В 1968 году он переехал из Луги в Ленинград. Удалось прописаться в семье двоюродного брата Александра Полякова в Гатчине. Работал художником во Дворце культуры, маляром. Он был готов на любую работу, только бы посещать выставки, музеи…
Благодаря друзьям ему удается получить возможность работать в мастерской на ул. Михайлова – девятиметровой комнате. Не было даже туалета. Документы оформлены на имя Жени Кожевникова. Но ее надо еще привести в порядок. Пол сгнил, никаких удобств в мастерской не предусмотрено. Общими усилиями с братом Львом, с другими товарищами углубили пол на полметра, чтобы было приличное расстояние между досками и землей – раньше доски лежали прямо на земле. Добрых три четверти половых досок выбросили. Пол будет – все остальное ерунда, считал Поляков.
Это его творческая лаборатория. Там он проверяет свои мысли, чувства, переживания. Он много рисует, запоем, иногда делает по два десятка рисунков за вечер. «Рисовать – это значит жить. Рисовать – это значит приобщаться ко всему живому», — говорил Д. Митрохин. Эти слова запали в душу Полякова в юношеские годы. Письма Ван Гога, вышедшие в 1966 году, стали его настольной книгой. Мысли художника, его опыт, опыт японских граверов XVIII-XIX веков утвердили Полякова во мнении, что надо работать много, объединяя листы в сюиты, серии, циклы. Эта мысль приходила ему и раньше. Мнение Ван Гога утвердило его в своей правоте. И он рисует серии: «Портреты ОК», «Цветы», «Раковина», Поклонение дереву»,»Хвалынск», «Монрепо», «Выборг»… В них он, обращаясь к одному и тому же сюжету, выявляет состояние предмета, персонажа, отрабатывает технические приемы.
Академическо-передвижнические традиции и традиции искусства социалистического реализма в это время переживали глубокий кризис. Это было и время мучительных духовных и творческих поисков Полякова. Постоянная борьба за жизнь, за право быть свободным. Его, как и в былые времена, привлекает поэзия, музыка. Он пытается совместить эти виды искусства в своих работах.
Подобно японским художникам, достигшим определенных результатов, он отказывается своих ранних работ. Старые вещи не довлеют над художником. Прежние работы сожжены, листы, предназначенные для предъявления экзаменационной комиссии Суриковского института, утеряны. Поляков начинает работу как бы заново, основываясь на собственном опыте. Ему не от чего отказываться, надо создавать новые, строить новое на чистом пространстве. Ранее выработанные определенные эстетические критерии понимания искусства перерабатываются, отбрасываются. Основная работа происходит в мастерской. Это была настоящая школа постижения классической культуры.
В 1960-1970-е годы советскому человеку постепенно приоткрывались достижения мирового искусства, в том числе и русское искусство конца XIX начала XX века. Многое стало откровением: французское искусство от импрессионизма до кубизма, русское искусство (К. Петров-Водкин,
П. Митурич, Д. Митрохин, Т. Маврина, искусство «группы 13»…), японское и китайское искусство. Поляков открывает для себя и народное искусство. Огромный по количеству материал надо было посмотреть, осмыслить.
Натюрморт и портрет стали его «университетами». К. Петров-Водкин говорил, что «натюрморт – это одна из острых бесед живописцев с натурой. В натюрморте происходит изучение природы, проникновение в ее жизнь. Полякова интересуют цветок, дерево, любой предмет, который попадает в поле его зрения, будь то чеснок, яблоко, стеклянная или керамическая форма, пальто или ушанка, которые он носит.
Вероятно, в этих работах проявляется новое отношение к природе, его новое мировоззрение и новое пластическое мышление в рисунке и живописи. Каждый предмет для него несет не только визуальный образ. Он внимательно всматривается в форму предмета, анализирует ее, выявляет «фактурный шум». В то же время он не ограничивается только этим. Он ищет нечто скрытое от взгляда неискушенного зрителя – жизнь предмета. Его интересует строение предмета, то, что не увидишь простым взглядом. Надо всматриваться, надо изучать предмет. Увидеть те жизненные соки, которые еще остались в цветке или в яблоке, показать жизнь предмета, его умирание. Нужен анализ. Об этом он писал еще в школьные времена. Но сейчас он добавляет, что рисование зиждется на эмоциональной основе. Более важны для него эмоциональный подход, ассоциации, аналогии. Именно поэтому его работы часто перекликаются со стихами. Будь это стихи А. Блока, В. Жуковского, Г. Лорки, О. Мандельштама и многих других. Благодаря им, он часто выходит на новые рубежи искусства, они подсказывают художнику дальнейшие развития.
Демонстративный ряд представлен предметами из фондовой коллекции ОГЛМТ.
Обращаем ваше внимание, что полная версия выставки расположена на странице Фонды ОГЛМТ. Единая фондовая коллекция в разделе Фотоальбом новый.
Прямая ссылка на страницу: https://turgenevmus.ru/fotoalbom-novyj/
* Владислав Поляков. Воспоминания о художнике / Автор-составитель и редактор В.В.Гришков. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство “Лема”» 2010. – 37-38 С.