Приношение Тургеневу

Приношение Тургеневу

Л.А. Балыкова- кандидат филологических наук, научный сотрудник Музея И.С. Тургенева, Заслуженный работник культуры РФ, автор книги «Тургенев – читатель», председатель Правления Тургеневского общества в Орле.

 

Приношение Тургеневу

 

Опубликовано в  Тургеневском ежегоднике  2019 года/ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2019.- 382 с.

 

200-летие Тургенева прошло на удивление тихо. В самый день юбилея 9 ноября центральные СМИ едва уделили классику десяток минут в новостях. «Литературная газета» в своем обзоре юбилейных событий не сочла возможным даже упомянуть об Орле — родном городе писателя. И всё же праздник получился: в России и в Европе, в столицах и в провинции, в музеях, библиотеках, учебных заведениях, на театральных и выставочных площадках деятели культуры и просвещения, читатели и почитатели Тургенева весь прошедший год несли свою лепту в празднование юбилея. Осмысление этих событий ещё впереди, нам же хотелось бы  бросить беглый взгляд на них из Орла, из музея писателя, старейшего литературного музея России, в те же ноябрьские дни 2018 года отметившего свое столетие.

 

Посланник России

 

В истории отечественной культуры судьба Тургенева отличается резкой опреде­ленностью: еще при жизни этот «русский скиталец» снискал титул «посланника от русской литературы в Ев­ропе», успев своим словом влюбить европейского читателя в Россию. От­крытия последних десятилетий лишь утвердили за ним этот статус – писателя, в течение всей жизни, шаг за шагом строившего мосты между культур­ными пространствами России и Европы. Его уникальная эрудиция, его «всемирная отзывчивость» позволяли ему слушать и слышать многоголосье мира. Вот почему в год 200-летия Тургенева мир отдавал ему честь: новые издания и переводы его произведений, театральные премьеры, научные форумы, музыкальные фыестивали, художественные выставки, конкурсы и шахматные турниры, народные празднества следовали один за другим – в Москве и Париже, в Петербурге  и Брюсселе, в Перми и в Риме, в Орле и Баден-Бадене, на Ставрополье и на Урале, в Сибире и Приморье, в Спасском-Лутовинове и на просторах Бежина луга… За этим далеко не полным перечнем центров юбилейных торжеств, стоят сотни и тысячи людей, трудившихся во имя Тургенева – зачастую бескорыстно и, безусловно, с любовью к писателю, который и ныне, по прошествии столетий, является фигурой объединяющей; он по-прежнему остается «охранителем культуры», в основе которой лежат идеалы правды, добра и красоты.

 

Автопробег дружбы

 

Вот почему мы начали «год Тургенева» сим­волическим жестом – «автопробегом» послан­цев Тургеневского общества и Орловского ли­тературного музея И.С. Тургенева по местам Европы, связанным с именем писателя. Побы­вали в Берлине, побродили с любезным гидом по аудиториям Берлинского университета, где некогда молодой Тургенев постигал премудро­сти гегелевской философии. Столица Германии готовилась к открытию выставки «Пейзаж, насыщенный мыслью: Тургеневская природа в современной российской живописи» (её представляло выставочное объединение «Манеж»). В Дрездене по­стояли перед полотном «Мадонны» Рафаэля, бывшей для Тургенева образцом идеального искусства. Некогда здесь писатель представил друг другу двух дорогих ему людей – В.Г. Бе­линского и Полину Виардо. В Кёльне, где Иван Сергеевич бывал чуть не каждый год, отдали дань зрелищу величавого собора. Мюнхен напомнил о том, как в августе 1869 года русский писатель специально приезжал на открытие памятника Гёте; тогда он посетил ре­петицию оперы Вагнера «Золото Рейна»…

В Баден-Бадене, где со­хранился дом Тургенева и где нам приходилось уже бывать, состоялась наша встреча с представителями Тургеневского общества Германии. Вскоре они намеревались принять участие в серии Международных дипломатических семинаров  на тему «Россия и Европа в творчестве И.С. Тургенева». Блистательная экскурсия по тургеневскому городу, конечно, останется в памяти и в сердце.

