Владислав Викторович Поляков. Часть 2

Владислав Викторович Поляков. Часть 2

В детстве он много чертил-рисовал и очень много рвал бумаги и руками и ногами. Рисовать начал с детства, сколько себя помнит. Он был очень усидчив, люби каждое дело доводить до конца. И мать жалела, что некому было дать ему нужного направления в рисовании.

Большой и хороший урок он получил совсем маленьким, когда мать, не имея возможности с кем-либо оставить дома, взяла его с собой в школу и посадила в классе за последнюю парту. Поразило детскую душу щедрое внимание к нему: как старались поделиться со своим гостем ученики бумагой, карандашами, красками…

В 1946 году, через несколько лет после смерти мужа, Виктора Львовича Полякова, отца Владислава, и второго замужества, Валентина Петровна вместе с новым мужем Федором Тимофеевичем Белугиным и двумя сыновьями Владиславом и Львом уехал к родителям Федора в город Новозыбков Брянской (ранее Орловской) области – центр старообрядчества. Сестра Людмила оставалась в Хвалынске у родственников. Так Владислав в девятилетнем возрасте на долгое время расстался с Хвалынском.

Предки Федора были одними из основателей поселения в урочище «Зыбкое», возникшего в 1685 году на юго-западе Московского государства, в глуши девственных лесов и среди зыбских болот на левом берегу реки Карна.  В 1701 поселение узаконили как слободу, а в 1715 году она была передана в «вечное владение» старообрядцам. 30 января 1809 года слобода получила статус города Черниговской губернии и название Новый Зыбков, впоследствии Новозыбков.

«Переезд а новое место, — вспоминал впоследствии Поляков, — внес в мою жизнь новую остроту, которая и позволила (я разрешаю себе так думать сейчас) серьезно стремиться к тому, чтобы разобраться во всем происходящем со мной и моим окружением». «После широких просторов Волги, ухоженного края, аскетичная послевоенная обстановка: разрушения в городе, колючая проволока, совершенно другие обычаи – контраст невиданный, непредсказуемый: много церквей. Вместо татар, с которыми я дружил в мужской школе, евреи, девчонки, иные разговорные интонации, особенности быта».

В этом городе прошло его детство, то время, которое обычно называется «школьные годы». В традиционном понимании, «школьных» лет у Полякова не было.

Запись во второй класс новозыбковской школы №5 имени
А. Луначарского в класс Фаина Григорьевны Слуцкер состоялся без промедления. Чуть ли не на следующий день после зачисления произошло событие, которое положило начало длительной дружбе. Незадолго до звонка на первый урок, класс вдруг взбудоражено закричал: «Гося пришел!». Домой из школы, делясь друг с другом мальчишескими впечатлениями, Поляков возвращался с прежними товарищами и с Госей (Игорем Гержедовичем).

Вскоре Фаина Григорьевна из всех рисунков, сделанных в классе к «Сказке о рыбаке и рыбке», выделила работы Славы и Игоря. А дальше запись в изокружок Дома пионеров в класс Савелия Ивановича Саввичева, а потом и Петра Акимовича Чернышевского.

«Занятия в кружке нам очень нравились – вспоминал Поляков. – Собирались вечером, чтобы посмотреть альбомы друг друга, и тут же, а одним общим столом сделать что-нибудь новое, в соответствии со своим вкусом. В основном, это были копии понравившихся оригиналов».

Еще одним «образцом» были рисунки старшего брата Игоря, Дмитрия (Мити). «Самодельные этюдники, малярные краски, переложенные в тюбики от зубной пасты; время трудное, но мы счастливы, когда раскрываем папки с рисунками старшего брата Игоря Гержедовича – Мити. Работы Мити, висящие на стене, внушают следовать его примеру. Ни футбол, ни городки, ни «чижик», ни лапта, ни шахматы, ни какие-либо другие, обычные для детского возраста занятия не доставляют нам такого удовольствия, как общение с Митей через рисунки.

Мы и подписи старались делать на его манер. Перебирая папку, мы понимали, что в ней скрыто, быть может, лучшая часть нашего старшего товарища».

Моральную и, может быть «художественную» поддержку оказывал Владиславу и отчим, Федор Тимофеевич, сам немного занимавшийся рисованием.

* Владислав Поляков. Воспоминания о художнике / Автор-составитель и редактор В.В.Гришков. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство “Лема”» 2010. – 7-9 С.

Демонстративный ряд представлен предметами из фондовой коллекции ОГЛМТ.

Обращаем ваше внимание, что  полная  версия выставки  расположена на странице Фонды ОГЛМТ. Единая фондовая коллекция в разделе Фотоальбом новый.

Прямая ссылка на страницу: https://turgenevmus.ru/fotoalbom-novyj/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *