Выставка «Живое наследие Франции. Французские гобелены в России»

Выставка «Живое наследие Франции. Французские гобелены в России»

6 апреля с.  г. в Орловском объединенном государственном литературном музее И.С. Тургенева состоится открытие выставки гобеленов французской мануфактуры Jules Pansu (Жюль Пансю) «Живое наследие Франции»

Выставка, посвященная 200-летию со дня рождения друга И.С. Тургенева – Гюстава Флобера, продолжает многолетнюю традицию сотрудничества Орловского музея с учреждениями культуры Франции и, прежде всего, с Европейским музеем И.С. Тургенева в Буживале.

Известны интерес и внимание, с которыми и Тургенев, и Флобер относились к истории Франции и других стран Европы, что нашло отражение в таких произведениях, как «Человек в серых очках», «Наши послали!», «Казнь Тропмана», «Песнь торжествующей любви» Тургенева, «Сентиментальное воспитание», «Легенда о св. Юлиане» Флобера (последняя блестяще переведена Тургеневым на русский язык) и др.

Будучи знатоком художественных музеев Франции и коллекционером живописи и предметов искусства, Тургенев был знаком с образцами старинных французских гобеленов, в том числе, он, без сомнения, знал историю знаменитого гобелена «Дама с единорогом», скорее всего, из уст его друга – французской писательницы Жорж Санд, обратившей внимание читателей на этот шедевр в романе «Жанна». Вполне вероятно, русский писатель был осведомлен о хлопотах близкого ему писателя Проспера Мериме, проделавшего огромную работу по спасению этих уникальных шпалер и приобретению их в собственность государства.

Ныне серия «Дама с единорогом» (1480-1490) является жемчужиной коллекции музея Клюни в Париже.

С 1878 года французская мануфактура Жюль Пансю, развивая и модернизируя своё производство, воссоздает лучшие образцы классического ткацкого искусства.

В 2012 году мануфактура, имеющая международные творческие и торговые связи, плодотворно сотрудничающая с Фондами наследия таких художников, как Пикассо, Миро, и имеющая мировой эксклюзив на произведения данных художников, стала обладателем почетного знака «Живое наследие». Мануфактура является участником многих международных выставок, в том числе и в России. Собственное производство и высокое мастерство дают возможность реализовать самые смелые проекты.

На выставке в Орловском литературном музее будут представлены гобелены, на которых, помимо серии вышеупомянутой «Дамы  с единорогом», воплотились излюбленные  сюжеты века барокко, своеобразно преломившиеся в русском искусстве, о чем напоминают ностальгические страницы в творчестве Тургенева, навсегда «плененного полотнами Левицкого и Фрагонара». На гобелене явлены черты трагически погибшей королевы Марии Антуанетты – знаковой фигуры  XVIII века.

Пасторальные сцены, воспевающие гармонию человека и природы, галантные сюжеты, созданные трудами французских мастеров, найдут воплощение на страницах повестей Тургенева «Фауст», «Бригадир», «Старые портреты», в романе «Новь» и проч., отобразивших вкусы «столетия безумна и мудра», постоянно привлекавшего писателя. Недаром его особенно интересовали работы братьев Ж. и Э. де Гонкур – знатоков в области истории французского искусства XVIII века.

Материалы французской коллекции гобеленов на выставке в Орле будут

удачно дополнены предметами быта XVIII – начала XIX веков, а также редкими изданиями из фондов Литературного музея И.С. Тургенева. Среди прочих, изданием исследования друга нашего великого земляка – Луи Виардо «Музеи Европы», подаренным писателю самим автором.

Выставка работает с 6 апреля по 19 мая в Лектории музея И. С. Тургенева.

6 апреля с.  г. в Орловском объединенном государственном литературном музее И.С. Тургенева состоится открытие выставки гобеленов французской мануфактуры Jules Pansu (Жюль Пансю) «Живое наследие Франции»

Выставка, посвященная 200-летию со дня рождения друга И.С. Тургенева – Гюстава Флобера, продолжает многолетнюю традицию сотрудничества Орловского музея с учреждениями культуры Франции и, прежде всего, с Европейским музеем И.С. Тургенева в Буживале.

Известны интерес и внимание, с которыми и Тургенев, и Флобер относились к истории Франции и других стран Европы, что нашло отражение в таких произведениях, как «Человек в серых очках», «Наши послали!», «Казнь Тропмана», «Песнь торжествующей любви» Тургенева, «Сентиментальное воспитание», «Легенда о св. Юлиане» Флобера (последняя блестяще переведена Тургеневым на русский язык) и др.