Как давних друзей при­нимали нас в Буживале под Парижем, в Европейском музее И.С. Тургенева, в том шале, где прошли последние дни писателя. Несмотря на трудности с содержанием дома, который нуждается в реставрации, музей живет, прежде всего, благодаря подвижничеству известно­го тургеневеда, президента Ассоциации Друзей Ивана Тургенева, Полины Виардо и Марии Малибран А. Звигильского. Ученый расска­зал о подготовке к откры­тию в Буживале мемориальной доски на доме, в котором некоторое время проживал Тургенев. На про­щание Александр Яковле­вич подарил нам последние издания своих трудов.

Увы, Париж после нескольких часов пребывания растаял в какой-то легкой дымке… Но мы успели посетить кладбище Сен-Женевьев де Буа, где отыскали близкие, знакомые имена земляков – Иван Бунин, Борис Зайцев, Вадим Андреев, Николай и Ольга Галаховы… Вот совсем недавнее надгробие: Николай Вырубов, правнучатый племянник Тургенева и Фета, герой Второй мировой войны, освобождавший Париж… Мы хорошо его знали – он передал в Орловский музей семейный архив Галаховых – Трубниковых – Вырубовых.

Повсюду по пути следо­вания встречали мы добро­желательный прием. Имя Тургенева было нам паро­лем. В этой связи вспоминается недавний случай, уже в Орле. Посетивший литературный музей с группой туристов итальянский профессор, увидев перед собой «оксфордские реликвии» – мантию и шапочку Тургенева – доктора Оксфордского университета, преклонил колена. Думается, в этом жесте заключалось признание русского писателя человеком XXI века, взыскующим подлинной культуры и человечности.

 

 

 

«Не одна во поле до­роженька пролегала…»

Пока посланцы Орла пу­тешествовали по следам Тургенева в Европе, дру­гая группа музейщиков и активистов Тургеневского общества отправилась в самое сердце Орловского Полесья, некогда бывшего охотничьей Меккой региона и навеявшего нашему пи­сателю образ самой Приро­ды. Здесь, в старинном селе Ильинском уже более чет­верти века живет и успешно развивается литературно-­краеведческий музей «Тур­геневское Полесье». Много лет назад его недаром назвали «маленькой крепостью русского духа»: здесь чтят память предков, хранят самобытный язык, запечатленный в песнях, старинных обрядах, фольклорный коллектив «Калиновый садок» успешно возрождает черты национального быта, приобщая к ним молодое поколение.

Мы приехали в Ильинское, чтобы принять участие в Чтениях, посвященных юбилею Турге­нева. С докладами о связях писателя с этим легендарным краем, запечатленным в таких произведениях, как «Льгов», «Поездка в Полесье», о его последователях – Д. Андрееве, М. Пришвине, П. Проскурине, создавших в литературе свой образ Полесья, выступили специалисты из Орла, Ильинского, Льгова. На Чтения приехали и современные авторы – из Хотынца, древнего Хотимль-Кузьменкова. Их выступления поразили нас, в который раз подтвердив мысль о неиссякаемой творческой одаренности  народа. Невольно приходили на ум строки стихотворения  здешнего, увы, безвременно ушедшего поэта Александра Лаухина, писавшего об особом воздухе Полесья:

Умом объять не в силах бесконечность,

Я ощущал всю плоть земли родной,

И в сердце мне волной входила вечность,

Струясь энергией в пространстве надо мной.

 

Мы еще не раз приедем в течение этого года в гостеприимное Полесье. Совершим совмест­ные гастроли по его селам – во Льгов, Булатово, Ильинское. Мы осуществим давнюю мечту: сое­динить волшебное тургеневское слово с проник­новенными напевами полесских селений. И по­добно герою «Записок охотника», у которого от пения Яшки Турка выступали на глазах сладкие слезы, мы испытаем глубокое волнение, слушая родные песни, повторяя про себя знакомые с детства строки: «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль».

