по материалам Редкой книги ОГЛМТ. Фонд 150. № 58057/
Продолжим знакомство с материалами журнала «Вестник Европы» начала XX века. В октябрьском номере за 1905 г. опубликована статья русского литературоведа Н. Гутьяра, посвященная творчеству нашего великого земляка И.С. Тургенева. Автор обстоятельно разбирает становление сюжетов у писателя.
«Первый фазис, который проходило у Ивана Сергеевича поэтическое произведение, — это «вынашивание» автором в своей душе главных типов и элементов романа или рассказа без потребности закрепить возникающие образы словом».[1]
В воображении писателя возникают «туманные образы», которые, переплетаясь, постепенно приобретают характерные для тургеневских героев черты.
«Действительно, — пишет Н. Гутьяр, — в основу Рудина положен Бакунин (каким он был до 1842 года); врач Дмитриев дал материал для типа Базарова; главные черты Варвары Павловны Лаврецкой списаны с А.Я. Головачёвой-Панаевой и с первой жены Н.П. Огарёва урождённой Рославлевой; основой для Ирины Ратмировой послужила Альбединская; без Михаила Алексеевича Тургенева, двоюродного брата Ивана Сергеевича, не было бы «Отчаянного» и т.д.»[2]
Длительность первого периода творческой работы И.С. Тургенева можно определить лишь приблизительно. Писатель мог обдумывать, к примеру, сюжет «Накануне» раньше «Рудина», много раз возвращаться мыслью к разным героям и их прототипам.
Вторым этапом творчества И.С. Тургенева Н. Гутьяр обозначает подготовительную работу к созданию романа, повести или рассказа. Неясные образы получали наконец характеры. И.С. Тургенев набрасывал биографии героев и даже их предков. Так слагался своеобразный конспект будущего произведения. И только тогда писатель приступал к черновому изложению событий, которое не требовало от него много времени: для «Накануне» примерно два месяца, для «Отцов и детей» — менее месяца.
Время третьего периода творческого процесса — связное изложение всего задуманного. Работа над некоторыми произведениями шла медленно, с перерывами, но чаще всего «<…>Тургенев предпочитал писать «не пимши, не емши», как он шутливо выразился о своей работе над «Собакой», хотя это удавалось ему редко».[3]
«Кончив вчерне всю работу, выставив под нею год, число, день недели и даже иногда час, когда поставлена точка после «блаженного последнего слова», Тургенев приступал к переписке набело, что совершал собственноручно».[4]
После появления в печати очередного произведения наступал последний период поправок и корректировки текста. И.С. Тургенева редко трогала цензура, правда, он жаловался на редакторов Н.А. Некрасова и М. Каткова за некоторые изменения текста в журнальных вариантах, особенно романа «Отцы и дети».
«Изменения и поправки, предпринятые Иваном Сергеевичем при последующих изданиях сочинений по собственному, так сказать, почину, заключались главным образом в более тщательной отделке языка, но не столько с внешней, сколько с внутренней стороны его».[5]
Корректурные хлопоты заставляли Тургенева приезжать в Санкт- Петербург из Москвы на несколько дней; он сам часто проверял тексты, особенно знаки препинания. Некоторые современники сравнивали его манеру работы с текстами с гоголевской; он «<…> давал «вылёживаться» сочинению и в то же время не запаздывал им «улавливал современность» и создавал вечное».[6]
Научн. сотр. фондов ОГЛМТ – С.Д. Симеонова 27.11.2023 г.
[1] Вестник Европы. СПб, 1905. № 10. Стр. 681.
[2] Там же. Стр. 682-683.
[3] Там же. Стр. 690.
[4] Там же. Стр. 691.
[5] Вестник Европы. СПб, 1905. № 10. Стр. 696.
[6] Там же. Стр. 698.