Е.И.Клочкова (г. Орел)
ШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ
ИЗ ЖИЗНИ И.С.ТУРГЕНЕВА» ») // Тургеневский ежегодник 2011-2012 гг./ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2013
В школе с углубленным изучением предметов эстетического профиля №38 г.Орла планомерно ведется работа над повышением качества обучения и развитием творческих способностей учащихся. Усилия учителей-предметников направлены также на усиление мотивации школьников к освоению учебного материала.
Наиболее эффективно этого можно достичь, на наш взгляд, используя современные образовательные технологии и методы. В этой связи особую значимость приобретает метод проектов.
Метод проектов предусматривает овладение разнообразными умениями и навыками, он основан на развитии самостоятельности учащихся, учёте их индивидуальных интересов и способностей.
В течение двух лет со старшеклассниками нашей школы ведётся работа над проектом, посвящённым жизни и творчеству великого писателя, нашего земляка, И.С.Тургенева, который прожил в Германии в общей сложности около десяти лет. Идея приступить к разработке проекта возникла стихийно на одном из уроков немецкого языка. Говоря о достопримечательностях Берлина, столицы Германии, учитель упомянул о том, что в университете этого города на философском факультете учился И.С.Тургенев. Это оказалось совершенно неизвестным фактом для школьников. У учащихся появились сначала вопросы, а затем идеи, как можно было бы углубить и расширить свои знания о жизни писателя в этот период времени, который был им практически неизвестен. Будущая работа представлялась очень увлекательной. Так, было предложено больше узнать о самом университете, профессорах и друзьях Тургенева в годы учёбы, о его посещении других городов, о жизни в Баден-Бадене, о произведениях, которые были написаны во время его пребывания в Германии и о многом другом.
Обсудив примерный план работы над темами, который каждый участник выбрал для себя, учащиеся приступили к изучению материала. Через несколько месяцев работы материала накопилось столько, что стало возможным отобрать из него наиболее существенную и яркую информацию.
Учащиеся изучали маршруты поездок И.С.Тургенева по Германии, познакомились с рядом известных в то время личностей, с которыми он встречался и состоял в оживлённой переписке на немецком языке. В ходе работы над проектом выяснилось, что И.С.Тургенев был замечательным переводчиком на русский язык некоторых произведений Гёте и других немецких литераторов. Особый интерес вызвал тот факт, что Тургенев увлекался игрой в шахматы, слыл сильным мастером и был избран вице-президентом Первого международного шахматного турнира, проводившегося в 1870 году в Баден-Бадене. Великолепную галерею образов в разные годы жизни И.С.Тургенева можно составить на основе портретов писателя, написанных как русскими, так и немецкими художниками, а также появившихся тогда первых фотографий. Перед учащимися предстал неизвестный им до той поры И.С.Тургенев – философ, писатель, публицист, переводчик, критик, шахматист, охотник, глубоко понимающий и чувствующий природу. Это был человек со своими слабостями, противоречиями и сомнениями, свойственными любому другому, а не памятник, каким его можно себе представить по учебникам.
Материал был настолько интересен, что появилась идея не только подготовить презентацию для узкого круга заинтересованных лиц, а выступить с ней перед сверстниками и продемонстрировать им результаты своей продолжительной работы.
Первое выступление состоялось в музее Тургенева и было высоко оценено сотрудниками музея – Л.А.Балыковой (в то время заведующей литературным музеем), старшим научным сотрудником музея Е.В.Процем, а также А.М.Кокиным, членом Тургеневского общества в Орле, доцентом кафедры немецкого языка ОГУ. Второе выступление было решено провести на факультете иностранных языков Орловского государственного университета – ведь презентация была подготовлена и на немецком языке. После представления учащиеся услышали много благодарственных слов от заведующей кафедрой немецкого языка Т.С.Власовой, преподавателей и студентов.
Учащиеся, которые были окрылены признанием их труда, высказали пожелание увидеть собственными глазами те места, которые были связаны с пребыванием И.С.Тургенева в Германии.
