«Римские каникулы» И.С. Тургенева»

«Римские каникулы» И.С. Тургенева»

Е.И. Клочкова

 

«Римские каникулы» И.С. Тургенева

 

Опубликовано в  Тургеневском ежегоднике  2015 года/ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2016.

 

 

«Кто ни разу не побывал в Италии, тот

 не может быть полностью счастлив».

Гете

 

Как известно, все дороги ведут в Рим, называемый Вечным городом. Действительно, Рим, основанный 21 апреля 753 года до н.э., является одним из древнейших городов в Италии. «Вечным» назвал его в 1 веке до н.э. поэт Альбий Тибулл в своей 2-й элегии. Город разрушался, восстанавливался, изменялся в соответствии с требованиями времени, разрастался, но ему, тем не менее, удалось сохранить до наших дней руины древности; по ним мы можем судить о прежнем облике итальянской столицы.

Рим во все времена притягивал к себе взоры людей искусства, прежде всего, европейцев, ведь литература, музыка и архитектура Италии всегда были эталоном для подражания.

В Рим направлялись и многие представители России: писатели, поэты, художники, композиторы. Среди них можно назвать немало звучных имен: В.А. Жуковский, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, Н.В. Гоголь, А.И. Иванов, К. Брюллов, А.И. Герцен, М.И. Глинка, Ф.И. Шаляпин и многие другие.

В Вечный город отправился, путешествуя по Европе в 1840 году, и И.С. Тургенев. Здесь он провел несколько месяцев, с января-февраля по апрель. Тогда он побывал в Риме, Неаполе, Сорренто, в Генуе, Пизе и Ливорно, посетил Чевита-Веккиа, Портичи, Помпеи, Лаго Маджоре. В письме к Т.Н. Грановскому от 18(30) мая 1840 года он признавался, что из Италии он «выехал богаче, чем приехал»: «Целый мир, мне не знакомый, мир художества – хлынул мне в душу <…> … Я начинал находить наслаждения в художестве, до тех пор мне неизвестные». Через много лет он напишет в письме к П.В. Анненкову: «Вот уже скоро  две  недели, как я в Риме.  <…> Не буду говорить вам о Риме – мало сказать не стоит, много – невозможно».1 О некоторых впечатлениях, вынесенных Тургеневым из Рима, можно узнать из писем его приятелей и друзей, с которыми писатель встречался, живя в этом городе. Прежде всего, это Н.В. Станкевич, который прибыл туда в марте 1840 года и проживал на улице дель Корсо, во втором этаже  дома № 71.

В сопровождении молодого Тургенева он знакомился с городом, его архитектурным обликом, укладом жизни. Они оба восторгались величественным Колизеем, строгим Пантеоном, в котором похоронен один из самых известных во всем мире художников Рафаэль Санти, торжественным собором св. Петра в Ватикане, Сикстинской капеллой, римскими катакомбами, площадью Пополо, дворцами, парками и виллами, а также художественными галереями Рима. Известен ненасытный интерес Тургенева к античности, которую он изучал в Берлинском университете. Заглядывали оба приятеля и в кафе Греко вблизи Испанской лестницы на улице Кондотти, где собиралось передовое общество того времени, а также представители художественной колонии, которая тогда сформировалась из постоянно и временно проживавших в Риме русских.

В это же время в итальянской столице на улице дей Понтефичи в доме № 57 проживало семейство Ховриных, к которым Тургенев и Станкевич частенько заглядывали на неспешные беседы об искусстве и событиях в  России. Сам Станкевич писал: «К Ховриным мы ходим все очень часто: Тургенев, Ефремов и я; Марков тоже каждый вечер там <…> оживляет своим добрым остроумием, заграждая дверь дурной бесконечности».2 В доме часто звучала музыка, Александра Ховрина и Николай Владимирович Станкевич любили играть в четыре руки. Тургенев брал уроки рисования у немецкого художника Рунда, и во время визитов к Ховриным делал, по мнению Станкевича, довольно удачные зарисовки. Ему очень нравились тургеневские шаржи, в особенности тот, который рисовал воображаемую свадьбу Александры Ховриной (которую все называли Шушу) и художника А.Т.  Маркова, также часто бывавшего в этом доме. Александре Ховриной адресовано одно из первых стихотворных посланий Тургенева – робкое признание в любви странствующего студента.

