Внимание современного искусства к мистическому связано с разрушением классических моделей мира, с принятием мира как вечно становящегося, многовариантного, нетелеологичного, безграничного за пределами эмпирической реальности – здесь усматривается онтологический аспект тайны бытия. Другой аспект интереса к таинственному – в психике человека, понимание границ восприятия и понимания мира (феноменология), понимание субъективности мирообразов в сознании человека. Третий аспект интереса к мистическому (таинственному) связан с проблемой воплощения знаков бытия и/или сознания: отражение в соответствии со структурой явления или воображение, образотворчество, невозможность установления соответствия образов инореальности, понимания любого мирообраза как симулякра. Каждый из аспектов понимания таинственного (возможного, но неуловимого, не переводимого на язык эмпирической реальности) предполагает обращение к воображению, фантастике. В одних случаях фантастическое будет версией наличествующей, но скрытой инореальности, в другом – версией представлений сознания; в третьем – версией рассказа о скрытом – наррацией (если иметь в виду вербальное искусство).