Л.А. Балыкова- кандидат филологических наук, научный сотрудник Музея И.С. Тургенева, Заслуженный работник культуры РФ, автор книги «Тургенев – читатель», председатель Правления Тургеневского общества в Орле.
Приношение Тургеневу
Опубликовано в Тургеневском ежегоднике 2019 года/ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2019.- 382 с.
200-летие Тургенева прошло на удивление тихо. В самый день юбилея 9 ноября центральные СМИ едва уделили классику десяток минут в новостях. «Литературная газета» в своем обзоре юбилейных событий не сочла возможным даже упомянуть об Орле — родном городе писателя. И всё же праздник получился: в России и в Европе, в столицах и в провинции, в музеях, библиотеках, учебных заведениях, на театральных и выставочных площадках деятели культуры и просвещения, читатели и почитатели Тургенева весь прошедший год несли свою лепту в празднование юбилея. Осмысление этих событий ещё впереди, нам же хотелось бы бросить беглый взгляд на них из Орла, из музея писателя, старейшего литературного музея России, в те же ноябрьские дни 2018 года отметившего свое столетие.
Посланник России
В истории отечественной культуры судьба Тургенева отличается резкой определенностью: еще при жизни этот «русский скиталец» снискал титул «посланника от русской литературы в Европе», успев своим словом влюбить европейского читателя в Россию. Открытия последних десятилетий лишь утвердили за ним этот статус – писателя, в течение всей жизни, шаг за шагом строившего мосты между культурными пространствами России и Европы. Его уникальная эрудиция, его «всемирная отзывчивость» позволяли ему слушать и слышать многоголосье мира. Вот почему в год 200-летия Тургенева мир отдавал ему честь: новые издания и переводы его произведений, театральные премьеры, научные форумы, музыкальные фыестивали, художественные выставки, конкурсы и шахматные турниры, народные празднества следовали один за другим – в Москве и Париже, в Петербурге и Брюсселе, в Перми и в Риме, в Орле и Баден-Бадене, на Ставрополье и на Урале, в Сибире и Приморье, в Спасском-Лутовинове и на просторах Бежина луга… За этим далеко не полным перечнем центров юбилейных торжеств, стоят сотни и тысячи людей, трудившихся во имя Тургенева – зачастую бескорыстно и, безусловно, с любовью к писателю, который и ныне, по прошествии столетий, является фигурой объединяющей; он по-прежнему остается «охранителем культуры», в основе которой лежат идеалы правды, добра и красоты.
Автопробег дружбы
Вот почему мы начали «год Тургенева» символическим жестом – «автопробегом» посланцев Тургеневского общества и Орловского литературного музея И.С. Тургенева по местам Европы, связанным с именем писателя. Побывали в Берлине, побродили с любезным гидом по аудиториям Берлинского университета, где некогда молодой Тургенев постигал премудрости гегелевской философии. Столица Германии готовилась к открытию выставки «Пейзаж, насыщенный мыслью: Тургеневская природа в современной российской живописи» (её представляло выставочное объединение «Манеж»). В Дрездене постояли перед полотном «Мадонны» Рафаэля, бывшей для Тургенева образцом идеального искусства. Некогда здесь писатель представил друг другу двух дорогих ему людей – В.Г. Белинского и Полину Виардо. В Кёльне, где Иван Сергеевич бывал чуть не каждый год, отдали дань зрелищу величавого собора. Мюнхен напомнил о том, как в августе 1869 года русский писатель специально приезжал на открытие памятника Гёте; тогда он посетил репетицию оперы Вагнера «Золото Рейна»…
В Баден-Бадене, где сохранился дом Тургенева и где нам приходилось уже бывать, состоялась наша встреча с представителями Тургеневского общества Германии. Вскоре они намеревались принять участие в серии Международных дипломатических семинаров на тему «Россия и Европа в творчестве И.С. Тургенева». Блистательная экскурсия по тургеневскому городу, конечно, останется в памяти и в сердце.
Как давних друзей принимали нас в Буживале под Парижем, в Европейском музее И.С. Тургенева, в том шале, где прошли последние дни писателя. Несмотря на трудности с содержанием дома, который нуждается в реставрации, музей живет, прежде всего, благодаря подвижничеству известного тургеневеда, президента Ассоциации Друзей Ивана Тургенева, Полины Виардо и Марии Малибран А. Звигильского. Ученый рассказал о подготовке к открытию в Буживале мемориальной доски на доме, в котором некоторое время проживал Тургенев. На прощание Александр Яковлевич подарил нам последние издания своих трудов.
Увы, Париж после нескольких часов пребывания растаял в какой-то легкой дымке… Но мы успели посетить кладбище Сен-Женевьев де Буа, где отыскали близкие, знакомые имена земляков – Иван Бунин, Борис Зайцев, Вадим Андреев, Николай и Ольга Галаховы… Вот совсем недавнее надгробие: Николай Вырубов, правнучатый племянник Тургенева и Фета, герой Второй мировой войны, освобождавший Париж… Мы хорошо его знали – он передал в Орловский музей семейный архив Галаховых – Трубниковых – Вырубовых.
