Зависть в сказках, записанных Иосифом Каллиниковым (ч.3)

Зависть в сказках, записанных Иосифом Каллиниковым (ч.3)

Святитель Иоанн Златоуст в «Слове о зависти» писал: «Ничто так обычно не разделяет и не разъединяет нас друг от друга, как зависть и недоброжелательство, – этот жестокий недуг, лишенный всякого извинения, и гораздо более тяжкий, нежели самый корень зол – сребролюбие. В самом деле, сребролюбец хоть радуется тогда, когда сам получает; завистливый же тогда радуется, когда другой не получает, считая собственным успехом неудачу других. Что может быть безумнее этого? <…> Поистине, не так червь ест дерево, или моль шерсть, как огонь зависти пожирает самые кости завистников и вредит чистоте души. Не погрешит тот, кто назовет завистников худшими зверей и демонов. Звери нападают на нас только тогда, когда они или нуждаются в пище, или наперед были раздражены нами, а эти люди, и будучи облагодетельствованы, часто относятся к благодетелям как обиженные. Равным образом и демоны, хотя к ним питают непримиримую вражду, не делают зла имеющим одну с ними природу, а эти люди ни общности природы не стыдятся, ни собственного спасения не щадят, но раньше тех, кому завидуют, сами подвергают наказанию свои души, наполняя их без причины и повода крайним смятением и унынием».

Григорий Богослов писал: «О, когда бы истребилась между людьми зависть, эта язва для одержимых ею, этот яд для страждущих от нее, эта одна из самых несправедливых и вместе справедливых страстей, – страсть несправедливая, потому что возмущает покой всех добрых, и справедливая, потому что сушит питающих ее! <…> «До того омрачены очи наши этой страстью или к суетной славе, или к богатству и этой страшной злорадной завистью, которая иссушает человека и справедливо сама себя снедает скорбью».

Богословы сходятся в суждениях. Они отмечают три аспекта явления. Зависть – первопричина других тяжелых грехов человеческих: убийств, воровства, прелюбодеяния. Нет более пагубной для человеческой души страсти, чем зависть, и нет более несчастного человека на земле, чем завистник. Все это подтверждают русские народные сказки, записанные Каллиниковым в селе Каменка.

Обратимся к сюжетам сказок. В сказке «Сухоручка» страсть зависти у злой жены не может утолиться ничем. Узнав, что Сухоручка родила ребенка от царевича, она подменяет письмо и царевич узнает, что жена его родила не младенца, а сшанёнка. Царевич получает фальшивое письмо, он расстроен новостями, пишет домой, чтобы до его возвращения новорожденного сохранили. Злая жена опять подменила письмо. Написала, что царевич велел выслать из царского дома обоих: и царевну и ребенка. Посол принес письмо. Сделали сумку, положили в нее ребенка, повесили на Сухоручку и выгнали их из царства. Чудесный старичок помогает Сухоручке обрести руки. Сказка заканчивается, как и положено, хорошо. Через несколько лет сын Сухоручки открывает отцу правду обо всем, что произошло с ним и его матерью. Царевич признает в мальчике сына, а в женщине – жену. Брата с женой жестоко казнят: привязывают к хвостам коней и пускают тех коней в чистое поле.

В сказке «Купец Иван Васильевич и Елена Королевна» купеческий сын освобождает от разбойников Елену Королевну. Они идут в церковь к обедне. А царь Цицарь видит Ивана Васильевича и Елену Королевну и не может Богу молиться: так нарядно они одеты. Сказочник не говорит, какие чувства испытывал царь, разглядывая богатые наряды купеческого сына и его жены, но последующие деяния свидетельствуют о том, что овладела царем зависть. После обедни царь сразу велел пригласить чужестранцев к себе. Он предложил Ивану Васильевичу обменяться крестами, стать братьями. А потом царь обманом похитил Елену Королевну. Ивана Васильевича заманили на корабль и сбросили в море. Чудом удалось спастись Ивану Васильевичу. Добрался он до города, в котором Елена Королевна с похитителем жила. Нанял квартиру. Сел у окна и начал песню на гуслях играть, а свадебный поезд как раз мимо следовал. Послала Елена Королевна слуг узнать, кто ее песню любимую играет. Вернулись слуги и доложили, что это Иван Васильевич. И тогда Елена Королевна Ивана Васильевича к отцу привела, как спасителя своего, а царя-похитителя к конскому хвосту привязали и в поле разметали.

В сказке «Бедный и богатый» классический сюжет: жили два брата – бедный и богатый. Бедный благодаря своей находчивости разбогател, завладев деньгами разбойников. Выстроил постоялый двор. Позавидовал богатый брат бедному, стал допытываться, откуда у того деньги. Тот не выдержал и все рассказал. Но зависть и жадность погубили богатого брата. Забыл он волшебные слова, которые отмыкали дверь из сокровищницы разбойников. Приехали разбойники и отсекли ему голову.

В сказке «Змей о двенадцати голов» царский сын нарушает запрет отца и выпускает из темницы на свободу Змея о двенадцати голов, что влечет за собой целую череду испытаний для 12-летнего царевича. В странствиях царевичу встречается водовоз, который обманом заставляет его дать расписку, что он-то и является царевичем. И вот царский сын на конюшне служит, а водовоза во дворец взяли. Во всех испытаниях освобожденный Змей помогает царскому сыну. Сказка оканчивается тем, что правда торжествует: отец сына за грех ослушания простил, царевич с царевной обвенчались, а водовоза-завистника на конюшню отправили.

 

Научный сотрудник Музея писателей-орловцев Самарина И.В.
Иллюстрация Алексея Шевченко