«Лучшие стороны этого таланта…»   (Аполлон Григорьев о сборнике стихов Фета 1850 г.)

«Лучшие стороны этого таланта…» (Аполлон Григорьев о сборнике стихов Фета 1850 г.)

После окончания Московского университета Фет поступил на военную службу, хотя после успеха первого сборника стихотворений, получившего название «Лирический пантеон», он мог бы посвятить себя поэзии. В это время журналы охотно печатали его стихи, он был многообещающим поэтом. Что же касается военного поприща, то оно давалось ему нелегко. Ценителей в той среде на Херсонщине, где приходилось служить,  почти не было.

 

В 1847 году Аполлон Григорьев приглашает Фета заняться литературой и приехать в Петербург, но он отказывается.  Фету было необходимо самоутвердиться, завоевать положение в обществе, материальную обеспеченность, вернуть то, что в силу роковых обстоятельств было утеряно в детстве. Другу Григорьеву он писал:

 

«Ты звал меня часто в Петербург — спрашивается, зачем?.. Затем, чтобы заниматься литературой? Не могу ни так, ни сяк — я человек без состояния и значения — мне нужно и то и другое, а на той дороге, которую я себе готовлю, будет, может быть, и то и другое. А поэзия? да что же может мешать мне служить моему искусству, служить свободно и разумно!».

 

Прошло десять лет, прежде чем появился новый сборник стихотворений Фета, сборник 1850 года под фамилией автора. Как и прежде при составлении «Лирического пантеона», Аполлон Григорьев принял самое активное участие в формировании этого сборника.

 

Другу студенческих лет Я.П.Полонскому Фет  писал:

«Другая новость состоит в следующем. Я издаю все мои стихотворения вместе и ожидаю только рукописи от Григорьева из Москвы, чтобы приступить к изданию.  Я еще не объявлял об этом нигде публично и не объявлю до поступления книги под станок типографский, но собираю частную подписку для соображения числа требуемых экземпляров. В последнем случае обращаюсь с моею просьбою и к тебе. Не найдешь ли ты охотников на эту книгу, и если найдешь, то напиши, сколько билетов выслать мне к тебе взамен денег, которые ты потрудись переслать ко мне. Цена за билет 28 серебром. Разумеется, что издание будет на веленевой бумаге и проч.»

 

После выхода сборника А.Григорьев пишет статью, в которой прослеживает историю появления «Лирического пантеона», его достоинства и недостатки, успех стихотворений Фета в журналах и отмечает то новое, что появилось в только что вышедшем издании фетовских стихов.  В своей  статье Григорьев писал:

 

«В первый раз стихотворения г. Фета явились в 1840 г. , в небольшом сборнике, названном довольно неудачно – «Лирическим пантеоном» .

Это было собрание стихотворений в высшей степени молодых и незрелых, часто донельзя приторных – и, между тем, оно возбудило некоторое участие к автору; на страницах нашего журнала в то время мы указали на дарование поэта.

Вслед за «Л.П.» стихи начали появляться в «Москвитянине» и

молодой поэт получил скоро блестящую известность в кругу истинных дилетантов.

Образцовый художественный перевод почти всей книги од Горация ещё более упрочил эту известность.

В последние годы видно ещё какое-то неосознанное, неустановившееся стремление поэта к новому содержанию и к новым формам…способность делать доступным внутренний мир души посредством внешних явлений…

 Сочувствие природе, понимание движений сердца – вот лучшие стороны этого таланта».

   Сборник 1850 года открывает стихотворение, в котором поэт подчёркивает не только свою любовь к русской природе, но и то, что он русский и как поэт и как человек,  несмотря на немецкую фамилию Фет.

 

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,

Под пологом снегов как смерть однообразной,

Леса под шапками иль в инее седом,

Да речку звонкую под темносиним льдом.

Как любят находить задумчивые взоры

Завеянные рвы, навеянные горы,

Былинки сонные — иль средь нагих полей,

Где холм причудливый, как некий мавзолей,

Изваян полночью, — круженье вихрей дальных

И блеск торжественный при звуках погребальных!

 

Роль Аполлона Григорьева в начале литературной судьбы Фета трудно переоценить. Он стоял при рождении Фета-поэта, помог понять другу его истинное предназначение, отведя себе скромное при нём место.