Читателю известно немало имен русских писателей, создавших произведения на военную тему: М. Шолохов, К. Симонов, В. Быков, В. Астафьев… Этот список можно было бы продолжить. Казалось бы, после прочтения их талантливых, искренних, правдивых книг, что ещё можно сказать о войне, что добавить?
Однако, знакомясь с творчеством орловского писателя Евгения Александровича Зиборова, понимаешь, что тема это неисчерпаемая, и каждый, кто касается её, может открыть читателю новые, ранее неисследованные страницы истории, и что ещё важнее, может постараться уберечь молодое поколение от ошибок, которые неизменно приведут к трагедии, если уроки истории будут забыты или неправильно истолкованы.
Зиборов – писатель одной темы, которой он остался верен и в прозе, и в поэзии, тема эта – война во всех её проявлениях. Он писал о боевых сражениях, о взаимоотношениях участников боевых действий, он показывал становление характеров молодых солдат в подчас нечеловеческих военных условиях, рассказывал как потом люди, прошедшие всю Европу от Москвы до Берлина – победители – вписывались, часто непросто, в мирную жизнь, вернувшись в свои города, посёлки, деревни. На страницах его произведений нет показного патриотизма, его герои – рядовые и сержанты – честно и без громких слов выполняют доставшуюся на их долю тяжелую ратную работу.
Евгений Александрович писал о том, что хорошо знал, пережил и выстрадал. Война – его личная судьба и судьба его поколения. Он родился в Орле 6 февраля 1922 года, после окончания средней школы поступил на работу на старейший орловский завод «Главтекстильмаш», с которым в октябре 1941 года при приближении фашистских захватчиков к Орлу был эвакуирован в Среднюю Азию, и уже оттуда в декабре 1941 года ушел добровольцем на фронт. На фронте Зиборов был полковым разведчиком, десантником в танковой бригаде, помкомвзвода стрелкового подразделения, командиром минометного расчета, демобилизовался только в 1945 году. Так что и о себе тоже писал он в стихотворении «Слово про пехоту»:
Вот пехота в землю врылась,
Пот со лба пехоты льет.
Окопалась, закрепилась
И опять глядит вперед.
Что сказать? На то пехота.
У нее, как говорят,
И заглавная работа,
И в бою заглавный ряд.
Огоньку подкинь позлее
Да бронею подопри –
Так рванется, что за нею
Не успеют пушкари.
По полям широким минным,
Через холод, дождь и зной
Так и шла она к Берлину,
Там и кончила с войной.
И не зря, как говорится,
С кладенцом-мечом своим
Видим в бронзе пехотинца
В Трептов-парке часовым.
Вернувшись в Орел, Евгений Александрович очень скоро понял, что настоящее его призвание – литературный труд. Всё чаще на страницах орловских газет появлялись его стихи и рассказы, а в 1951 году он стал постоянным сотрудником газеты «Орловская правда». В 1963 году его приняли в Союз писателей СССР, а с 1965 по 1970 годы он возглавлял Орловскую областную писательскую организацию.
Зиборов – автор многочисленных стихов, рассказов, повестей. На Орловщине написаны «Ленька-трубач», «Над миром звезды», «Высота безымянная», «Жаркое лето», «Солдаты идут за солнцем», «Деревья остаются большими», «Мои сограждане».
В 1971 году Евгений Александрович переехал на постоянное жительство в Калининград, и там продолжил творческую деятельность, опубликовал повести и рассказы в книгах «Бронебойщики», «Где-то на войне», «Три дня одного лета», «Бескозырки надеть», написал и издал роман «Завтра придет Иван». Все созданные им произведения – о войне.
В Калининграде, как и прежде в Орле, Евгений Александрович вел большую работу по пропаганде книги, выступал в молодежных аудиториях, рассказывая о пережитом в годы Великой Отечественной войны. Родившиеся в первые послевоенные годы мальчишки и девчонки видели и запомнили, как их отцы из года в год собирались в памятные военные даты, чтобы снова и снова вспоминать фронтовые будни и подвиги, поминать друзей, навсегда оставшихся на полях сражений. Они встречались так же как герои Зиборова в повести «У Свислочи»: «Мы сидели в уютных креслах, чуть хмельные от фронтовой чарки, а ещё больше от того, что к нам неожиданно воротилась давняя наша молодость, – мы не замечали ни седины, ни отяжелевших своих фигур, ни морщин и складок на лицах. Мы были двадцатилетними». И дети понимали: их отцы не свидетели истории, они эту историю делали.
Но время шло, война уходила всё дальше в прошлое. И в какой-то момент Евгений Александрович с удивлением, недоумением и, наверное, с горечью понял, что кое-где стало формироваться мнение, что, мол, нельзя игнорировать понятие «за давностью лет», что предатели, получившие наказание, тем более, отсидевшие в тюрьме становятся такими же членами общества, имеют те же права, как и те, кто жизни не щадил, спасая страну от неминуемой гибели в случае победы гитлеровцев. Тогда Зиборов написал маленький рассказ «Письмо сержанта». Вырезку из «Орловского комсомольца» (1966 г.) с его первой публикацией он передал на хранение в ОГЛМТ. Сюжет рассказа предельно прост: немолодой, пошедший войну человек, сержант, неожиданно для себя встречает дезертировавшего из их части в 1942 году некоего Лёху Кондрахина. Ситуация обостряется тем, что работают они – сержант и дезертир – на одном заводе и даже дезертир стал небольшим начальником, в подчинение к которому попал сержант. И никто не хочет понять чувства старого солдата, для которого не существует «срока давности» за совершенное предательство. «Кинулся в прокуратуру, а там – как в отделе кадров: а что вы, собственно, против них [дезертиров, предателей, бывших полицаев] имеете? Они уже понесли наказание, и разговор исчерпан… <…> Да я дышать с ними одним воздухом не желаю. <…> Закон – говорят прокуроры. <…> Он, подлюка, стрелял в меня или в тебя, или в кого другого, а поди ты! Отсидел, от грехов очистился и равноправным стал со мной – Аникеем, гвардии старшим сержантом, сквозь Россию прошедшим от Волги до рейхстага. Со мной, у которого живого места без рубцов и шрамов нет». Автор не дал ответа на горькие вопросы солдата, предоставив сделать это самому читателю.
Последние годы жизни Евгения Александровича прошли далеко от Орла, но с переездом он не утратил связи с родными местами, часто приезжая на свою малую родину, писатель обязательно находил время для посещения литературного музея И.С., для встреч с его сотрудниками, был рад узнать, что научный коллектив принял решение организовать его личный фонд в коллекции ОГЛМТ, передавал в свой фонд рукописи, фотографии, документы.
Е.М. Шинкова, сотрудник отдела фондов ОГЛМТ