Повсюду по пути следования встречали мы доброжелательный прием. Имя Тургенева было нам паролем. В этой связи вспоминается недавний случай, уже в Орле. Посетивший литературный музей с группой туристов итальянский профессор, увидев перед собой «оксфордские реликвии» – мантию и шапочку Тургенева – доктора Оксфордского университета, преклонил колена. Думается, в этом жесте заключалось признание русского писателя человеком XXI века, взыскующим подлинной культуры и человечности.
«Не одна во поле дороженька пролегала…»
Пока посланцы Орла путешествовали по следам Тургенева в Европе, другая группа музейщиков и активистов Тургеневского общества отправилась в самое сердце Орловского Полесья, некогда бывшего охотничьей Меккой региона и навеявшего нашему писателю образ самой Природы. Здесь, в старинном селе Ильинском уже более четверти века живет и успешно развивается литературно-краеведческий музей «Тургеневское Полесье». Много лет назад его недаром назвали «маленькой крепостью русского духа»: здесь чтят память предков, хранят самобытный язык, запечатленный в песнях, старинных обрядах, фольклорный коллектив «Калиновый садок» успешно возрождает черты национального быта, приобщая к ним молодое поколение.
Мы приехали в Ильинское, чтобы принять участие в Чтениях, посвященных юбилею Тургенева. С докладами о связях писателя с этим легендарным краем, запечатленным в таких произведениях, как «Льгов», «Поездка в Полесье», о его последователях – Д. Андрееве, М. Пришвине, П. Проскурине, создавших в литературе свой образ Полесья, выступили специалисты из Орла, Ильинского, Льгова. На Чтения приехали и современные авторы – из Хотынца, древнего Хотимль-Кузьменкова. Их выступления поразили нас, в который раз подтвердив мысль о неиссякаемой творческой одаренности народа. Невольно приходили на ум строки стихотворения здешнего, увы, безвременно ушедшего поэта Александра Лаухина, писавшего об особом воздухе Полесья:
Умом объять не в силах бесконечность,
Я ощущал всю плоть земли родной,
И в сердце мне волной входила вечность,
Струясь энергией в пространстве надо мной.
Мы еще не раз приедем в течение этого года в гостеприимное Полесье. Совершим совместные гастроли по его селам – во Льгов, Булатово, Ильинское. Мы осуществим давнюю мечту: соединить волшебное тургеневское слово с проникновенными напевами полесских селений. И подобно герою «Записок охотника», у которого от пения Яшки Турка выступали на глазах сладкие слезы, мы испытаем глубокое волнение, слушая родные песни, повторяя про себя знакомые с детства строки: «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль».
«Капля жизни»
«Год Тургенева» ознаменовался еще одним значительным событием – открытием передвижной выставки (Донецк – Орёл – Москва), титул которой мы позаимствовали у Тургенева: «Капля жизни» – так он назвал маленькую сказку-притчу, рассказанную им детям поэта Я.П. Полонского. Выставка работ юных художников Донбасса и Орловской детской школы изобразительных искусств и ремесел была торжественно открыта в заснеженном Донецке, городе, поразившим нас своей стройной красотой и собранностью. В тот день в Художественном музее «Арт-Донбасс» вместе с юными иллюстраторами Тургенева, их родителями и педагогами собрались представители донецкой общественности. Это был замечательный праздник: дети приехали со всего борющегося Донбасса: Горловки, Енакеева, Тореза, Снежного. Они добрались до Донецка через метель, из мест, где, несмотря на лишения и опасности, продолжают работать художественные школы.
Признаться, мы не видели раньше подобных иллюстраций Тургенева – столь глубокого и проникновенного прочтения. В память врезалась работа одиннадцатилетнего Ивана Ф., озаглавленная «Приказ барыни», по мотивам рассказа «Муму». Богатырь, с расширенными болью глазами пытается укрыть на груди беспомощного щенка. Это была мольба о пощаде и несла отчетливый публицистический смысл. Работу Ивана позже отметило жюри Международного конкурса детского рисунка «Тургенев. Читаем, рисуем», собравшего сотни иллюстраций юных художников из двадцати стран мира. Рассказ «Муму» стал своего рода чемпионом среди сюжетов конкурсных работ: тема жестокости и милосердия, судя по всему, нашла наибольший отклик в сердцах детей.
К слову, эта тема стала главной в спектакле Орловского академического театра им. И.С. Тургенева «“Безмолвие”. Сон о крохотном счастье» по рассказу «Муму» (сценарий и постановка А. Карташева). Погружение в наглухо закрытый для посторонних мир главного героя, ставшего жертвой обыденной жестокости, – несомненная удача творческого коллектива театра.
А «Капля жизни» продолжила свое путешествие по свету; выставка вскоре была с успехом показана в Орловском музее Тургенева. Авторы лучших работ провели два незабываемых дня в Орле и в Спасском-Лутовинове. Выставку с любовью встретили в Москве – в старейшей библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева. Итак, это имя стало отныне своим на берегах Малого Донца. Один блогер остроумно заметил: «Орловскому музею удалось открыть Тургеневский форпост на Донбассе».