 

«Капля жизни»

 

«Год Тургенева» ознаменовался еще одним значительным событием – открытием пере­движной выставки (Донецк – Орёл – Москва), титул которой мы позаимствовали у Тургене­ва: «Капля жизни» – так он назвал маленькую сказку-притчу, рассказанную им детям поэта Я.П. Полонского. Выставка работ юных худож­ников Донбасса и Орловской детской шко­лы изобразительных искусств и ремесел была торжественно открыта в заснеженном Донец­ке, городе, поразившим нас своей стройной красотой и собранностью.  В тот день в Художественном музее «Арт-Донбасс» вместе с юными иллюстраторами Тургенева, их родителями и педагогами собрались представители донецкой общественности. Это был замечательный праздник: дети приехали со всего борющегося Донбасса: Горловки, Енакеева, Тореза, Снежного. Они добрались до Донец­ка через метель, из мест, где, несмотря на лише­ния и опасности, продолжают работать художе­ственные школы.

Признаться, мы не видели раньше подобных иллюстраций Тургенева – столь глубокого и проникновенного прочтения. В память вреза­лась работа одиннадцатилетнего Ивана Ф., оза­главленная «Приказ барыни», по мотивам рас­сказа «Муму». Богатырь, с расширенными болью гла­зами пытается укрыть на груди беспомощного щен­ка. Это была мольба о по­щаде и несла отчетливый публицистический смысл. Работу Ивана позже отме­тило жюри Международ­ного конкурса детского ри­сунка «Тургенев. Читаем, рисуем», собравшего сотни иллюстраций юных худож­ников из двадцати стран мира. Рассказ «Муму» стал своего рода чемпионом среди сюжетов конкурсных работ: тема жестокости и милосердия, судя по всему, нашла наибольший отклик в сердцах детей.

К слову, эта тема стала главной в спектакле Орловского академического театра им. И.С. Тургенева «“Безмолвие”. Сон о крохотном счастье» по рассказу «Муму» (сценарий и постановка А. Карташева). Погружение в наглухо закрытый для посторонних мир главного героя, ставшего жертвой обыденной жестокости, – несомненная удача творческого коллектива театра.

А «Капля жизни» продол­жила свое путешествие по свету; выставка вскоре была с успехом показана в Орловском музее Тургенева. Авторы лучших работ провели два незабы­ваемых дня в Орле и в Спасском-Лутовинове. Выставку с любовью встретили в Москве – в ста­рейшей библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева. Итак, это имя стало отныне своим на берегах Малого Донца. Один блогер остроумно за­метил: «Орловскому музею удалось открыть Тургенев­ский форпост на Донбассе».

 

В мире русской усадьбы

 

Затянувшаяся реставра­ция музейного здания по­зволила нам осуществить еще один выставочный про­ект. Он снова позвал нас в дорогу. Удивительная жен­щина – Т.В. Жаворонкова, член Общественного совета Орла – из тех, что «коня на скаку остановит», – пред­ложила нам отправиться с лекциями по тургеневской тематике в исправительные колонии региона. Для нас это был совсем новый опыт. Люди со сложной судьбой, против ожидания, с интере­сом слушали историю жиз­ни и творчества Тургенева, а видеосюжет со сценами из спектакля «Последний кол­дун» по либретто Ивана Сер­геевича в исполнении нашей детской театральной студии вызвал энтузиазм женской колонии. Тогда-то и роди­лась идея выставки в честь юбилея великого писателя на тему «Русская усадьба вре­мен Тургенева». Уже через месяц в наш музей поступи­ли любовно изготовленные женскими руками платье в стиле «ампир», расшитые стразами атласные баль­ные туфельки, кружевной зонтик и нарядная шляпка, акварельные портреты пи­сателя, образы тургеневских девушек, Дворянское гнездо в Орле…

Мужчины выточили по старинным лекалам любимую в старых усадьбах игрушку – Щелкунчика, появился даже макет Спасского дома писателя. Эпиграфом к вы­ставке можно бы выставить отрывок из письма Тургенева, вырезанный на символическом свитке и в немногих словах выразивший тоску по родно­му дому: «Только думаю о возвращении весной в возлюбленный Мценский уезд… Егорьев день, со­ловьи, запах соломы и березовых почек, солнце и лужи по дорогам — вот чего жаждет моя душа».

