«Но если допустить возможность сверхъестественного, возможность его вмешательства в действительную жизнь, то позвольте спросить, какую роль после всего этого должен играть здравый рассудок?»(7, 232) – такой знаковой вопросительной репликой открывается рассказ Тургенева «Собака» (1866), нередко причисляемый или по крайней мере близко стоящий к «таинственным повестям». Определение «таинственные повести» уже давно стало привычным в тургеневедении, и вместе с тем до сих пор этот устойчивый термин имеет не совсем устойчивый объем. В последних работах, однако, наметилась тенденция к ограничению данного материала: так, в «Полном собрании сочинений и писем» Тургенева в примечании к рассказу «Сон» (1877) содержится указание на связь данного произведения с циклом «таинственных повестей» (9, 467), включающим в себя «Призраки» (1864), «Собаку» (1866), «Странную историю» (1870), «Песнь торжествующей любви» (1881) и «Клару Милич» (1883).
Действительно, этот цикл выстраивается по принципу самостоятельности и разработанности темы мистического, загадочного, однако обращает на себя внимание и ещё одно обстоятельство: все упомянутые «таинственные повести» имеют схожую рамочную структуру, все они в той или иной степени представляют собой текст в тексте.