С.И. Труфанова
Н.С. Лесков и В.С. Соловьёв
(к истории взаимоотношений)
Личность религиозного философа и поэта Вл.С. Соловьёва всегда интересовала Н.С. Лескова. Он часто упоминал его в письмах и беседах, иногда противопоставляя его Л.Н. Толстому, иногда сближая их имена.
В письме к М.О. Меньшикову от 15 февраля 1894 года писатель так охарактеризовал Соловьёва: «Это душа возвышенная и благородная: он может пойти в темницу и на смерть; он не оболжёт врага и не пойдёт на сделку с совестью, но он невероятно детствен <…>. Вторая злая вещь есть его церковненство, на которой он и расходится со Львом Николаевичем, и где я его тоже покидаю…»[1]
Иногда, сетуя на отсутствие творчества в русской литературе, Николай Семёнович взволнованно заключал: «Ну и времечко настало для литературы… пять-шесть калек, и вся она тут… Правильнее сказать, Лев Николаевич да Владимир Соловьёв и могут ещё “делать литературу” и привлекать внимание общества, воспитывать вкусы этого общества, вести его за собою. Прочие ничего не говорят ни своего, ни замечательного. Творчества вовсе не стало в русской литературе, за исключением опять-таки Толстого и Соловьёва. А новые писатели… Альбов, Короленко, Чехов, Гаршин, Потапенко, Величко? Лучшие из них те, которые ещё равнодушны к идеалам, а другие и пошлость пишут пушкинским стихом».[2]
А.Н. Лесков, сын писателя, также считает, что отношение Н.С. Лескова к философу и поэту В.С. Соловьёву было двойственным, неоднозначным.
В конце 80-х — начале 90-х годов они часто встречались в кружке М.Г. Муратовой (жены поэта В.Л. Величко), да и жили они в эти годы по соседству на улице Фурштатской (Соловьёв: дом 47, кв. 11, а Лесков: дом 50, кв. 4 — с осени 1887 года).
Соловьёв помог Лескову с публикацией острого, антицерковно- го художественного памфлета «Полунощники». А.Н. Лесков также подтверждает, что в письмах и в устных высказываниях Лесков часто ставил рядом имена Вл. Соловьёва и Льва Толстого как наиболее оригинальных и острых мыслителей современности, но не менее часто н противопоставлял их друг другу, отдавая предпочтение Толстому.
Андрей Николаевич сообщает, что наибольшие возражения у Лескова вызывали религиозные концепции Соловьёва — его «церковность», догматизм. Постепенно эти поначалу разрозненные и как бы частные полемические упрёки перерастали в серьёзное концептуальное неприятие «догмы» Вл. Соловьёва. В этом смысле примечательны исполненные иронии слова Лескова о выступлении Вл, Соловьёва на тему «Чтения о благочеловечестве»: «Эти лекции у него были бредом сумасшедшего, и чем менее они были понятны, тем более имели успех… Сидят старики, почтенные люди и слушают, как мальчик с длинными волосами, в белом галстуке несёт вздор, и слушают внимательно, серьёзно».[3]
В последние годы своей жизни Лесков подружился с Соловьёвым, который высоко ценил лесковский «яркий и своеобразный талант», постоянно ощущал в нём внутренние бури, которые нелегко было обуздать и смирить.
Он так описывал Лескова: «Николай Семенович поражал прежде всего страстностью своей натуры; в преклонных уже годах он при внешнем бездействии сохранял постоянно кипение душевной жизни. Требовалась с его стороны немалая умственная сила, чтобы сдерживать эту страстность в должных пределах…»[4]
Многие современники отмечают, что отношения между Лесковым и Вл. Соловьёвым на протяжении нескольких лет с обеих сторон были, безусловно, дружескими и духовно насыщенными, но по многим причинам отнюдь не простыми. Оценивая их, современный исследователь пишет: «Близкими друзьями или даже единомышленниками они, однако, никогда не были: рационалистический, морализующий “протестантский” дух Лескова был глубоко чужд мистическим и “таинственным’ намерениям Соловьёва, но он высоко ценил ум, независимость и мужество Соловьёва».[5]
Любопытно свидетельство современника, имевшего возможность близко наблюдать обоих писателей в самой разнообразной обстановке. Рассказывая об одном из званых вечеров у себя, поэт
В.Л. Величко писал: «Он (Соловьёв — С.Т.) был в тот день необычайно в ударе… — и потому, что в числе гостей был Н.С. Лесков, остроумие которого действовало на него зажигательно. Вообще эти два человека, столь похожие между собой по-видимости, всегда оживлялись при встрече и удивительно умели давать друг другу реплику, сверкающую остроумием. Людям, видевшим это, кажется, что высший род смеха исчез после того как нельзя уже на земле возобновить встречу этих двух глубоких и серьёзных умов, которым была столь свойственна тонкая шутка.. ,»[6]
Когда Лесков с удовольствием читал статьи Вл. Соловьёва с критикой Л.Н. Толстого («Идеалы и идолы», «Нравственные основы общества» и др.), то говорил: «Вот приятно читать того и другого по одним и тем же вопросам. Есть у кого поучиться, чем духу жить».[7] [8]
Как известно, в самом начале своей деятельности Лесков-публи- цист отстаивал равноправие евреев («Северная Пчела», 1862, № 79), а когда в 1-й половине 80-х годов была создана правительственна комиссия для решения еврейского вопроса, то пяти писателям было поручено составить докладные записки. Долго живший в Юго-Западном крае и много писавший об обычаях, воззрениях евреев, Лесков взялся написать очерк о быте и правах современного еврейства. В 1884 году им была написана анонимная записка «Еврей в России, несколько замечаний по еврейскому вопросу». Вл. Соловьёв высоко оценил этот труд Николая Семеновича и 28 марта 1890 года (6 лет спустя) писал автору: «С благодарностью возвращаю Вам Ваши книжки, которые прочёл с великим удовольствием. “Еврей в России” по живости, полноте, и силе аргументации есть лучший по этому предмету трактат, который я только знал».»
