Русские поэты вокруг Тургенева  V.  Державин Гаврила Романович

Русские поэты вокруг Тургенева V. Державин Гаврила Романович

Державин Гаврила Романович (1743–1816), знаменитый поэт XVIII века, которого Белинский называл не вовремя родившимся Пушкиным. Впервые с Державиным Тургенев познакомился, вероятно, по «Собранию образцовых русских сочинений и переводов в стихах», которое служило ему учебной книгой в начале 1830-х годов. В оглавлении первой части «Собрания» отмечены оды Державина «Бог» и «Водопад», предназначенные, по всей видимости, для заучивания наизусть. В тексте «Водопада» отчёркнуты три первые строфы. Начало этой оды Тургенев процитировал в письме к дяде Н.Н. Тургеневу от 7, 8 (19, 20) апреля 1831 года: «Стихи. Известные Державина:

Алмазна сыплется гора

С высот четыремя скалами;

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьет вверх буграми и пр.»

В этом же письме содержится и первая оценка, данная Тургеневым поэзии Державина: «О красоте их я не смею судить; но они мне кажутся превосходными».

На протяжении всей жизни Тургенев не однажды обращался к творчеству Державина. Знавший наизусть многие его стихотворения, он особенно часто цитировал его оды, намеренно снижая или даже пародируя возвышенный, эпический слог поэта. Под пером Тургенева в художественных произведениях и в посланиях к друзьям блистательный, величественный, завораживающий стиль эпохи утрачивает своё великолепие и сияние перед обыденной правдой жизни. 

Обратимся теперь к стихотворению Державина «Властителям и судиям», у которого была поистине драматическая судьба. В ранней редакции оно было напечатано в ноябрьском номере журнала «Санкт-Петербургский вестник» за 1780 год под заглавием «Ода. Преложение 81-го псалма». Однако содержание стихов показалось слишком смелым и из большей части тиража их вырезали. В новой редакции стихотворение появилось в журнале «Зеркало света» (1787. № 53) под заглавием «Ода. Извлечена из псалма 81». А в 1795 году Державин, решивший, наконец, выпустить сборник своих произведений, преподнёс рукопись будущего сборника императрице. В сборник было включено и названное выше стихотворение, которое вызвало гнев императрицы: недоброжелатели Державина растолковали ей, что во время Французской революции якобинцы распевали псалом 81 как революционный гимн. Державин сумел оправдаться, тем не менее сборник его стихотворений вышел в свет уже после смерти Екатерины, в 1798 году, причём крамольное стихотворение было изъято цензурой. Уже в XIX веке ода появилась в первом томе сочинений Державина издания 1808 года под заглавием «Властителям и судьям».

Это стихотворение считалось одним из лучших произведений Державина. Белинский, который державинские переложения псалмов считал неудачными, делал исключение для переложения 81-го псалма – «Властителям и судиям», «в котором талант Державина умел приблизиться к высоте подлинника». Достоевский считал эту оду Державина образцом «высокой поэзии».

Герой повести Тургенева «Пунин и Бабурин» Никандр Вавилович Пунин, изгоняемый гневной помещицей из усадьбы, где он и его товарищ нашли временный приют, к Державину «относился почти враждебно», находя, что он «более царедворец, нежели пиита», однако на прощанье он декламирует именно Державина: «…тут на Пунина нашло внезапное исступление! Он вскочил на сиденье тарантаса, поднял обе руки кверху и начал громовым голосом (откуда он у него взялся!) декламировать известное переложение Давидова псалма Державиным, пиитой на этот раз – а не царедворцем:

Восстань, всесильный бог! Да судит

Земных богов во сонме их!..

Доколь вам, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть сохранять законы…

– Сядь! – сказал ему Бабурин.

Пунин сел, но продолжал:

Ваш долг – спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров,

От сильных защищать бессильных…

Пунин при слове “сильных” указал пальцем на барский дом, а потом ткнул им в спину сидевшего на козлах кучера:

Исторгнуть бедных из оков!

Не внемлют! Видят и не знают…

Прибежавший из барского дома Николай Антонов закричал во всё горло кучеру: “Пошёл! ворона! пошёл, не зевай!” – и тарантас покатился. Только издали ещё слышалось:

Воскресни, боже, боже правый!..

Приди, суди, карай лукавых –

И будь один царем земли!».

Забавная фигура Пунина, одетого «чуть не в рубище», – «в жёлтом фризовом балахоне», в картузе «на вате, с меховым облезлым околышком и картонным надломленным козырьком», – произносящая напряжённо-торжественные стихи, производит трагико-комическое впечатление.