Будучи знатоком художественных музеев Франции и коллекционером живописи и предметов искусства, Тургенев был знаком с образцами старинных французских гобеленов, в том числе, он, без сомнения, знал историю знаменитого гобелена «Дама с единорогом», скорее всего, из уст его друга – французской писательницы Жорж Санд, обратившей внимание читателей на этот шедевр в романе «Жанна». Вполне вероятно, русский писатель был осведомлен о хлопотах близкого ему писателя Проспера Мериме, проделавшего огромную работу по спасению этих уникальных шпалер и приобретению их в собственность государства.

Ныне серия «Дама с единорогом» (1480-1490) является жемчужиной коллекции музея Клюни в Париже.

С 1878 года французская мануфактура Жюль Пансю, развивая и модернизируя своё производство, воссоздает лучшие образцы классического ткацкого искусства.

В 2012 году мануфактура, имеющая международные творческие и торговые связи, плодотворно сотрудничающая с Фондами наследия таких художников, как Пикассо, Миро, и имеющая мировой эксклюзив на произведения данных художников, стала обладателем почетного знака «Живое наследие». Мануфактура является участником многих международных выставок, в том числе и в России. Собственное производство и высокое мастерство дают возможность реализовать самые смелые проекты.

На выставке в Орловском литературном музее будут представлены гобелены, на которых, помимо серии вышеупомянутой «Дамы  с единорогом», воплотились излюбленные  сюжеты века барокко, своеобразно преломившиеся в русском искусстве, о чем напоминают ностальгические страницы в творчестве Тургенева, навсегда «плененного полотнами Левицкого и Фрагонара». На гобелене явлены черты трагически погибшей королевы Марии Антуанетты – знаковой фигуры  XVIII века.

Пасторальные сцены, воспевающие гармонию человека и природы, галантные сюжеты, созданные трудами французских мастеров, найдут воплощение на страницах повестей Тургенева «Фауст», «Бригадир», «Старые портреты», в романе «Новь» и проч., отобразивших вкусы «столетия безумна и мудра», постоянно привлекавшего писателя. Недаром его особенно интересовали работы братьев Ж. и Э. де Гонкур – знатоков в области истории французского искусства XVIII века.

Материалы французской коллекции гобеленов на выставке в Орле будут

удачно дополнены предметами быта XVIII – начала XIX веков, а также редкими изданиями из фондов Литературного музея И.С. Тургенева. Среди прочих, изданием исследования друга нашего великого земляка – Луи Виардо «Музеи Европы», подаренным писателю самим автором.

Выставка работает с 6 апреля по 19 мая в Лектории музея И. С. Тургенева.

6 апреля с.  г. в Орловском объединенном государственном литературном музее И.С. Тургенева состоится открытие выставки гобеленов французской мануфактуры Jules Pansu (Жюль Пансю) «Живое наследие Франции»

Выставка, посвященная 200-летию со дня рождения друга И.С. Тургенева – Гюстава Флобера, продолжает многолетнюю традицию сотрудничества Орловского музея с учреждениями культуры Франции и, прежде всего, с Европейским музеем И.С. Тургенева в Буживале.

Известны интерес и внимание, с которыми и Тургенев, и Флобер относились к истории Франции и других стран Европы, что нашло отражение в таких произведениях, как «Человек в серых очках», «Наши послали!», «Казнь Тропмана», «Песнь торжествующей любви» Тургенева, «Сентиментальное воспитание», «Легенда о св. Юлиане» Флобера (последняя блестяще переведена Тургеневым на русский язык) и др.

Будучи знатоком художественных музеев Франции и коллекционером живописи и предметов искусства, Тургенев был знаком с образцами старинных французских гобеленов, в том числе, он, без сомнения, знал историю знаменитого гобелена «Дама с единорогом», скорее всего, из уст его друга – французской писательницы Жорж Санд, обратившей внимание читателей на этот шедевр в романе «Жанна». Вполне вероятно, русский писатель был осведомлен о хлопотах близкого ему писателя Проспера Мериме, проделавшего огромную работу по спасению этих уникальных шпалер и приобретению их в собственность государства.

Ныне серия «Дама с единорогом» (1480-1490) является жемчужиной коллекции музея Клюни в Париже.

С 1878 года французская мануфактура Жюль Пансю, развивая и модернизируя своё производство, воссоздает лучшие образцы классического ткацкого искусства.

