В Московском университете. VI

В Московском университете. VI

С самого начала преподавательской деятельности молодой историк проникся сознанием значимости своего предмета и пытался «историей» пропагандировать  новые, демократические воззрения, сложившиеся у него к этому времени. В начале 1840-х гг. несколько оживилась политика правительства в отношении крестьянского вопроса.

Грановский, как и все прогрессивно-мыслящие представители общественности, внимательно следил за этим. Поэтому одним из центральных вопросов его лекций было крепостное право. Критика историком феодальных порядков средневековой Европы даёт нам понимание того, насколько отрицательно он относился к крепостному праву современной ему России. Тимофея Грановского волновала судьба крестьян, задавленных крепостным гнётом. Он гневно и страстно клеймил крепостное право как основное зло феодализма: «Никогда, может быть, во всей истории человек не подвергался такому унизительному состоянию, в каком находились сельские классы под владычеством феодального порядка». Повинности крестьянина в пользу своего помещика Грановский называл «грязными», отмечая, что они «не увеличивали ни богатства, ни могущества, ни славы феодального владельца», но давали ему возможность произвола и  унижения в отношении своих крепостных.

С сочувствием он относился к судьбе угнетённой массы народа, понимая под народом трудящуюся массу феодального или рабовладельческого строя. И даже в спорах между друзьями пресекал попытки презрительных высказываний в отношении низшего сословия: «Мы должны вести себя прилично по отношению к низшим сословиям. Всякая выходка против них, вольная или невольная, похожа на оскорбление ребенка».  

Мы видим, что у Грановского, народ – это «ребёнок», нуждающийся в опеке, а главное, в развитии, невозможным в условиях крепостного права. Стране нужна была «сознательная сила», способная освободить народ из-под власти «исторических и естественных определений» и, в конечном итоге, «разложить его мыслию» на отдельные личности, способные на восприятие истинного просвещения. И такой силой должно было стать «образованное меньшинство», ведущее свою родословную ещё со времён Петровских реформ.

Преобразование России нужно было начать в первую очередь с самих себя, с узкого круга людей. Поэтому Грановский, посвятивший себя делу полного высокого гражданского и общественного значения, в лекциях для студентов проводил эту мысль: «И вам, и мне предстоит благородное и, надеюсь, долгое служение нашей великой России, России, преобразованной Петром… Побережем же себя на великое служение!»