«Типическое изображение Господа» (Цикл «Уникальный экспонат в коллекции музея»)

«Типическое изображение Господа» (Цикл «Уникальный экспонат в коллекции музея»)

                       «Типическое русское изображение Господа»

    Н.С. Лесков был замечательным знатоком иконописи. Интерес к этой «отрасли древлего русского художества» проявился и в страсти писателя к коллекционированию. Сын Н.С. Лескова и его биограф А.Н. Лесков вспоминает о «небольшом, но недурном иконописном собрании отца».

    В фондах музея хранится подлинное сокровище – икона «Спас во звездах», принадлежавшая когда-то Н.С. Лескову. Как будто бы об этом лике Спасителя писал Николай Семенович: «Типическое русское изображение Господа: взгляд прям и прост, темя возвышенное <…>, в лике есть выражение, но нет страстей. Просто – до невозможности желать простейшего в искусстве: черты чуть слегка означены, а впечатление полно… ».

   Написал эту икону добрый знакомый Лескова Никита Рачейсков, иконописец, живший в Петербурге. Писатель любил посещать иконописную мастерскую изографа, адрес Рачейскова можно найти в записной книжке Н.С. Лескова, представленной в экспозиции музея. «Старообрядец, иконописец древнего стиля», – написано рукой Николая Семеновича против имени художника.

    Именно Никита вдохновил писателя на создание образа иконописца Севастьяна в повести «Запечатленный ангел». Николай Семенович восхищался удивительным талантом этого художника, его чувством собственного достоинства и «непостыдной совестью». Да и внешность у мастера была «редкостно благообразная». Он сам словно сошел со старинной картины – высокий, худощавый, как бы бесплотный, в черном длинном армяке – колоритная фигура. А.Н. Лесков в своей книге «Жизнь Николая Лескова» так вспоминал Рачейскова: «Всего лучше была голова: лик постный, тихий, нос прямой и тонкий, темные волосы серебром тронуты и на прямой пробор в обе стороны положены; будто и строг, а взглядом благостен. Речь степенная негромкая, немногословная, но внятная, и в разуме растворенная. Во всем образе – духовен!». Стоит ли удивляться, что, приезжая к художнику, Николай Семенович вначале подходил с улицы к его окну и просто любовался этой «художественной натурой».

    В 1886 г. в память об умершем изографе писатель публикует статью «О художном муже Никите и о совоспитанных ему», где пишет: «Особенно он был искусен в миниатюре, которую исполнял своими огромными и грубыми на вид ручищами удивительно нежно и тонко как китаец. В этом роде я не видал и не знаю равного ему мастера в России». Николай Семенович

восхищался умением изографа вставлять «глазки» на самых крошечных ликах, которые и сами-то были величиной с булавочную головку. Делалось это кисточкой «в три волоса», а «научению сему способствовала лоза просоленая». Никита Рачейсков рассказывал писателю, что достигали этого умения так: «сидит мастер, а вокруг ученики, а у ног мастера корытце, а в нем вода посолена, а в той лоза мокнет. И смотрит мастер, как ученик глазок святому ставит, и чуть он неверно ткнет и скосоротит мастер его лозой по плещам стегает, а  косой глазок долонью сотрет и опять вставляй, пока верно вставишь. – «Приходило, говорит, так иному за один глазок лоз по двадцать и более, и тогда выучится».

Вот такому удивительному мастеру заказал Н.С. Лесков икону «Спас во звездах». А в 1891 г. эта икона была подарена писателем сыну Андрею, о чем свидетельствует автограф на обратной стороне иконы: «9 генв. 91 г. от отца Андрею Никол. Лескову Николай Лесков».

Научный сотрудник Дома-музея Н.С. Лескова  Мазина Е.В.

На изображениях:

  1. Икона «Спас во звездах»
  2. «Иконописная мастерская». Е.Д. Поленова.  (1887, ГТГ)