С.Д. Симеонова- научный сотрудник отдела фондов ОГЛМТ, зав. читатальным залом
Произведения И.С. Тургенева в кинематографе
(продолжение)
Опубликовано в Тургеневском ежегоднике 2019 года/ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2019.- 382 с.
Снимать кино по русской классике сегодня – занятие практически самоубийственное. Тем большего уважения достойны попытки режиссёров вернуть ощущение причастности к великой русской литературе. Мы продолжаем работу по изучению кинопостановок по произведениям И.С. Тургенева. В частности, романа «Отцы и дети», в котором писатель показал «непреклонную преданность правде».[1] Автор был необычайно правдив даже тогда, когда истина не совпадала с его влечениями и склонностями. Поэтому он выписал Базарова со всей привлекательностью и новизной образа.
В 1915 году режиссёр Вячеслав Висковский стал первооткрывателем в экранизации этого произведения (производство Т/Д «Русь»). Это было началом его кинокарьеры. Снимал картину широко известный оператор немого кино А. Левицкий (фильм «Дворянское гнездо» 1915 года — его работа). В роли Е. Базарова – актёр, режиссёр, сценарист Михаил Доронин (псевд. – Фюрст).
По воспоминаниям тех, кто имел счастье видеть эту работу, она являлась точной инсценировкой романа Тургенева. Главная сюжетная линия: Базаров-Одинцова, любовь-смерть. Есть упоминания о том, что фильм сохранился фрагментарно, но просмотреть эти фрагменты не удалось по техническим причинам.
Придерживаясь хронологии, вспомним английский фильм 1951 года «Весна в Марьино» / «Spring at Marino»/, созданный по мотивам романа «Отцы и дети» /доступа к просмотру картины также не получилось/. Следует отметить имена интересных британских актёров, занятых в фильме: Дерек Фарр – Евгений Базаров, Маргарет Роулингс /снималась в «Римских каникулах»/ – Одинцова, актриса русского происхождения Мюриел Павлоу – Катя.
Все экранизации заслуживают внимания, и каждая из них имеет право на существование. Но в постановке 1958 года актёры сохраняют классическую манеру игры в фильме режиссёра А. Бергункера «Отцы и дети». Кинокритики упрекали авторов картины в отступлении от социальной проблематики романа, однако в наше время мы несколько иначе смотрим на развитие сюжета.
Конфликт отцов и детей вечен. Тонкости взаимоотношений младшего и старшего поколений раскрыты во всей полноте. Отец Базарова (арт. Сергеев) – трогательный, беззащитный. Сам Базаров – цельный и правдоподобный. Герой В. Авдюшко – без вульгарной нарочитости и пресловутой брутальности. О нём можно было бы сказать словами Н.Страхова: «Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом».[2] Актёр демонстрирует душевную драму умного и благородного человека. Одинцова ( А. Ларионова) абсолютно точно попала в образ: царственно спокойная, умиротворённая, сознающая свою силу красота и достаточно глубокое понимание Базарова как натуры искренней, лишённой пошлости.
Иррациональная роковая страсть Базарова нанесёт страшный удар по основам его мировоззрения. Для него это совершенно неожиданно. Спокойствие и твёрдость перед лицом неизбежной гибели (смерть Базарова) – образец высокой человеческой культуры.
В фильме отличная работа оператора и художника, дающая красивое изобразительное решение. Можно считать добротной, качественной иллюстрацией известного произведения, а можно выделить и как один из лучших фильмов по этому роману, если иметь в виду прекрасный актёрский ансамбль. Испытания Базарова: обществом (отношения с Павлом Петровичем) и любовью (он покажет себя настоящего – страстного, неистового). Фильм держится на достоверности, великолепной игре актёров советской школы.
В классических традициях поставлен в Малом театре режиссёром Е. Симоновым спектакль «Отцы и дети» (1974 год). Постановка отличается абсолютным приближением к тексту романа И.С. Тургенева. Каждый персонаж неповторим: будь то Базаров (арт. В. Коршунов), Одинцова (арт. Р. Нифонтова), Аркадий Кирсанов (арт. Ю. Васильев), Павел Петрович (арт. Е. Велихов) и даже второстепенные лица. Одним словом, «органическая склонность писателя (И.С. Тургенева) к размышлениям о неповторимости, загадочности <…> отдельной человеческой личности»[3] точно выдержана постановщиками перенесённого на телеэкран спектакля.