Эта поездка долго готовилась и осуществилась во время весенних каникул. Учащиеся посетили несколько немецких городов, связанных с жизнью и творчеством И.С.Тургенева, а именно: Берлин, Лейпциг, Веймар, Франкфурт-на-Майне. В немецкой столице школьники своими глазами увидели здание университета, в котором будущий писатель учился в 1838-1840-х годах, оперный театр, в котором успешно выступала Полина Виардо, голосом и драматическим талантом которой Тургенев восхищался в течение всей своей жизни. Они посетили Пергамский музей, экспонаты которого Иван Сергеевич осматривал в 1880 году, когда ещё не было настоящей экспозиции. Он бродил по деревянным мостикам между разложенными на полу кусками скульптур, которые произвели на него неизгладимое впечатление. Впоследствии Тургенев опубликовал статью об этом. Школьники сфотографировались у Бранденбургских ворот и прошли по знаменитой улице Унтер ден Линден, представляя себе, что Тургенев тоже часто здесь прогуливался, снимая квартиру поблизости.
В Лейпциге Тургенев находился очень короткое время, но он непременно хотел увидеть город, в котором учился в университете глубоко почитаемый им И.В.Гёте.
Небольшой, но уютный Веймар понравился всем своим весенним видом. Повсюду цвели нарциссы и зеленела травка. Тургенев жил в Веймаре зимой 1869 года несколько месяцев в связи с готовящейся постановкой в театре оперетты «Последний колдун» по его либретто, музыку к которому сочинила П.Виардо. «Мне очень понравился этот небольшой городок. <…> На каждом шагу возникают воспоминания», — заметил Тургенев в своей статье «Первое представление оперы г-жи Виардо в Веймаре» (Соч. Т.10. С.293-302). Школьники осмотрели во время экскурсии здание национального театра с возвышающимся перед ними памятником Гёте и Шиллеру Эрнста Ритчеля, известном им по иллюстрациям в школьных учебниках немецкого языка, и которым так восхищался Тургенев. Наше внимание привлекли также летний домик Гёте, в котором он часто работал, и мемориальное кладбище, где похоронены оба великих немецких классика.
Во Франкфурте школьники посетили дом, в котором Гёте провёл свои детские и юношеские годы и который Тургенев осмотрел во время одного из визитов в этот город.
Наш маршрут привёл нас также, конечно, и в Баден-Баден, где писатель прожил семь незабываемых лет, чтобы возложить цветы к бюсту писателя на Лихтентальской аллее. На скамейке этой аллеи под «русским деревом» частенько сиживал сам Тургенев, пристально наблюдая за происходящим, людьми и размышляя о героях своих будущих произведений. Визит в Баден-Баден стал для юных орловцев незабываемым событием.
Выступление в Германии проходило на немецком языке, оно произвело большое впечатление на присутствующих и вызвало бурную овацию зала, где собралось около ста зрителей. На нашем представлении присутствовала и председатель Тургеневского общества из Баден-Бадена госпожа Ренате Эфферн, которая высказала пожелание, чтобы школьники продолжили работу над этим интересным и полезным проектом. Впечатления, переполнявшие школьников после визита в Германию, отражены в нескольких статьях, опубликованных в местной прессе. Руководству города и школы были направлены благодарственные письма.
Эта поездка стала великолепным итогом работы над проектом, который объединил разных по характеру и знаниям учащихся в единое целое. Каждый из них внёс свою посильную лепту в осуществление проекта. Школьный проект «Малоизвестные страницы из жизни И.С.Тургенева в Германии» может послужить источником дополнительной информации для расширения кругозора школьников, знакомящихся с творчеством И.С.Тургенева, и представлять интерес для всех тех, кто увлекается краеведением. Расширяет текстовый материал презентация проекта на русском и немецком языках в Power Point.
В 2011 году нами была подана заявка для участия в конкурсе исследовательских и творческих работ учащихся под названием «Портфолио» издательского дома «Первое сентября». Школьники и руководители получили дипломы за успешное представление проектной деятельности.