«Литературная бабушка»- к 130-летию со дня смерти Т.П. Пассек

«Литературная бабушка»- к 130-летию со дня смерти Т.П. Пассек

Синякова Т.Ю.,

старший научный сотрудник Дома-музея Н.С. Лескова

 

«Литературная бабушка»-

к 130-летию со дня смерти Т.П. Пассек

 

Русская писательница Татьяна Петровна Пасек(урождённая Кучина) была близкой родственницей А.И.Герцена и его другом детства. Именно её Герцен вспоминал в «Былом и думах» и «Записках одного молодого человека». Её муж Вадим Васильевич Пасек был известным историком и этнографом, являлся участником кружка А.И.Герцена и Н.П.Огарёва. Потеряв почти всех близких и родных ей людей, Татьяна Петровна посвятила свою жизнь литературной деятельности. Кроме прозаических произведений она написала ценные воспоминания «Из дальних лет», которые содержали важные сведения для характеристики русского общества 30-годов с использованием не дошедших до нас рукописных материалов Герцена и его друзей. Благодаря им читатели узнают много интересного о А. Пушкине, Е. Баратынском, А. Дельвиге, И. Крылове, Т. Грановском, Д. Менделееве и др. С большим вниманием и уважением к Т.П. Пассек относился наш земляк Николай Семёнович Лесков, для которого она была как бы связующим звеном «литературных эпох». Татьяна Петровна основала детский иллюстрированный  журнал «Игрушечка», который издавался в Петербурге с 1880 года и выходил еженедельно. Он имел несколько отделов: для младшего, старшего возраста и особый отдел «Для малюток», предназначался он и для родителей, и для воспитателей. Здесь печатались произведения самой Т.П. Пассек, а также А.Н. Пешковой-Толиверовой, Д.И. Мамина-Сибиряка, стихотворения Н.А. Некрасова, иллюстрации И.Е. Репина, Е.М. Беем, Н.Н. Карамзина. Тесно был связан с этим журналом и Н.С.Лесков. Он поместил в нём свои рассказы: «Христос в гостях у мужика», «Дурачок», Легенду «Лев старца Герасима», отрывок из детских воспоминаний «Коза». Хотя  Н.С. Лесков высоко ценил дружбу с Т.П. Пассек, но их взгляды всё-таки не сходились по вопросу воспитания детей. Татьяна Петровна считала, что их надо воспитывать любовью и нежностью, а Николай Семёнович категорически выступал против «вредоноснейшего по своим последствиям баловства, которое у нас замещает нежность и плодит бессилие и безмолвие характеров даже в самых счастливо одарённых натурах» — «Н.С.Лесков о литературе и искусстве».-Л., 1984..-с.217. Возможно из-за расхождения их взглядов его рассказ «Добрая мать по пифагорейским понятиям» так инее был опубликован в ж. «Игрушечка», хотя и был написан специально для этого журнала. Между тем мысли  писателя о воспитании в семье и школе, высказанные здесь, интересны и в наше время  как для родителей, так и для учителей:  

  1. «Учи детей воздерживаться от всякого своеволия»,
  2. «Не порть детей баловством и потворством»,
  3. «Кто не умеет повиноваться, тот никогда не будет в состоянии управлять собою», 4. «Пусть дети наши научатся  сносить клеветы и насмешки, пусть они знают, что труд тяжёл и горек, но при этом пусть они любят труд и презирают  праздность»…

Расхождение в вопросах воспитания не мешало развитию тесных дружеских взаимоотношений между Лесковым и Пасек. Писатель восхищался её умом, начитанностью, необычайным трудолюбием и любовью к людям. Последние годы она тяжело болела, Лесков часто навещал её, они много времени проводили в беседах. По просьбе Николая Семёновича незадолго до кончины Татьяны Петровны молодая художница З.П. Охочинская написала её портрет. Т.П. Пассек изображена лежащей в постели, а рядом с неё – книги, бумаги, лупа – свидетельства неустанного труда писательницы. После её смерти по  инициативе самого Н.С.Лескова этот портрет был опубликован во «Всемирной иллюстрации» 8апреля 1889года , где была помещена его статья «Литературная бабушка». Название подобрано очень удачно, ведь через богатую встречами и событиями жизнь пасек прошло не одно поколение русских литераторов. В письме к своему зятю Н.П.Крохину Николай Семёнович писал: «Надо беречь бодрость душевную, бодрость ума и живость чувства, как доберегла до 85лет скончавшаяся на сих днях Татьяна Петровна Пасек… Умерла молодцом! –«Уплыла…».

Он воспринимал её как праведницу, посвятившую свою жизнь служению людям и любимой литературе, воссоздав в своей статье действительно живой облик мудрой и обаятельной женщины – свидетельницы нескольких десятилетий жизни России.