В мире русской усадьбы
Затянувшаяся реставрация музейного здания позволила нам осуществить еще один выставочный проект. Он снова позвал нас в дорогу. Удивительная женщина – Т.В. Жаворонкова, член Общественного совета Орла – из тех, что «коня на скаку остановит», – предложила нам отправиться с лекциями по тургеневской тематике в исправительные колонии региона. Для нас это был совсем новый опыт. Люди со сложной судьбой, против ожидания, с интересом слушали историю жизни и творчества Тургенева, а видеосюжет со сценами из спектакля «Последний колдун» по либретто Ивана Сергеевича в исполнении нашей детской театральной студии вызвал энтузиазм женской колонии. Тогда-то и родилась идея выставки в честь юбилея великого писателя на тему «Русская усадьба времен Тургенева». Уже через месяц в наш музей поступили любовно изготовленные женскими руками платье в стиле «ампир», расшитые стразами атласные бальные туфельки, кружевной зонтик и нарядная шляпка, акварельные портреты писателя, образы тургеневских девушек, Дворянское гнездо в Орле…
Мужчины выточили по старинным лекалам любимую в старых усадьбах игрушку – Щелкунчика, появился даже макет Спасского дома писателя. Эпиграфом к выставке можно бы выставить отрывок из письма Тургенева, вырезанный на символическом свитке и в немногих словах выразивший тоску по родному дому: «Только думаю о возвращении весной в возлюбленный Мценский уезд… Егорьев день, соловьи, запах соломы и березовых почек, солнце и лужи по дорогам — вот чего жаждет моя душа».
Юбилей
По мере приближения к заветной дате время, казалось, сжалось до предела. На финишную прямую вышли 3 сентября, в День памяти писателя. В то утро цветы легли ко всем мемориальным объектам города, связанным с пребыванием Тургенева, к его памятнику на берегу Оки. Порадовал своей ухоженностью сад «Дворянское гнездо». Однако грустно было видеть рядом с его живыми красками разрушающийся легендарный Дом Калитиных. Нужны немалые средства на реставрацию, видно, без помощи Федерального центра не обойтись…
Между тем юбилейные события следовали одно за другим. Мы приняли участие в Международных конференциях, организованных Орловским Государственным университетом. Мы оказались участниками серии «телемостов», позволивших нам соединить Орёл с Петербургом, Воронежем, Нижним Новгородом, Салехардом, Казахстаном и Китаем.
В те дни участницы Международного конкурса «Тургеневская девушка» ослепили нас блеском юности, красоты, изящества, благородства. Прекрасным подарком к юбилею писателя стал проект Орловской филармонии – литературно-музыкальная композиция «Любовь длиною в жизнь». Отрывки из писем И.С. Тургенева и Полины Виардо прозвучали в дуэте с оркестровым переложением романсов и скрипичных сочинений Виардо в исполнении Губернаторского оркестра. Впервые орловцы и гости города смогли услышать произведения Виардо – композитора во всем богатстве и многообразии.
В самый день юбилея, 9 ноября Союз художников России открыл на девяти площадках Орла выставки под общим титулом «Образ Родины».
В тот день поутру мы открыли, наконец, вместе с губернатором Андреем Клычковым обновленную экспозицию музея «Тургенев. Жизнь для искусства», где мы постарались как можно полнее представить коллекцию музея. Не нарушая художественной концепции, мы усилили смысловые акценты с целью более ярко представить главного героя – Тургенева, более выразительно прочертить траекторию его судьбы – судьбы писателя-новатора, блистательного представителя «золотого века» отечественной литературы. Но наши усилия вряд ли увенчались бы успехом без добровольных участников, творческих людей, украсивших и осветивших наш музей делом своих рук. Так, у нас появился уголок «детской» с деревянными игрушками, выполненными по лекалам XIX века, нарядный фонарь, украшенный витражами со сценами из «Записок охотника», макет Бежина луга, наряды героев «Месяца в деревне», пошитые для фильма Веры Глаголевой…
Обновленная экспозиция стала «общим делом» – делом памяти и любви к великому орловцу, отразившему в своих творениях свет родной земли и это, что ни говори, «наш патент на благородство». И, несмотря на холодок, сквозящий в СМИ в отношении к Тургеневу, волны любви потекли в его родной город, в его музей. Вот лишь один отзыв из многих: «Мы из Москвы, и очень глубоко тронуты Орлом и его литературными музеями. И, конечно, центральное место принадлежит музею И.С. Тургенева. Высокопрофессиональное преподнесение материала, подлинные вещи, экспозиция – от всего приходишь в полный восторг. Спасибо вам, хранителям нашего наследия!»
И было еще много всего… Вопреки прогнозам и умолчаниям, прошедший год стал поистине народным юбилеем. Он дал повод вновь обратиться к наследию И.С. Тургенева. Читателей порадовали книжные новинки, вышедшие в Орле: иллюстрированные издания либретто «Последнего колдуна», водевиля «Ночь в гостинце Большого Кабана», «Сказок Бежина луга», объемного тома «Тургеневского ежегодника». И многие замыслы еще ждут своего осуществления. Словом, дорога без конца…