Автор: Котляр Е.А. – хранитель ИЗО НВ ОГЛМТ
Продолжаем знакомить посетителей сайта с коллекцией дореволюционных почтовых открыток и предлагаем вернуться к теме «Произведения И.С. Тургенева в кино» (см. статью С.Д. Симеоновой в разделе «Наши публикации»).
Как и вся русская культура, кинематограф в России всегда шел от позиции добра, поэтому кино в стране всегда было любимым видом искусства, а первыми фильмами были фильмы-экранизации, в основном рассчитанные на узнавание зрителями литературных героев.
Одной из первых вдумчиво построенных и выразительно оформленных и сыгранных экранизаций романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» стал фильм режиссера В.И. Гардина, снятый в 1914 году.
Владимир Ростиславович Гардин (настоящая фамилия Благонравов) родился в дворянской офицерской семье. Закончив кадетский корпус, отучившись в Киевском военном училище, после двух лет военной службы уволился в запас, увлекшись театром, а позже кинематографом. Под псевдонимом бывший офицер стал выступать сначала на любительской сцене, а затем играть в антрепризах провинциальных театров разных городов.
К этому времени, а точнее, в 1912 году Пауль Эрнст Тиман, российский предприниматель немецкого происхождения, приобрел съемочный павильон Московского отделения фирмы «Патен» и начал выпускать фильмы-экранизации русской классики под брендом «Русской золотой серии». Так возникла кинокомпания «Товарищество Тиман, Рейнгардт, Осипов и К».
Одним из основных постановщиков этой студии и стал Владимир Гардин. Он одним из первых режиссеров нашего кино обратился к роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
Профессионализм и талант Гардина как режиссера при создании этого фильма проявился уже при подборе актерского состава. Лизу Калитину сыграла Ольга Ивановна Преображенская, выпускница студии МХТ. Кстати, еще в начале своей актерской карьеры, играя на сцене воронежского театра, она познакомилась В. Гардиным. Дебютировала О.И. Преображенская в кино в 1913 г., среди ее ролей преобладали литературные героини: Наташа Ростова, княгиня Вера в «Гранатовом браслете», Елена в «Накануне». Роль Лизы Калитиной в экранизации Гардина закрепила за Преображенской положение одной из ведущих актрис русского дореволюционного кино.
Лаврецкого играл Михаил Павлович Тамаров. Режиссер снимал актера и в других своих фильмах «Золотой русской серии»: «Крейцерова соната», «Анна Каренина».
В нескольких фильмах Гардина снялся и актер Владимир Иванович Шатерников, сыгравший в фильме «Дворянское гнездо» Лемма. В 1909 году Шатерников пришел в кинематограф, как и многие другие артисты немого кино, будучи актером МХТ. Кинокарьеру актера оборвала Первая мировая война, он погиб в одном из боев в 1914 году, не дожив до своего тридцатилетия.
Оператор Александр Андреевич Левицкий, работавший почти во всех фильмах Гардина, пришел в кинематограф из художественной фотографии. Он по праву считается одним из основателей отечественной школы операторов. В ходе съемок «Дворянского гнезда» на натуре Левицкий сконструировал вращающуюся площадку, на которой можно было построить часть декорации, свободно перемещающейся к солнцу или к необходимому ландшафту, впервые опробовал ряд классических визуальных эффектов, эффектов светописи.
Фильм снимался в подмосковной старинной усадьбе летом 1914 года. Режиссер Гардин создал на съемочной площадке особую творческую атмосферу. Все актеры с утра и до вечера ходили в костюмах и гриме своих персонажей. Даже в промежутках между съемками они старались жить в образах этих героев, забыв свои собственные имена, как этого требовал от них режиссер.
Благодаря таким необычным для кинематографа тех лет условиям работы, создателям удалось почувствовать и донести до зрителя достоверное своеобразие тургеневских героев, атмосферу тургеневского романа. Фильм имел большой успех. Зрители поверили, что именно таким и должно быть «дворянское гнездо».
К сожалению, фильм «Дворянское гнездо» на сохранился. Но, к счастью, в России к этому времени в обиходе уже существовала иллюстрированная почтовая открытка, которая несла на себе огромную информационную роль, т.е. происходило какое-то событие, после этого мгновенно издавалась открытка, и она расходилась по всей территории страны.
Так произошло и с фильмом Гардина «Дворянское гнездо». Как только он вышел на экраны, открытки с кадрами из фильма были выпущены издательством Товарищества «Образование» (основано в 1909 г.).
Кадры из фильма на лицевой стороне открытки сопровождались своеобразными титрами — цитатами из романа И.С. Тургенева. Интерес представляет и рекламная открытка, на оборотной стороне которой пользователь мог получить информацию о дате и месте демонстрации фильма, здесь перечислялись действующие лица и исполнители, давалось краткое содержание фильма и, даже, расписание сеансов.
В фондах музея в общей коллекции дореволюционных открыток свое достойное место занимают и открытки с кадрами из этого, увы, несохранившегося немого фильма. Но они дают нам возможность получить представление об одной из первых экранизаций столь любимого нами романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».