Во второй половине XIX в., т.е. во время расцвета творчества И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского, набирало влияние мнение, что трагический дух покидает пошлую и прозаичную современность. Так, Фридрих Ницше в трактате «Рождение трагедии из духа музыки» размышляет о гибели трагедийного (т.е. существенного, возвышенного, надличностного, мифологического) под давлением рационально-романного (т.е. суетного, мелкого, частного, обыденного). Такая победа им видится в смене Эсхила и Софокла Еврипидом (псевдотрагиком, по его мнению). Конечно, разговор об античности у немецкого философа напрямую связан с современностью, его размышления имеют отношение к XIX столетию, времени торжества бытового, частного, прозаического, романного в искусстве.
Когда в первой половине XX в. Томас Элиот, Федерико Гарсиа Лорка, Юджин О’Нил и др. пытаются возродить жанр трагедии, они считают непреложным фактом то, что трагический дух необратимо утрачен бытовым реализмом XIX столетия и им приходится воссоздавать трагедию практически с нуля.
При этом у двух крупнейших представителей русского реализма XIX в., И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского, традиционно принято видеть в качестве основополагающего трагедийный компонент, реализованный в романном мире, который у Ницше был антитезой трагедии. И. С. Тургенев склонен считать трагизм некой универсальной основой человеческого существования.