Все члены семьи З.Е. Серебряковой были так или иначе связаны с искусством. Отец, Евгений Александрович Лансере, профессионально занимался скульптурой малых форм. Мать, Екатерина Николаевна Бенуа, была дочерью известного петербургского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Ее брат, Николай Леонтьевич Бенуа, был выдающимся художником и известным деятелем искусств. В «доме Бенуа», как называли в столице особняк, в котором в разных квартирах проживали все родственники Зинаиды по материнской линии и прошло детство будущей художницы, наследницы родового таланта. З.Е. Серебрякова изучала живопись в частной художественной школе княгини М.К. Тенишевой, в Италии, затем в мастерской художника О.Э. Браза, близкого к кругам «Мира искусств». Она писала пейзажи, портреты, натюрморты. Среди известных картин: «Крестьяне», серия автопортретов, детские образы, серия рисунков и портретов балерин Мариинского театра. Работала над эскизами росписи Казанского вокзала в Москве совместно с А. Бенуа и Е. Лансере (1916г.). Уже одна из первых ее работ «Автопортрет. За туалетом» (1909г.) получила всеобщее признание не только у публики, но и у известных мастеров кисти, была куплена Третьяковской галереей. З.Е. Серебрякова одна из первых женщин, вошедших в историю русской живописи.
Катастрофа русской жизни 1917 года прошла через судьбу художницы. В 1919 году от тифа на ее руках умирает муж, разграблена и сожжена усадьба. Война, разруха, голод, безденежье и ответственность за большую семью – мать и четверо детей пали на ее плечи. В 1924 году после удачной выставки – продажи картин в Америке, на вырученные с которой средства она решается на отъезд во Францию в надежде поправить материальное положение. Она собиралась туда лишь на короткий срок, но судьба распорядилась иначе – она осталась там навсегда. Заказов у нее было очень много, она писала портреты, почти все вырученные деньги посылала домой, а их едва хватало, чтобы сводить концы с концами. З.Е. Серебрякова создала много портретов выдающихся деятелей русской культуры, оказавшихся в эмиграции: С. Прокофьева, С. Лифаря, К. Сомова, Д. Баланчина, дочери С.В. Рахманинова И.С. Волконской. Жизнь в Париже оказалась очень тяжелой и одинокой. Самым тяжелым испытанием, выпавшим на эмигрантку долю З.Е. Серебряковой, была разлука с семьей. В 1925 году к ней приехал сын Александр, а в 1928 году дочь Екатерина. Вплоть до 1946 года она не знала, живы ли ее дочь Татьяна и сын Евгений. О том, чтобы приехать на Родину, как это делали тогда многие русские эмигранты, не могло быть и речи – у нее не было денег. Похоронена художница на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа – скромное надгробие, простой белый крест, среди десятков тысяч таких же, оторванных от Родины выдающихся людей.
В фондовом собрании Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева в фонде писателя И.А. Новикова (ф. № 16) хранится графическая работа З.Е. Серебряковой, закупленная в 1989 году у его наследников. Название по КП «Две девочки». Со временем удалось атрибутировать это произведение. На картине изображены дочери З.Е. Серебряковой Таня и Катя. Это установлено путем сличения изображения с воспроизведенными другими портретами дочерей в альбоме: З.Е. Серебрякова. Избранные произведения». М., Советский художник, 1988г. Портретное сходство очевидно и не может вызывать сомнений. К их числу относятся «Девочки у рояля» (1922г.), автопортрет с дочерьми (1921г.), «Катя у елки в голубом» (1922г.), «Тата с овощами» (1923г.). Все эти портреты исполнены праздничности и яркости цвета и выражают стремление художницы передавать «радующую ее видимость».
Картина «Две девочки» из собрания Гослитмузея И.С. Тургенева представляет собой поясное, прямоличное изображение двух девочек младшего возраста, написанное на бумага французского производства с филигранями, произведенной из ткани размером 60,5х47,8см. Девочка слева одета в красное платье, в косу вплетен красный бант. С исключительным мастерством З.Е. Серебрякова передает живой блеск детских глаз. Справа ее сестра, одетая в синее платье с полосатой ставкой. Это эскиз, написанный темперой и гуашью. Датировка условная, исходя из внешнего вида Тани и Кати – первая родилась в 1912 году, а другая в 1913 году, это начало 1920- годов (1921-1922гг.). В семью И.А. Новикова картина попала из антикварного магазина. Подлинность авторства З.Е. Серебряковой подтверждена экспертным заключением специалистов Государственной Третьяковской галереи. Хочется предположить, что она не случайно привлекла внимание И.А. Новикова и его супруги Ольги Максимиллиановны, ведь в семье было двое детей – Марина (1912 года рождения) и Ростислав (1906 года рождения) – ее дети от первого брака, которых писатель воспитал и любил всю свою жизнь.
В ОГЛМТ картина экспонировалась на ряде выставок: выставка посвященная И.А. Новикову, «Раритеты трех столетий», а в 2010-11 годах в Москве в Галерее «Дом Нащокина», где были собраны несколько десятков работ З.Е. Серебряковой и Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им А.С. Пушкина, музеев Украины, Беларуси и многих известных музеев России. Она вошла в большой каталог, изданный Галереей к 125 –летию художницы.