"Ключик к счастью"

"Ключик к счастью"

«Ключик к счастью»: Пришвин – старейший шофер Москвы».

(К 148-ой годовщине со дня рождения Пришвина).

Михаил Пришвин всю жизнь шел в ногу со временем, наблюдал, как постепенно меняется эпоха, люди и человеческие отношения, следил за новыми веяниями не только в литературе и искусстве, но и последними открытиями в науке и технике. Страстный путешественник, охотник, ученый-фенолог и этнограф, он одним из первых, в 1906 году, освоил фотоаппарат, снабдив свою книгу — «В краю непуганых птиц» — замечательными фотоиллюстрациями о природе и быте русского Севера. Фотоаппарат был верным спутником Пришвина в его многочисленных путешествиях до конца дней. Но мало кто знает, что Пришвин был еще и старейшим в Москве автолюбителем. В разное время он был владельцем машин «ГАЗ-А», затем «ГАЗ-М 1, так называемой «эмки» и, наконец, новенького «Москвича 400», который и сейчас можно увидеть в музее-заповеднике писателя в Дунино.

Как-то раз друг Пришвина, журналист и фотокорреспондент М. Л. Поляновский встретил его за рулем автомобиля в самом центре столицы. Это было морозным январским днем 1948 года, за неделю до 75-летнего юбилея писателя. Корреспонденту удалось запечатлеть Пришвина на фотокамеру и даже прокатиться с ним по Москве. «Мы ехали вдвоем по Тверскому бульвару», — вспоминает журналист. – Маршрут был мне безразличен. Побыть наедине с Пришвиным, послушать его разговор – я готов был отдать сколько угодно времени». В тот день Поляновский действительно услышал немало занимательных историй из шоферской практики писателя. Например, о том, как однажды он встречал весну в «краю дедушки Мазая», соорудив себе для удобства передвижения настоящий «дом на колесах» из списанного грузового автомобиля. «Там у меня кузов был превращен в «квартиру» из четырех «комнат», — рассказывал Пришвин. – Рабочий кабинет – раз, спальня – два, фотолаборатория – три и закуток для собак – четыре. Пешком бродяжничать по лесам трудновато мне стало…».

Михаил Михайлович говорил, что его седобородая внешность иногда смущала милиционеров: подчас они останавливали машину и проверяли его водительские права. А однажды произошел и вовсе курьезный случай. После длительного путешествия Пришвин возвращался домой. Недалеко от Москвы у него забарахлил мотор. Недолго думая, он вышел из кабины и взял инструменты. Его собаки, почуяв близость дома, дружно завыли. «Тут ко мне подходит милиционер, — вспоминает писатель, — и спрашивает: «Ну как, дед, хороший у тебя нынче улов? Много бродячих собак подобрал!». Он, понимаете, меня за гицеля, за собаколова, принял. Тем более – машина с будкой…».

Поляновский, который был тронут до глубины души простотой и искренностью своего прославленного спутника, решил ко дню рождения писателя сделать ему необычный подарок. И в день рождения Пришвина вышла его статья «Водитель машины №01-92».

 — Занятный подарок вы мне сделали к семидесятипятилетию, — сказал Михаил Михайлович, когда журналист поздравил его по телефону. – Спасибо за паспорт старейшего шофера. Переплету в сафьян и буду носы утирать милиционерам.

Когда Пришвину исполнилось восемьдесят, он продолжал оставаться старейшим шофером Москвы, только к тому времени уже пересел на «Москвича». До последних дней своей большой, интересной жизни писатель радовался, что мотор, послушный его рукам, помогает ему осуществлять его любимое дело – охоту и путешествия: «Интерес к машине соединился с интересом к природе, — писал Пришвин, — потому что места охоты все отдаляются и к ним надо ехать… Так в природе чудится где-то свобода или счастье, и ключик от машины в моем кармане представляется ключиком к счастью».

Автор: Ст. научн. сотрудник Музея писателей-орловцев: Абинякина Т. В.