«Леонид Андреев в кругу писателей.
Л.Н. Андреев и А.И. Куприн».
Александр Иванович Куприн (1870-1938), писатель. Родился 26 августа (7 сентября) в уездном городе Наровчате Пензенской губернии в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна (1834-1871), умершего через год после рождения сына. Мать – Любовь Алексеевна (1838-1910), урожденная Кулунчакова, происходила из рода татарских князей. После смерти мужа она переехала в Москву, где и прошли ранние годы и отрочество будущего писателя.
Л. Андреев был литературным ровесником А. Куприна. С 1902 по 1911 гг. писателей связывали приятельские отношения и сотрудничество в одних и тех же литературных изданиях – «Знание», «Шиповник», журнал «Мир Божий». Однако 2 ноября 1911 года в результате личной размолвки эти отношения прервались. О случившемся Нина Михайловна Гарина вспоминала: «Это был случай, произошедший на квартире артиста Н.Н. Ходотова в Петербурге, в одну из обычных вечеринок, на которой среди присутствующих писателей и артистов был и Леонид Андреев и Александр Куприн. И вдруг, в самом разгаре «бала» — произошла драка между Андреевым и Куприным. Самый факт драк был весьма несложен. Хотя и весьма оригинален: Куприн сидел на диване и, когда Леонид Андреев проходил мимо, — Куприн выставил перед собою «ножку»… И выставил ее так, что не заметивший этого «красивого жеста» Леонид Андреев… споткнулся. И упал…».
Размышляя о случившемся, Нина Гарина категорически была против версии – «зависть Куприна к литературным успехам Леонида Андреева». «Такого чувства – чувства зависти к чужому таланту – у Куприна никогда не существовало». Причина инцидента ей виделась в другом: Куприн в тот вечер был задет успехом Л. Андреева у женщин, поэтому и решил унизить «соперника», поставив его в неловкое положение. Эта история с Куприным переживалась Андреевым. «Вероятно, я сам виноват, — писал он позднее И.И. Ясинскому, — но факт тот, что нет у меня друзей ни в литературе, ни в жизни – торчу один, как перст из прорванной перчатки на морозе…».
Л. Андреев и А. Куприн остались в истории русской литературы как глубокие выразители тревожных умонастроений начала XX века. Их произведения продолжают читать и сегодня – не только как талантливое изображение тогдашней российской жизни, но и как воспроизведение сложного духовного мира человека на сломе эпохи.