Посетителям нашего сайта предлагаем новую публикацию «Полеты во сне и наяву, или путешествие с Эллис», опубликованную в Тургеневском ежегоднике 2018 года/ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2018.- 424 с. Автор: Е.Г. Петраш (г. Москва)
Повесть И.С. Тургенева «Призраки» открывается эпиграфом – заимствованной строкой из стихотворения А. Фета «Мы одни; из сада в стекла окон…»[1] В письме Тургенева к автору от 1 октября 1863 года читаем: «Считаю своим долгом уведомить вас, что я, несмотря на бездействие, углубился, однако, сочинить и отправить к Анненкову вещь, которая, вероятно, вам понравится, ибо не имеет никакого человеческого смысла, даже эпиграф взят у вас»[2].
Сам Тургенев никогда не выбирал для описания пейзажа эпитеты с такой семантикой как «позолота», «изумрудный», «алмазный», «жемчужный»; не употреблял много мерцающих, светящихся картин с переливами воды, света, оперенья птиц, как это есть в стихотворении Фета.
В стихотворении Фета «идеальное», «воображаемое» соседствует с «реальным», взятым из действительности: «свет месяца», проникающий в комнату, «тусклый свет свечи», особая духовная атмосфера влюбленных.
Такое соотношение «идеального, воображаемого» и «реального, фактографического» было близко художественному методу Тургенева.
Читать далее
Переход на стр. Публикации
[1] Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: в 30-ти томах. Изд. 2-е. Сочинения. М., 1981. Т. 7. С, 191.
[2] То же издание. Письма. М., 1988. Т. 5. С. 214.