А.С. Пушкин у истоков Собрания народных песен.

А.С. Пушкин у истоков Собрания народных песен.

          На одной из черновых рукописей А.С. Пушкина среди строк первой песни «Полтавы» и стихотворения «Воспоминания о Царском селе» сохранился набросок портрета неизвестного молодого человека, в котором впоследствии узнали Петра Васильевича Киреевского.

          П.В. Киреевский (1808-1856) – выдающийся русский философ, публицист, фольклорист возглавивший работу над знаменитым Собранием народных песен. Творческой лабораторией Петра Васильевича стало родовое имение Киреевская слободка в Орловской губернии.

          Знакомство великого поэта и «архивного юноши» состоялось 12 октября 1826 года в Москве, куда  Пушкин приезжает после Михайловской ссылки. Петр Васильевич, как и все семейство Киреевских, принадлежал к числу близких Александру Сергеевичу людей. Они часто встречались в литературных салонах, у общих знакомых и друзей.

          Надо заметить, что сближению Пушкина и Киреевского немало способствовал и С.А. Соболевский, известный эпиграммист и библиограф.  Перед отъездом за границу в 1828 году он перенёс в дом А.П. Елагиной (матери П.В. Киреевского) книги Пушкина, и поэт впоследствии переезжает за ними. Тогда же он оставил у Елагиных известный портрет  А.С. Пушкина, написанный в 1827 году В.А. Тропининым.  Здесь с него была снята первая копия, сделанная  Авдотьей Петровной; отсюда позже он был и похищен. На квартире у Елагиных выполнен силуэт Пушкина, и, как предполагают некоторые исследователи, Петром Васильевичем.

          А.С. Пушкин стал едва ли не главным вдохновителем Петра Киреевского в собирании народных песен.  В 1830 году, живя в Мюнхене, Петр Васильевич узнает  о готовившемся в России собрании песен и поручает своему слуге Радиону записать песни, сохранившиеся в его памяти.  А через год уже в подмосковном селе Ильинском Киреевский составляет обширную коллекцию фольклорных записей, высказывая готовность передать именно Пушкину их копии для публикации.        

          Однако, Александр Сергеевич решает по-своему.  Признавая авторитет Киреевского как знатока народной поэзии, Пушкин передает ему полномочия руководителя работы над Собранием народных песен. Это произошло, предположительно, 26 августа 1833 года в московском доме Киреевских, где А.С. Пушкин, С.А. Соболевский и С.П. Швырев единодушно приняли решение  передать свои записи (более 1000 текстов)  и руководство  подготовкой издания Петру Киреевскому.

          Пушкин продолжал интересоваться Собранием и в дальнейшем узнавал, как продвигается подготовка издания, записывал новые песни, пообещал написать предисловие к будущей публикации.

          В последний раз Киреевский виделся с Пушкиным будучи проездом в Петербурге в мае  1835 года. Он показывал материалы, отобранные  для издания.  В воспоминаниях о Пушкине, записанных Бартеневым, мы читаем: « Пушкин, с великой радостью смотрел на труды Киреевского, перебирал с ним его собрание, много читал из собранных им песен и обнаруживал самое близкое знакомство с этим предметом».

          Последние упоминание имени П.В. Киреевского в связи с песнями встречается в переписке Пушкина в 1836 году и в «Путешествии из Москвы в Петербург» : «Лучше было бы, если Радищев «…» поговорил нам о наших народных  легендах, которые до сих пор ещё не напечатаны и которые заключают в себя столь много истинной поэзии. Н.М. Языков и П.В Киреевский собрали их несколько  etc., еtc.»

          Ценным свидетельством работы Пушкина над Собранием песен является  составленный им в 1836 году список статей и рецензий, которые он собирался публиковать в журнале  «Современник».  Статьи уже подготовленные к печати или те, для которых отобран материал, отмечены крестом. Так в списке стоит «Собрание русских песен» — без знака. До конца своих дней Александр Сергеевич не оставлял мысли подготовить статью о песнях, а может быть, публиковать и сами песни в своем журнале.

          При жизни поэта Собрание народных песен не успело увидеть свет, однако пушкинские идеи были воплощены  и развиты Петром Киреевским.