«Случай в зоопарке. Несостоявшийся рассказ М. Пришвина».

«Случай в зоопарке. Несостоявшийся рассказ М. Пришвина».

Известно, что М. Пришвин был невероятно общительным человеком. К нему тянулись люди. По свидетельству современников, у писателя был большой круг общения. Это люди самых разных профессий, которые часто посещали его в московской квартире и на даче в Дунино. Они приходили к нему в дом ненавязчиво, считаясь с занятостью хозяина, а он радовался друзьям. Но это были не просто «гости», люди, «оторванные от дела, похожие на растения, выдернутые прямо с землей», а каждый со своим «лицом», со своим «делом». И именно этим делом каждый из них в первую очередь был интересен писателю. Пришвин охотно вступал в разговор, слушал всегда внимательно, к словам собеседника относился с абсолютным доверием. И часто что-нибудь интересное в рассказе посетителя становилось основой для будущего произведения Пришвина. Но бывали случаи, когда из-за своей излишней доверчивости он попадал впросак.

Однажды при встрече с директором Московского зоопарка Мантейфелем Михаил Михайлович спросил его, как дела в зоопарке.

— Плохо, — ответил Мантейфель. – У меня беда: меняли трубы водопровода и все перепутали: вместо холодной воды пустили в бассейн, где находились крокодилы, кипяток. Крокодилы немедленно покраснели, как раки. Они сварились.

Михаил Михайлович поохал и выразил сочувствие и жалость незадачливому хозяину зоопарка. Придя домой, он тут же сел за рассказ для журнала «Мурзилка» о сварившихся крокодилах и недобросовестных работниках водоснабжения. Но, надо было знать Мантейфеля. Он слыл человеком, который любит приврать, так сказать «сочинить историю». По Москве даже ходила поговорка: «Врет, как Мантейфель». Хорошо, что Пришвин все-таки позвонил в зоопарк, чтобы удостовериться, правда ли это. Конечно, все оказалось очередной шуткой. И хотя рассказ так и не состоялся, Михаил Михайлович искренне обрадовался за этих диковинных животных.

Вот именно такие живые наблюдения и зарисовки часто попадали в дневник писателя, который был для него драгоценной «кладовой» мыслей и образов. В этой работе он чувствовал себя свободно и счастливо, то есть был абсолютно независимым. А вот работать на заказ, переделывать по заданию, для печати, не любил. У него сразу же портилось настроение.