Автор: Ст. научный сотрудник музея И.А. Бунина Аркатова Е.Г.
В музее Ивана Алексеевича Бунина в Орле представлен портрет писателя работы художника Николая Лонгиновича Кащевского.
Н.Л. Кащевский – художник-эмигрант. Много лет провел за рубежом. Учился в Италии, Франции. Выставки его работ экспонировались в Голландии, Париже. После войны вернулся на Родину. Жил в Брянске.
Интересна история создания портрета И.А. Бунина.
Николай Лонгинович в разговоре с А. Лессом вспоминал: « В 1924 году я учился в Парижской Академии художеств. Однажды друзья пригласили меня на литературный вечер в Сорбонну. Среди гостей, заполнивших Большой зал и оживленно между собой беседовавших, моё внимание привлек высокий человек, лет пятидесяти, с красивым выразительным лицом. Меня поразила его внешность, его изысканные манеры, гордая осанка, уверенное спокойствие движений и жестов, в которых угадывался человек большой культуры и внутренней сосредоточенности. Это был Бунин.
— Пойдем, — предложил мне мой друг, — я представлю тебя Ивану Алексеевичу.
А через минуту, Бунин, задержав мою руку в своей, и внимательно разглядывая меня, спрашивал:
-Давно в Париже?.. Где учитесь?.. На каком отделении?..
Я так волновался, что ничего не мог путно сказать писателю. Пока я собирался с мыслями, чтобы поддержать разговор, кто-то подошел к Бунину и отвел его в сторону.
… Прошло четыре года.
Я окончил Академию художеств, и в один из теплых дней ранней парижской осени прогуливался по тихим аллеям Люксембургского сада. Вдруг я примети вдали высокую и, как мне показалось, знакомую фигуру. Бунин?.. Возможно ли?.. Мы шли навстречу, глядя друг на друга, а приблизившись, остановились.
— Здравствуйте, — протягивая мне руку, точно чувствуя охватившую меня робость, приветливо сказал писатель, — мы, как будто, знакомы…
-Да… если помните, на вечере, в Сорбонне, — пробормотал я, пораженный, что Бунин запомнил меня.
— Ну, рассказывайте, как живете… Я то ведь почти все время езжу… Не сидится мне на одном месте, — сказал Иван Алексеевич и ладонью смел со скамьи опавшие листья. Он сел сам и мне предложил место рядом.
В осеннем саду было пустынно и тихо, аллеи и дорожки были густо усыпаны желтыми и багряными листьями.
Я вынул эскизный альбом, с которым никогда не расставался, и попросил у Бунина разрешения нарисовать его.
Иван Алексеевич согласился. Он сложил на груди руки, и в такой позе я сделал с него в течение часа быстрый карандашный рисунок».
В письме Н.Л. Кащевского к директору музея Л.Н. Афонину мы читаем продолжение этой истории: «Рисунок ему понравился. Он сказал: “Вы мне немного польстили”, т.е. на рисунке он казался моложе. С тех пор я с ним не встречался. Портрет этот написан мною на основе этого рисунка.
Привожу отзывы о портрете писателей, знавших Бунина лично:
1). Телешов Николай Дмитриевич считает, что портрет очень похож и психологически верен.
2). Воспитанница Чехова А.П. Грин-Федорова Любовь Ивановна, глядя на портрет, воскликнула: «Да, это настоящий “Ванечка” – так называли Ивана Алексеевича в семье Чехова».
3). Твардовский Александр Трифонович, в чьем собрании находится портрет, сказал, что “ему он очень нравится, так как в нем чувствуется творческий облик великого поэта”».
По просьбе музея в 1962 году Кащевский восстановил портрет Бунина.
В феврале 1962 года он пишет директору музея Л.Н. Афонину: «Если Вы еще интересуетесь портретом Бунина И.А., то он у меня готов и имеет отличную оценку худсовета».
Таким образом, мы можем сказать, что в экспозиции представлена авторская копия, выполненная художником для музея.