В 1978 году в ФРГ режиссёр Клаус Петер Витт создал телевизионную версию «Отцов и детей» [«Väter und Söhne»]. В роли Евгения Базарова зритель увидел тридцатишестилетнего актёра Дитера Лазера, обладающего экзотически примечательной внешностью: жёсткое аскетичное лицо, обрамлённое курчавыми чёрными волосами. Его идейного противника Павла Петровича Кирсанова сыграл Карл Михаэль Фоглер, известный ролью доктора Мюллера в совместном франко-германском фильме «Старое ружьё».
Интерес к творчеству великого русского классика подвигнул белорусского и русского режиссёра и сценариста В.А. Никифорова приступить к очередной экранизации романа И.С. Тургенева в 1983 году. На наш взгляд, эта экранизация представляет собой художественную летопись страданий представителей разных поколений. Повествование плавное, неспешное; каждая деталь продумана. Базаров в исполнении актёра Владимира Богина – человек с сильным характером.
Как пишет исследователь творчества И.С. Тургенева Ю.В. Лебедев, «Крайности сходятся: одинцовский аристократизм с недоверием к тревогам любви и базаровский демократизм, отрицающий “романтическую” любовь как излишество, как болезнь расстроенного воображения».[4] Эту мысль, как нельзя лучше, подтверждает игра актёрского дуэта: В. Богин – Базаров и Н. Данилова – Одинцова. Отношения героев разворачиваются как «поединок роковой», говоря словами Ф.И. Тютчева. Перевеса нет ни на одной стороне, и шансы «противников» равны.
Особое внимание нужно остановить на блестящей операторской работе В. Спорышкова, сумевшего создать иллюзию «акварельного освещения». Особенно хороша природа: вода, небо, облака, трепещущий одуванчик, берёзки – «свечки». Крупные планы героев сняты в лучших традициях советской операторской школы. В определённый момент камера фиксирует лицо Базарова, медленно скользит по его рукам, снова напряжённое лицо. Перед дуэлью Базарова и Павла Петровича (арт. Б. Химичев) зритель в течение нескольких минут видит «двойное» изображение героев: реальное и в зеркале. Можно трактовать как усиление противостояния, напряжённости. Белая и чёрная одежда главных персонажей в сцене дуэли даёт ощущение ещё большей напряжённости.
Музыкальная тема, созданная композитором В.А. Зубковым (автор музыки к фильмам «В августе 44-го» и «Вторжение»), органично вписывается в классику Ф. Шуберта и В.-А. Моцарта.
В данной экранизации В. Никифорова «<…>две и даже три коллизии: Базаров – братья Кирсановы; Базаров – Одинцова; Базаров – природа».[5] Отдельные киноведы упрекали режиссёра-постановщика в излишней затянутости фильма, но ему удалось передать сложность и уникальность концепции романа И.С. Тургенева.
В 1991 году на датском телевидении режиссёром Э. Йоханнессеном был снят фильм «Отцы и дети» («Fǽdre og sønner») с участием актёра Питера Андреаса Дама (Евгений Базаров) и актрисы Насти Арсель (Одинцова). К сожалению, ограниченные технические возможности помешали просмотру вышеупомянутой картины.
Минисериал 2008 года «Отцы и дети» режиссёра Авдотьи Смирновой был предложен зрителю в качестве семейного романа. Как отмечала сама Смирнова, «<…>этот роман вообще-то антиидеологический; это роман про то, что любая идеология перед лицом живой жизни и её высшего проявления – любви – терпит фиаско. Это роман о любви».[6]
На наш взгляд, режиссёр достаточно глубоко вникла в своеобразие каждого героя Тургенева, даже самого, казалось бы, незначительного, то есть Смирнова окунулась «<…>горячим сердцем в его образы и созвучья <…>»[7]
Состав киногруппы был подобран не просто тщательно: это настоящие единомышленники и соавторы. А. Адабашьян – советский и российский кинодраматург, художник, сценарист, киноактёр, достаточно долго работавший в содружестве с Н. Михалковым. Ю. Райский – советский и российский оператор, ученик Г. Рерберга и В. Нахабцева (в качестве главного оператора снимал картины «Анкор, ещё анкор!», «Бригада», «Убойная сила»). Особое место в сериале занимает музыка выпускников Гнесинки композиторов П. Климова и А. Стеблёва.
