Наряду с историческими сюжетами, художник проявляет себя в искусстве портрета. Здесь, среди прочего, можно видеть портрет жены художника Марии Алексеевны Лебедевой. Внимание привлекают жанровые картинки, эпизоды старинной охоты: например «Доклад Александру II в доме князя Путятина в Бологом во время охотничьей поездки» или «Привоз и сдача подсокольничему соколов на Семеновском потешном дворе г. Москвы холмогорскими помытчиками в конце 17 столетия» и т.д. Кстати, говорят, последние появились вероятно, в связи с участием художника в издании Н. Кутепова «Царская охота на Руси». В этом предприятии, кроме Лебедева, принимали участие такие большие художники, как Илья Ефимович Репин и Валентин Александрович Серов.[10]
Российский государственный исторический архив (Петербург) предоставил нам перечень документов из личного дела К.В. Лебедева.[11] Здесь бессрочная паспортная книжка художника, где, к сожалению, не указано место его рождения, формулярный список живописца, его портрет, документы о службе в Императорской Академии художеств, диплом Училища живописи, ваяния и зодчества. Таков краткий список документов о жизни художника, скончавшегося в Москве, в 1916 году. Неутомимый труженик, как говорят, умер за работой.[12]
Надо заметить, что к концу 19 века. К.В. Лебедев приобрел известность не только в России, но и за ее пределами. Известно, что в 1896 году его работы экспонировались в Чикаго. В течение 6 лет Клавдий Васильевич путешествует по России, желая запечатлеть неповторимые пейзажи родины.
Лебедева сумели оценить и при Дворе. Он был приглашен к участию в издании коронационного альбома императора Николая II и выполнил для него две акварели: «Причащение государя Императора» и «Посещение Троице-Сергиевой лавры». Его работу «Христа ради (юродивый)», представленную на выставке передвижников, приобрел сам Император Николай II. Факт, говорящий сам за себя.
Нам кажется, что поиски материалов о жизни и наследии К.В. Лебедева позволили нам получить более полное представление о личности и творческих исканиях живописца, который оставил заметный след в художественной Тургениане. И нам приятно, что у нас, в Орле, хранится пусть небольшая, но весомая ее частица.
[1] Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. – СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. Т.1. С. 111.
[2] Сопоцинский О. И. К. В. Лебедев. – М.; Л., 1948. С. 4.
[3] Карпова Т. Ветхий и Новый Завет в иллюстрациях Клавдия Лебедева (О серии акварелей (1909) К.В. Лебедева к Ветхому и Новому Заветам из собрания акад. Н.Д. Зелинского)//Наше наследие. 1996. № 38. С. 122-125.
[4] Аксенова Г. В. «Да созиждутся стены Иерусалимские»: К 125-летию освящения Елецкого Вознесенского собора//Московский журнал. 2014. №. 8. С. 67.
[5] Сопоцинский О. И. К. В. Лебедев. М.; Л., 1948. С. 11.
[6] Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: в 30-ти томах. Изд. 2-е. Соч. М., 1979. Т. 3. С. 156-157.
[7] Маковский В. К. В. Лебедев. Очерк. проф. Вл. Е. Маковского. //Нива. – 1916. — № 50. – С. 1.
[8] Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: в 30-ти томах. Изд. 2-е. Соч. М., 1979. Т. 3. С. 133.
[9] Там же. С. 89.
[10] Пушкарев В. Незабытые картины //Наше наследие. 1996. № 38. С. 121-122.
[11] РГИА. Ф. 789. Оп.12. 1894 г., Д.-49 «И». Лл.1-73 об.
[12] Маковский В. К. В. Лебедев. Очерк. проф. Вл. Е. Маковского. //Нива. 1916. № 50. С. 1.