В 2012 году мануфактура, имеющая международные творческие и торговые связи, плодотворно сотрудничающая с Фондами наследия таких художников, как Пикассо, Миро, и имеющая мировой эксклюзив на произведения данных художников, стала обладателем почетного знака «Живое наследие». Мануфактура является участником многих международных выставок, в том числе и в России. Собственное производство и высокое мастерство дают возможность реализовать самые смелые проекты.

На выставке в Орловском литературном музее будут представлены гобелены, на которых, помимо серии вышеупомянутой «Дамы  с единорогом», воплотились излюбленные  сюжеты века барокко, своеобразно преломившиеся в русском искусстве, о чем напоминают ностальгические страницы в творчестве Тургенева, навсегда «плененного полотнами Левицкого и Фрагонара». На гобелене явлены черты трагически погибшей королевы Марии Антуанетты – знаковой фигуры  XVIII века.

Пасторальные сцены, воспевающие гармонию человека и природы, галантные сюжеты, созданные трудами французских мастеров, найдут воплощение на страницах повестей Тургенева «Фауст», «Бригадир», «Старые портреты», в романе «Новь» и проч., отобразивших вкусы «столетия безумна и мудра», постоянно привлекавшего писателя. Недаром его особенно интересовали работы братьев Ж. и Э. де Гонкур – знатоков в области истории французского искусства XVIII века.

Материалы французской коллекции гобеленов на выставке в Орле будут

удачно дополнены предметами быта XVIII – начала XIX веков, а также редкими изданиями из фондов Литературного музея И.С. Тургенева. Среди прочих, изданием исследования друга нашего великого земляка – Луи Виардо «Музеи Европы», подаренным писателю самим автором.

Выставка работает с 6 апреля по 19 мая в Лектории музея И. С. Тургенева.

2 Комментария

  1. К сожалению, аннотация выставки «Живое наследие Франции…» напоминает более рекламу каких-либо дамских колготок, нежели текст, разработанный сотрудниками музея Тургенева. Первое. Есть ли что-либо, объединяющее дворянский род Тургеневых и серию шпалер «Дама с единорогом», ведь на родовом гербе Тургеневых, как и на серии шпалер изображен единорог? Или же это — чистейшей воды случайность? Второе. В музее Клюни хранятся шесть шпалер из серии «Дама с единорогом» Упомянутая Вами в аннотации писательница Жорж Занд в 1847 году упомянула восемь шпалер. Так сколько же шпалер этой серии представлены на Вашей выставке? Восемь, шесть, две?.. Третье. Автор аннотации говорит о «высоком мастерстве» мануфактуры Жюля Пансю, об «излюбленных сюжетах века барокко» и прочей милой ерунде. Почему бы работникам музея честно не сказать посетителям, к какому же классу качества относятся выставочные шпалеры. И тогда станет вполне ясно, стОит ли посещать эту очень странную выставку, которую один из старых музейшиков-тургеневцев в частной беседе откровенно назвал «французским чесом по России». Четвертое. Вы пишете, что Ваша выставка удачно дополнена редкими изданиями из фондов Вашего музея. Но я не могу самостоятельно сделать свой собственный вывод о том, действительно ли удачно, или же, может быть, что и не вполне удачно, или совсем неудачно. В хороших музеях появилась добрая традиция ссылаться на представленность удачных дополнений к выставкам в Государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации. Я, конечно, гоню от себя прочь коварную мысль, что по какой-либо причине руководство Вашего музея скрывает от опубликования в Государственном каталоге редкие, как Вы указали, издания из фондов Вашего музея, но все-таки хотелось бы, чтобы Вы развеяли на этот счет всяческие сомнения. Рассчитываю получить от Вас терпеливые ответы на эти четыре моих абсолютно некомпетентных вопроса. Остаюсь с заверениями в моем искреннейшем к Вам почтении,

    1. Уважаемый господин Прохор Оглоблин!
      Рамки, вызвавшего Вашу критику пресс-релиза выставки французских гобеленов мануфактуры Жюля Пансю, не предполагает подробного научного комментария представленных экспонатов. Приглашаем Вас ближе познакомиться с материалами выставки, посетив очередной « Салон г-жи Виардо » , который состоится 7 мая с.г. в 14 час. в Лектории музея И.С. Тургенева.
      Полагаем, Вы сможете разрешить возникшие вопросы , а также оценить «без гнева и пристрастия» качество работ известной Мануфактуры , по праву удостоенной высокого звания «Живое наследие Франции»
      Кураторы выставки.

Comments are closed.