«14 февраля 1945 года американская авиация безжалостно разрушила Дрезден. Зачем? В победоносном исходе войны против фашизма тогда уже вряд ли приходилось сомневаться». Этими словами начинается рецензия на художественный советско-германский фильм «Пять дней, пять ночей» Леонида Николаевича Афонина, опубликованная 3 марта 1961 года в «Орловской правде» (экземпляр статьи хранится в фондах ОГЛМТ). В основу сюжета фильма легла документальная история спасения советскими солдатами картин Дрезденской галереи. Впечатления от просмотра фильма у фронтовика Афонина тесно переплетаются с личными воспоминаниями.
В ночь с 13 на 14 февраля начались беспрецедентно мощные бомбардировки Дрездена силами британской и американской авиации. Три дня тяжелые самолеты сбрасывали на беззащитный город фугасные и зажигательные бомбы. В результате город с его уникальными памятниками архитектуры и музеями превратился в пылающий костер. Погибли десятки тысяч мирных жителей.
«Военных объектов в старинном городе не было, – писал в статье Леонид Николаевич. — Но заокенская военщина знала, что Дрезден войдет в советскую зону оккупации Германии».
Афонин с частями Красной Армии в качестве военного корреспондента оказался в Дрездене летом 1945 года. Картины разрушений, бедственного положения местного населения потрясли его: «Город медленно приходил в себя. Помню, перед развалинами знаменитой Фрауэнкирхе валялась огромная бронзовая фигура Лютера, опрокинутая навзничь взрывной волной. Глубокие, позеленевшие глазницы Лютера, устремленные к небесам, словно невыплаканными слезами, были до краев наполнены дождевой водой. Но неизмеримо страшней было смотреть в глаза людей, переживших трагедию Дрездена… Какие поистине героические усилия понадобились немецким антифашистам, чтобы в то знойное лето с помощью советских солдат воскресить мертвый город».
Фильм привлек внимание писателя-фронтовика тем, что в нем, как он сам признался в рецензии, передана неповторимая, незабываемая атмосфера весны 1945 года – «весны победы, свободы, несказанного счастья, что принесла исстрадавшимся народам Советская Армия-освободительница».
В памяти Афонина остались разноязычные толпы вчерашних узников лагерей смерти, а в дрезденских развалинах солдатские кухни осаждались изголодавшимися немецкими ребятишками, «усачи-старшины раздавали «брот», советские генералы, видевшие пепел Сталинграда и горе Орла, обсуждали с только что вышедшими из подполья антифашистами, как накормить, обеспечить жильем население разрушенного города, где открыть школы, какие поставить пьесы…» Как эти слова Афонина перекликаются с сегодняшним днем, когда на Донбассе вместо разрушенных строятся новые прекрасные школы, библиотеки, дома, детские сады.
Воспоминания о том, как вели себя солдаты Красной Армии перекликаются и со статьей Ф.И. Тютчева, написанной через годы после завершения войны с Наполеоном: «Пройдитесь по департаментам Франции, где чужеземное вторжение оставило след в 1814 году, и спросите жителей этих провинций, какой солдат в отрядах неприятельских войск постоянно выказывал величайшую человечность, высочайшую дисциплину, наименьшую враждебность к мирным жителям, безоружным гражданам, можно поставить сто против одного, что они назовут вам русского солдата».
Величайшую человечность, по мысли Афонина, выказывал советский солдат, дошедший до Германии.
«Советское государство великодушно возвратило немецкому народу сокровища Дрезденской галереи. Зачем же сейчас вспоминать то, что случилось полтора десятилетия тому назад?» – спрашивал в конце статьи Афонин.
Рецензия завершается следующим выводом автора: «Картина «Пять дней, пять ночей» глубоко и проникновенно, раскрывает величие и красоту души советского человека. Наперекор тем, кто грозится в огне ядерной бойни испепелить бессмертные творения человеческого гения, она утверждает идеи гуманизма, братства и дружбы людей во имя мира и созидания».