Посетителям нашего сайта предлагаем новую публикацию, посвященную Александру Федоровичу Диесперову (1883–1931) – русскому историку, исследователю жизни и творчества блаженного Иеронима и Эразма Ротердамского, поэта, переводчика, автора литературно-критических и исторических работ. Автор: А.И. Еремин (канд. исторических наук. г. Орел). Опубликована в издании «Вестник Московского университета». Серия 8. История. 2018. № 4
Предмет исследования в статье составляют размышления и переживания выпускника среднего учебного заведения начала XX в., который находился в ситуации выбора высшего учебного заведения и факультета, а фактически — жизненного поприща. Обычно эту проблематику изучают на основе мемуаров людей, получивших известность в своей сфере деятельности. Рядом с ними протекали судьбы «невыдающихся людей», к изучению которых призывают едва ли не все направления актуальных исторических исследований. Очевидно, что познавательные перспективы повседневного уровня измерения исследовательской проблематики прямо связаны с кругом источников, к которым обращаются исследователи, и с применяемыми методиками оценки их информационных и интерпретационных возможностей. Вне поля зрения историков высшего образования находятся жизнеописания (автобиографии) экстернов, державших испытаниях зрелости в гимназии. Экстерны и воспитанники гимназий, допущенные к прохождению испытаний зрелости, назывались абитуриентами. Нормативно определенную и прогрессивно увеличивавшуюся в составе абитуриентов начала ХХ в. социальную микрогруппу составляли экстерны гимназий. Своей попыткой получить вместе с аттестатом зрелости право на зачисление в университет они бросали вызов социальным обстоятельствам, начертавшим им иное направление жизненной траектории.
Автобиография выпускника реального училища А.Ф. Диесперова (1903 г.) представляет особый интерес, потому что он выбрал университет и необходимость держать испытания зрелости в исповедь с элементами самоанализа. Источниковедческое изучение автобиографии установило в тексте сочетание свойств делопроизводственной документации и источников личного происхождения. Деконструкция текста и изучение особенностей почерка позволили выяснить обстоятельства написания документа. Дискурсивный анализ его содержания показал признаки осознания автором склонности к литературной деятельности и одновременно — ограниченности собственных талантов. Новизну исследования определяет оценка информационного потенциала жизнеописаний (автобиографий) экстернов средних учебных заведений. В изученном источнике зафиксирован индивидуальный опыт избрания факультета университета и обретения жизненного пути юношей-интеллектуалом в России начала ХХ в. Жизнеописания экстернов гимназий Московского учебного округа имеют существенное значение для изучения мотивации выбора абитуриентами факультетов именно Московского университета, являются частью генеральной совокупности источников по его истории.
Публикуется с разрешения автора