Подбирая актёрскую группу, А. Смирнова руководствовалась возможностью наиболее точного попадания в образы. Базаров (арт. А. Устюгов) более силен духом и ироничен, нежели у автора романа. Выработанные им жизненные принципы заставляют его относиться ко всему критически.
Это азартный человек (уличная сцена игры в напёрстки), он может быть не просто жёстким, но даже жестоким и яростным (сцена драки с Аркадием в стогу сена). Камера Ю. Райского даёт крупный план Базарова во время спора с Павлом Петровичем (арт. А. Смирнов), и во взгляде героя А. Устюгова зритель видит непримиримость. На наш взгляд, актриса Н. Рогожкина (Одинцова) значительно проигрывает своему партнёру – «противнику». Она неубедительна в роли красивой, умной и сложной женщины. Скорее типичная провинциальная барыня-кокетка. Более интересным и выразительным получился образ Кати (арт. Д. Белоусова). Режиссёр, как и Тургенев, сумел подчеркнуть внутреннюю твёрдость героини, и зритель понимает, что она будет ведущей в семейной жизни с Аркадием.
Нельзя пройти мимо образов братьев Кирсановых. Удивительное внешнее сходство актёров А. Смирнова и А. Васильева, внутренняя близость их героев, блестящее актёрское мастерство заставляют зрителя примириться с несоответствием возраста артистов и персонажей романа И.С. Тургенева. Актриса Н. Курдюбова (ученица П. Фоменко) блестяще справилась с ролью провинциальной «эмансипе» Кукшиной, балансируя на грани гротеска.
Если сравнивать исполнителей ролей стариков Базаровых в разных экранизациях произведения И. Тургенева, надо отдать должное актёрам Н. Сергееву и Е. Александровской (1958 год), В. Самойлову и М. Крепкогорской (1983-1984 гг.). К сожалению, дуэт С. Юрский и Н. Тенякова переигрывает: аффектация и взвинченность ведут к излишней театральности, поэтому самые трогательные и милые персонажи выпадают из общего контекста картины.
И наконец одна из ярчайших страниц мировой литературы, на которую И.С. Тургенев положил все силы своего таланта, – смерть Евгения Базарова. Ведь, по сути, это главный поступок героя, показавший его силу, мужество и достоинство. Александр Устюгов (Базаров) справился со сверхзадачей, которую поставила перед ним режиссёр фильма Е. Смирнова.
Подводя черту под рассуждениями на тему «Экранизации произведений И.С. Тургенева» на примере романа «Отцы и дети», следует отметить несомненный и не угасающий доныне интерес мировой киноиндустрии к творчеству великого русского писателя, остающегося архисовременным, потому что «<…>талант Тургенева давно принадлежит к числу талантов, наиболее любимых публикою<…>».[8]
[1] Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель, 1975. С. 333.
[2] Перцов П.П. О Тургеневе. Русская и иностранная критика. М., 1918. С. 33.
[3] Батюто А.И. Вступительная статья // Тургенев И.С. Отцы и дети. Гуманит. агентство «Академический проект». СПб, 2000. С. 19.
[4] Лебедев Ю.В. Вехи жизни и творчества И.С. Тургенева. Кострома: КГУ, 2018. С. 155-156.
[5] Батюто А.И. Вступительная статья //Тургенев И.С. Отцы и дети. СПб.: Гуманит. агентство «Академический проект», 2000. С. 13.
[6] Смирнова А.А. Кино – ужасная зараза. //Газета «Орловская правда», 2007 г., 4 сентября. [Электронный ресурс]//Режим доступа: www.orp.orel.ru
[7] Гершензон М.О. Мечта и мысль И.С. Тургенева. М.: Книгоизд-во писателей в Москве, 1919. С. 55.
[8] Григорьев А.А. Собр. сочин. под ред. В. Саводника. Вып.10. «И.С. Тургенев и его деятельность». М., 1915. С. 1.