Автор: Научн. сотр. фондов ОГЛМТ: Симеонова С.Д.
Ей сердце гордое дано:
Купить нельзя его за злато,
Но неподкупное – оно
Полюбит надолго и свято.
И.-В. Гёте
Среди многочисленных экранизаций произведений И.С. Тургенева особое место занимает фильм режиссёра И. Хейфица «Ася» по одноимённой повести великого писателя. Режиссёр-постановщик уже в титрах обозначил своё видение этого художественного произведения: «По повести И.С. Тургенева». И. Хейфиц строго придерживается содержания повести, но это не создаёт у зрителя ощущения растянутости, излишнего «копания» в деталях. Напротив, фильму присуща внутренняя динамика при абсолютно изящном раскрытии взаимоотношений героев.
Подбор актёров на главные роли необычайно хорош. Ася в исполнении Елены Кореневой – мятущаяся, гордая, испытывающая потребность в свободе, воле; вместе с тем – женственная, способная на сильное чувство. Актриса получила несколько международных премий за лучшую женскую роль именно в этом фильме. Гоподин Н. Н. (арт. В. Езепов) нерешителен. В момент последнего объяснения с Асей испытывает страх перед принятием решения и попросту теряет возможность ответить на любовь юной девушки. Актёру удалось передать тончайшие оттенки сложных отношений с героиней и её братом Гагиным (арт. И. Костолевский).
Особую атмосферу в фильме создаёт оператор Г. Маранджян, с удивительным изяществом показывая природу Южной Германии, упорядоченную жизнь немецкого городка. В свойственной лучшим советским операторам манере даёт крупные планы героев, особенно Аси – Кореневой.
Музыкальный фон в картине создаёт культовый композитор О. Каравайчук – один из величайших пианистов своего времени, творец, в котором сочетались, с одной стороны, эпатажность, с другой – наивность и благородство.
В целом, фильм создан коллективом настоящих единомышленников, поэтому, на наш взгляд, является одной из самых удачных постановок повести И.С. Тургенева «Ася».