Н.С. Лесков также радуется успехам В.С. Соловьёва. Совершенным восторгом исполняется он от смелого, широкого публичного выступления этого философа в зале С.-Петербургского общества взаимного кредита на площади Александрийского театра 28 марта 1890 года. «На этот раз, — вспоминает А.Н. Лесков, — блестящий молодой учёный высказался о совершенной несовместимости смертной казни с исповеданием всей страной христианской религии и прямо апеллировал к помилованию фактически уже приговорённых подсудимых».[9]
В 1892 году Лесков обратился к Соловьёву с просьбой помочь опубликовать свою заметку «Сошествие во Ад». 20 мая он писал ему: «Иконографическая заметка теперь очень кстати ввиду возни французов с русскою иконографиею, в которой они ничего не смыслят. Я хотел только, чтобы Вы прочитали эту заметку, и не думал возлагать на Вас хлопоты о её помещении, но если можно её как-нибудь приспособить «К вопросам философии», то дайте её туда. В других изданиях она, я думаю, не пройдёт… По крайней мере, мне так кажется, а я бы очень хотел видеть её напечатанною».[10]
Заметка «Сошествие во Ад» была напечатана в итоге «Петербургской газете» в 16 апреля 1894 года.
До прихода в литературу в 1857 году, находясь в с. Райском Пензенской губернии, Лесков занимался вопросами переселения крестьян, а в 1893 году он опубликовал свой рассказ «Продукт природы» в научно-литературном сборнике в пользу Общества вспомоществования нуждающимся переселенцам «Путь-дорога» (изд. К.М. Сибирякова, СПб., 1893), куда вошли и произведения Вл.
С. Соловьёва.
Таким образом, в 90-х годах В. Соловьёв вошёл в близкое окружение писателя, привлёк его к участию в «Вестнике Европы», но он всегда критически оценивал религиозную мистику Соловьёва, писал о нём так: «… думаю, что он человек высокой честности, и всякий его поступок имеет себе оправдание».[11]
Ценил Лесков Вл. Соловьёва и как замечательного поэта. Неслучайно в мемориальной библиотеке писателя хранится изящно изданный томик стихотворений Владимира Соловьёва, выпущенный в 1891 году в Москве в Университетской типографии на Страстном бульваре.[12]
На авантитуле автограф философа, написанный чёрными чернилами: «Глубокоуважаемому Николаю Семёновичу Лескову от искреннего почитателя и приятеля. В. Соловьёв».
В книге найдено лишь несколько помет в тексте, выполненных рукой Н.С. Лескова графитным карандашом, а на странице 31 вложена шёлковая закладка голубого цвета.
Соловьёв был глубоко опечален смертью Н.С. Лескова. Он присутствовал на погребении Николая Семеновича вместе со своим братом Всеволодом и посвятил его памяти статью «Н.С. Лесков», которая была опубликована 26 февраля 1895 года в газете «Неделя» (№ 9). Это довольно сдержанная характеристика скончавшегося товарища: «В произведениях Лескова чувствуется страстное неспокойное отношение к изображаемым предметам, которое при таланте менее крупном перешло бы в явную тенденцию: у Лескова же как сильного художника оно ослаблено, переведено в скрытое состояние, хотя некоторая тенденциозность в ту или другую сторону остаётся всё-таки и в его произведениях…»
Это короткое прощальное слово выдающегося русского поэта и философа было перепечатано тогда многими газетами.
[1] Неизданный Лесков. ЛН. Т. 101, кн. 2 М., 2000. С. 233.
[2] Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова по его личным и семейным и несемейным записям и памятям. Т. II. М, 1984. С. 440.
П6‘
[3] Семёнов В.С. Николай Лесков. Время и книги. М., 1981. С. 278-279.
[4] Гроссман Л. Н.С. Лесков. М., 1945. С. 123.
П7
[5] Б мире Лескова. //Сб. статей. М., 1983. С. 358.
[6] Величко В.Л. Вл. Соловьёв. Жизнь и творение. СПб., 1902. С. 149-150.
[7]Фаресов А.И. Против течений!.. СПб., 1904. С. 314.
[8] Лесков Н.С. Жизнь Николая Лескова по его личным и семейным и несемейным записям и памятям. Т. II. М., 1984. С. 227.
[9] Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова по его личным и семейным и несемейным записям и памятям. Т. II. М., 1984. С. 144.
[10] Лесков Н.С. Из неизданной переписки /Публикация К.П. Богаевской «В мире отечественной классики». М., 1964. С. 383.
[11] Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова. Т. II. М., 1984. С. 430.
[12] ОГЛМТ. Ф. 4. 6! О/194 оф.