Автор: Научный сотрундник фондов Кузнецва Е.А.
В ОГЛМТ в личном фонде Л.Н. Андреева есть коллекция стереофотографий (стереопар). В прошлом столетии стереоскопические фотографии были весьма популярны. Сотни тысяч стереографических пластин с видами практически всех уголков земного шара можно было приобрести в лавках или заказать по цене сегодняшних цветных открыток.
Известно, что Леонид Николаевич был страстным фотографом. Он не смог остаться в стороне от такого увлечения как стереография. Стереофотография — это разновидность фотографии позволяющая видеть заснятую сцену объёмной за счёт бинокулярного зрения. У писателя были стереоскопы для просмотра фотографий, которые позволяли видеть изображения «объёмными». Один из них, хранящийся в фондах музея, выпущен в 1901 году фирмой «Nderwood & Underwool» в США Нью-Йорке,а другой 1903 года (место создания неизвестно). С первых лет стереофотографии были известны два способа получения стереопары: с помощью одного фотоаппарата, которым последовательно делаются два снимка с разных точек, или с помощью двух одинаковых камер, закреплённых на определённом расстоянии друг от друга. Причём изначально это были стереофотографии на стекле. Впоследствии позитивы печатались на бумаге и стереоэффект при этом утрачивался.
В ОГЛМТ в рукописно-документальном фонде есть стереофотографии, сделанные самим писателем. На них изображения членов его большой семьи, близких людей, дорогих сердцу мест. Но речь пойдёт о его небольшой коллекции стереопар, выполненных другими фотографами и являющимися неотъемлемой частью фонда Л.Н. Андреева. Это серия посвящена Западной Европе, Средней Азии, Кавказу, удивительным местам России, а также промышленности и быту различных народов. Эти фотографии являются для нас историческим документом и позволяют посмотреть на мир начала XX века.
«Новый» век открывал больше возможностей для исследователей и путешественников, поэтому широкое развитие в фотографии того времени получил, так называемый, «этнографический жанр». Эти снимки позволяли познакомиться со средой, традициями, архитектурой малоизученных народов. Такими являются стереопары «Маньчжурия. Нищий китаец у своего жилища» фотографа Генриха Эрнеманна, «Оазис в пустыне. Дом Бишарийца в арабской пустыне». Фотограф неизвестен. Эти фотографии своеобразное «окно» в экзотический для нас мир.
Есть стереофотографии с изображением различных исторических памятников: Мавзолей Тамерлана и Мечеть Шах-Зинда в Самарканде, Аббатство Мельроуз в Шотландиии , памятник А.С. Пушкину в Царском Селе другие.
Не могут оставить равнодушными снимки, посвященные военным событиям. Это стереопары: «Сожжённый немцами город (времён 1-ой мировой войны)», «Мобилизация», «Эрзерум. Турецкие солдаты» фотографа Шубской-Корсаковой З.С.
14 стереофотографий это прекрасные виды Крыма: «Вид Симеиза со скалы Дивы», «Ялта. После дождя», «Севастополь. Вид с Малахова Кургана», «Бахчисарай. Главный вход в Ханский дворец» и другие знакомые нам места.
Особое значение имеет так называемое «промышленное» направление в фотографии. В начале XX века, который стал веком технического прогресса очень ценны стереографии, которые позволяют ознакомиться с военной промышленностью на Урале –«Первая отлитая Мотовилихинским заводом пушка», с промышленностью в Европе «Вытягивание и сдваивание льняных полос», «Приготовление стекла. Выдувание стеклянной посуды» и таких трудных процессов как добывание соли или сбор хлопка в Бухаре.
Стереофотографии были интересным и занимательным «путеводителем» по миру для многих людей, вдохновляли будущих путешественников и исследователей, а также позволяли «посмотреть» мир до появления в нём кинематографа и цифровых технологий.