 

Юбилей

 

По мере приближения к заветной дате вре­мя, казалось, сжалось до предела. На финишную прямую вышли 3 сентября, в День памяти пи­сателя. В то утро цветы легли ко всем мемори­альным объектам города, связанным с пребыванием Тургенева, к его памятнику на берегу Оки. По­радовал своей ухоженностью сад «Дворянское гнездо». Однако грустно было видеть рядом с его живыми красками разрушающийся легендар­ный Дом Калитиных. Нужны немалые средства на реставрацию, видно, без помощи Федераль­ного центра не обойтись…

Между тем юбилейные события следовали одно за другим. Мы приняли участие в Меж­дународных конференциях, организованных Орловским Государственным университетом. Мы оказались участниками серии «телемостов», позволивших нам соединить Орёл с Петербургом, Воронежем, Нижним Нов­городом, Салехардом, Казахстаном и Китаем.

В те дни участницы Международного конкурса «Тургеневская девушка» ослепили нас блеском юности, красоты, изящества, благородства. Прекрасным подарком к юбилею писателя стал проект Орловской филармонии – литературно-музыкальная композиция «Любовь длиною в жизнь». Отрывки из писем И.С. Тургенева и Полины Виардо прозвучали в дуэте с оркестровым переложением романсов и скрипичных сочинений Виардо в исполнении Губернаторского оркестра. Впервые орловцы и гости города смогли услышать произведения Виардо – композитора во всем богатстве и многообразии.

В самый день юбилея, 9 ноября Союз художников России открыл на девяти площадках Орла выставки под общим титулом «Образ Родины».

В тот день поутру мы открыли, наконец, вместе с губернатором Андреем Клычковым обновленную экспозицию музея «Тургенев. Жизнь для искусства», где мы постарались как можно полнее представить коллекцию музея. Не нарушая художественной концепции, мы уси­лили смысловые акценты с целью более ярко представить главного героя – Тургенева, более выразительно прочертить траекторию его судь­бы – судьбы писателя-новатора, блистательно­го представителя «золотого века» отечественной литературы. Но наши усилия вряд ли увенчались бы успехом без добровольных участников, творче­ских людей, украсивших и осветивших наш музей делом своих рук. Так, у нас появился уголок «дет­ской» с деревянными игрушками, выполненными по лекалам XIX века, нарядный фонарь, украшенный витражами со сценами из «Записок охотника», ма­кет Бежина луга, наряды героев «Месяца в дерев­не», пошитые для фильма Веры Глаголевой…

Обновленная экспозиция стала «общим де­лом» – делом памяти и любви к великому ор­ловцу, отразившему в своих творениях свет родной земли и это, что ни говори, «наш патент на благородство». И, несмотря на холодок, скво­зящий в СМИ в отношении к Тургеневу, волны любви потекли в его родной город, в его музей. Вот лишь один отзыв из многих: «Мы из Москвы, и очень глубоко тронуты Орлом и его литературными музеями. И, конечно, центральное место принадлежит музею И.С. Тургенева. Высокопро­фессиональное преподнесе­ние материала, подлинные вещи, экспозиция – от все­го приходишь в полный вос­торг. Спасибо вам, храните­лям нашего наследия!»

И было еще много все­го… Вопреки прогнозам и умолчаниям, прошедший год стал поистине народ­ным юбилеем. Он дал повод вновь обратиться к насле­дию И.С. Тургенева. Чита­телей порадовали книжные новинки, вышедшие в Орле: иллюстрированные издания либретто «Последнего колдуна», водевиля «Ночь в гостинце Большого Каба­на», «Сказок Бежина луга», объемного тома «Тургенев­ского ежегодника». И мно­гие замыслы еще ждут сво­его осуществления. Словом, дорога без конца…