Автор: Ст. науч. сотрудник музея И.А. Бунина Аркатова Е.Г
Революция 1917 года расколола мир на два лагеря: социалистический и капиталистический. Были поломаны и искалечены судьбы миллионов людей. Большинство русской интеллигенции не приняло пролетарскую диктатуру, среди них был и Бунин. Он видел в перевороте варварство, уничтожение культуры. Иван Алексеевич был поражён размахом бессмысленных убийств, а главное – той легкостью, с какой реагировал на это простой народ.
О, слёз невыплаканный яд!
О, тщетной ненависти пламень!
Блажен, кто раздробит о камень
Твоих, Блудница, новых чад,
Рождённых в лютые мгновенья
Твоих утех – и наших мук!
Блажен тебя разящий лук
Господнего святого мщенья!
Гражданская война была во все времена самой жестокой и беспощадной, самой трагической, когда брат шёл на брата, сын на отца. Рушился весь привычный уклад жизни, гибла огромная страна, которую Бунин всегда хотел видеть сильной, великой и независимой. Всё это приводило его в отчаяние.
Революцию Бунин пророчески почувствовал в начале 1-ой мировой войны. Летом 1914 года они с братом Юлием плыли вверх по Волге, где узнали об убийстве австрийского наследника в Сербии, что и стало поводом к войне. Юлий тогда сказал: «Ну, конец нам! Война России за Сербию, а затем революция в России… Конец всей нашей прежней жизни!».
«Испив чашу несказанных душевных страданий» 27 января (9 февраля) 1920 года на греческом пароходе «Спарта» из Одессы Бунины отплыли в Константинополь. Через Болгарию и Сербию они добираются до Парижа, и начинаются долгие годы эмиграции.
Потеря родины стала для Бунина настоящей трагедией. Похудевшим, больным, с прорезавшимися морщинами выглядит Иван Алексеевич на портрете талантливого художника Льва Самойловича Бакста 1921 года. На нем есть автограф Бунина, сделанный красным карандашом: «Мой портрет работы Бакста».
Лев Самойлович Бакст (1866-1924) – художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже. Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С.П. Дягилева.
Яркий представитель Серебряного века всегда находился в центре литературно-художественных событий своего времени. Он был знаком или дружен со многими писателями и поэтами, портреты которых создавал или книги которых оформлял.
Лев Самойлович написал портреты А. Бенуа (1899), Ф. Малявина (1899), В Розанова (1901), А. Белого (1905), З. Гиппиус, С. Дягилева (1906). В 1921 году Бакст создал графический портрет И. Бунина.
Музей получил этот портрет в 1988 г. в дар от Милицы Эдуардовны Грин – профессора Эдинбургского университета в Шотландии, хранительницы зарубежного архива И.А. Бунина. На портрете автограф Ивана Алексеевича, сделанный карандашом: «1921 г. Париж. [NS] Подлинник! Мой портрет работы Бакста. Ив. Б.»
Иван Алексеевич тяжело пережил революцию 1917 года, разлуку с Родиной. Бунин изображен похудевший, исстрадавшийся. Портрет даёт возможность ощутить трагичность его судьбы, почувствовать душевные страдания писателя.
Шепнуть заклятие при блеске
Звезды падучей я успел,
Да что изменит наш удел?
Всё те же топи, перелески,
Всё та же полночь, дичь и глушь…
А если б даже Божья сила
И помогла, осуществила
Надежды наших тёмных душ,
То что с того?
Уж нет возврата
К тому, чем жили мы когда-то.
Потерь не счесть, не позабыть,
Пощечин от солдат Пилата
Ничем не смыть – и не простить.
Как не простить ни мук, ни крови
Ни содроганий на кресте
Всех убиенных во Христе,
Как не принять грядущей нови
В её отвратной наготе.