И.С. Тургенев побывал в Риме снова в 1857-58 годах. Он отправился туда, будучи больным, в самом мрачном расположении духа. Тогда он думал даже навсегда оставить литературную деятельность. На этот раз писатель поселился в гостинице «Англия» (Hôtel d’Angleterre), расположенной недалеко от Испанской лестницы, рядом с кафе Греко. Кроме столицы он за оба визита побывал в целом ряде итальянских городов: Ницца, Флоренция, Неаполь, Венеция, Генуя, Пиза, Альбано, Фраскати, Сорренто, Ливорно, Рокка-де-Папе, Тиволи, Милан, Чивитавеккья, Портичи и т.д. Теперь он «много разъезжает» с В.П. Боткиным.

Рим смог победить его меланхолию. Писатель с головой окунулся в море чудесных впечатлений, заново испытывал восторг перед неповторимыми древними памятниками архитектуры вечного города. Тургенев, непревзойденный мастер-пейзажист, всматривается в картины, предстающие его взору в Риме, стремится навсегда запечатлеть их в своей памяти. В письме П.В. Анненкову от 1(13) декабря 1857 года писатель восклицает: «Одинокий, звучно журчавший фонтан чуть не до слез меня тронул. Душа возвышается от таких созерцаний – и чище, и нежней звучат в ней художественные струны». Тургенев наслаждается видом богатств, которыми наградила Италию природа. В письме Е.Е. Ламберт от 3(15) ноября 1857 года он отмечает: «Природа здешняя очаровательно величава – и нежна, и женственна. В то же время я влюблен в вечно зеленые дубы, зонтичные пинии и отдаленные бледно-голубые горы», – писал он после посещения Villa Pamfili.

Теперь он намерен работать и в письме Некрасову сообщает: «Если, как я надеюсь, я буду работать в Риме, то это для «Современника» будет полезнее моего присутствия – и я оттуда буду высылать тебе все, что сделано <…>».В Риме  Тургенев завершил работу над одним из своих лучших творений – повестью «Ася».

В одном из писем Е.Е. Ламберт Тургенев пишет: «<…> наслаждаюсь Римом и его прекрасными окрестностями. Погода стоит чудесная: почти не веришь глазам, встречая в ноябре месяце только что распускающиеся розы. Но не столько поражают меня эти необыкновенности, как вообще весь характер здешней природы. Такая яркая, кроткая и возвышенная красота разлита всюду!» По прошествии времени, советуя М.А. Маркович воспользоваться наилучшим образом пребыванием в Риме, Тургенев подводит своеобразный итог своим впечатлениям: «Рим – удивительный город: он до некоторой степени может все заменить: общество, счастье – и даже любовь» (Письмо от 17 февраля (1 марта) 1861 г.). Эти впечатления рассыпаны во множестве в стихах и прозе писателя. Самые ранние отразились, пожалуй, в стихотворении «Нева», где герой обитает

 

          <…> в стране его счастливой,

В стране широких, синих вод,

Где под белеющей оливой

Алóэс огненный цветет,

В стране лучей и красок ярких,

В стране томительных ночей,

Объятий трепетных и жарких

И торжествующих страстей <…>

                                        «Нева»

 

        И.М. Гревс в своем исследовании «Тургенев и Италия», опубликованном в 1925 году, справедливо заметил, что Тургенев приблизил русского читателя к Италии больше и глубже, разнообразнее и жизненнее, чем даже Гоголь».4

 

Примечания

 

  1. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем в 30 т., Письма. Т. 3. М., 1987. С. 266-267.
  2. Станкевич Н.В. Избранное. М., 1982. С. 213.
  3. Тургенев И.С. Указ. соч. Письма. Т. 3. С. 257.
  4. Тургенев И.С. Указ. соч. Письма. Т. 3. С. 269.