"Ангелочек"

"Ангелочек"

         Ангелы 

Ангел присел на еловую ветку
Легкий, воздушный, почти невесомый.
Средь мишуры и шаров разноцветных
Кажется он неприметным и скромным

Он прилетел подарить утешенье
Душам смятенным в печалях погрязшим,
Радость, надежду, любовь и спасенье,
Стать верным другом, Хранителем нашим.

       Казалось ли Вам когда-нибудь, что вокруг стало слишком много…ангелов? Они мелькают и тут там, в названиях салонов, магазинов, розовые  купидоны изнемогают от спроса на 14 февраля, трубят в дудочки в виде  золотых кулонов и сережек, в изобилии теснятся гипсовые фигурки , раскрашенные в  разные цвета  на полках магазинов.   Среди огромного количества  милых вещиц и сувениров именно они  занимают первое место, ведь от созерцания кудрявых херувимчиков становится теплее на сердце.

Ангелы из гипса украшают  многие архитектурные шедевры по всему миру. Именно ими декорированы стены и потолки музейных ансамблей мира-Лувра и Эрмитажа, Собора Святого Петра в Ватикане, Центральный Костел в Праге, замки Флоренции и Соборы Парижа.

 Ангелы появляются в произведениях искусства со времен раннего христианского искусства, и они были очень распространены  в византийской и европейской  живописи и скульптуре.

 Образ ангела часто  присутствует  в произведениях зарубежной литературы, русской литературы XIX–XX веков, также в художественном творчестве  современных авторов. В поэзии А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтова, Ивана Бунина, Анны Ахматовой ангел выступает в роли хранителя, помогающего человеку  преодолеть испытания, найти свой внутренний свет, сбросить оковы тоски и разочарования, духовно возродиться. Ангел помогает любящим встретиться (А. Ахматова), ангел – воплощение хрупкой мечты у Блока, является воплощением всего лучшего (Лермонтов).

 Рассказ «Ангелочек»  Леонид Андреев посвятил своей жене  Александре Михайловне Велигорской. Произведение имеет автобиографическую основу: в детстве у писателя однажды также растаял ангел. Герой рассказа Л. Андреева  Сашка, говоря современным языком, трудный подросток с девиантным поведением. Он озлоблен и внутренне закрыт,  мстит миру за подавление собственной личности, индивидуальности. Сашка делает это теми способами, которые приходят ему в голову: бьет товарищей, грубит, рвет учебники.

Даже на празднике герой держит себя высокомерно. В душе его царит раздражение.

 «Сашка был угрюм и печален — что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце. Елка ослепляла его своей красотой и крикливым, наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и скопившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки», — пишет Л. Андреев. И вдруг Сашка видит на этой ненавистной елке то, без чего его жизнь была пуста, — воскового ангелочка. Этот ангел не просто раскрашенный херувимчик, выражение ангелочка неуловимо, это не радость и не печаль, а какое-то иное чувство, для обозначения которого автор долго не находит названия. Сашка, увидев ангелочка, шепчет лишь одно слово: «Милый». Герой просит дать ему ангелочка, а когда ему пытаются отказать, падает на колени, и выпрашивает себе игрушку. Получив ее, герой буквально преображается.

Рассказ Андреева можно анализировать  в самых разных аспектах, как и все талантливые  произведения. Но задумывался ли писатель, как много он дал им  для вещи важнейшей — педагогики?

Мир современного человека становится все более жестоким, агрессивным и механистичным, это мир компьютерных игр, идеализации индивидуализма, зон комфорта и личного пространства как наипервейших ценностей, нивелированности  личности, творения добрых дел в преддверии праздника на камеру и публику.

В жизни каждого учителя, особенно современного, очень часто встречаются эпизоды и порой длительные проблемы, связанные с проявлениями характера, с поступками таких  « трудных» подростков. Причины тому могут быть самые разные, это и семейная обстановка,  и неразделенная любовь, и просто переходный возраст. Грубость и дерзость являются зачастую просто защитой от враждебного мира.  Время сегодняшнее особенно обострило и сделало актуальными проблемы социальные. Одного ребенка заваливают новыми гаджетами, возят на экзотические острова, а родители другого с трудом находят средства на еду. Очень важно педагогу постараться всё увидеть и всё понять,  правильно отреагировать, помочь сделать это другим детям, не уподобившись учителю Розанову, чуть было не сломавшему жизнь подростку. Прочитав рассказ Л. Андреева «Ангелочек», как никогда начинаешь понимать, что происходит в «изъявленном» сердце человека.

И Андреев, и Блок в « Сусальном ангеле» дают нам увидеть в образе воскового и сахарного ангелочков символ светлого и доброго чувства, которое живет в глубине каждого ребенка, даже если с виду он злой и неисправимый.

И, может быть, не случайно  ангелы не только не только не  ушли из нашего теперешнего совсем не теплого, расчетливого, погружающийся  в стерильный онлайн и бездушие века. Их стало много последнее время вокруг. Может быть, они хотят нам сказать что-то важное?