Будем помнить: памяти Н.М. Кирилловской, В.Н. Блинова, М.Е. Петуховой

Будем помнить: памяти Н.М. Кирилловской, В.Н. Блинова, М.Е. Петуховой

// Тургеневский ежегодник 2020 года/ Сост. И ред.- Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «ОРЛИК», 2020.- 420 с.   

 

пройдут, перед очами…»

                                       К. Бальмонт

 

2020 год стал годом невосполнимых утрат. Во время пандемии коронавируса ушли из жизни трое верных друзей музея, членов Тургеневского общества, авторов «Тургеневских ежегодников».

 

Нина Максимовна Кирилловская

 

Свою статью в сборник «Моя жизнь в культуре» Н.М. Кирилловская начала словами: «Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что мой путь в культуре начался с детского сада. Уже тогда я декламировала, пела, танцевала, участвовала в физкультурных номерах.

Во время оккупации Орла, находясь в эвакуации, я выступала в госпитале».

Она не стала ни актрисой, ни певицей, ни балериной. Она стала рядовым культуры, проявив себя на разных её направлениях: была лектором, литсотрудником в газете, охраняла памятники истории и культуры. Но истинным её призванием оказалась музейная деятельность, которой она посвятила большую часть жизни, отдавая музею всю себя. Стачала областной краеведческий музей: научный сотрудник, заместитель директора, директор.  С января 1973 года Нина Максимовна – директор Государственного музея И.С. Тургенева. Выйдя на пенсию, она возглавила общественный музей истории Орловского бронетанкового училища.

Работа в краеведческом музее привлекла её творческим разнообразием. Как научному сотруднику ей приходилось выступать исследователем, экспозиционером, собирателем, архивистом, художником, лектором, педагогом. Находясь на должности заместителя директора по научной работе, большое внимание уделяла преподавательской деятельности, разрабатывала и углубляла темы: «Женское движение на Орловщине в 1920-30-х годах», «Культурная жизнь в Орле и губернии в предвоенные годы», «Орловская область в годы Великой Отечественной войны и другие.

Постоянно публиковала статьи в местной печати, выступала по телевидению и радио, читала лекции по краеведческой тематике. Участвовала в составлении сборника «Полвека борьбы и побед».

Будучи директором музея, продолжала заниматься творческой и научно-просветительской деятельностью, сочетая её с административно-управленческой работой. Возглавляемый ею областной музей входил в число лучших учреждений не только области, но и региона.

Новый этап жизни Н.М. Кирилловской начался после перехода в Государственный литературный музей И.С. Тургенева.

И здесь, как и в краеведческом музее, её работа характеризовалась стремлением к укреплению материальной базы музея, совершенствованию экспозиций, развитию культурно-просветительской деятельности.

Новый музей, новые темы, новые проблемы. Главным делом для неё в это время становится воссоздание усадебного дома в Спасском-Лутовинове. Пришлось проявить большую настойчивость, затратить много энергии, чтобы давняя мечта орловцев и всех поклонников таланта великого писателя воплотилась в действительность. 25 сентября 1976 года состоялось торжественное открытие дома И.С. Тургенева. И в этом огромная заслуга Н.М. Кирилловской, удостоенной звания «Заслуженный работник культуры» (1978).

Работа по восстановлению Тургеневского дома в Спасском-Лутовинове шла параллельно с реставрацией дома, в котором 2 июля 1974 года был открыт первый и до сих пор единственный  в стране Музей Н.С. Лескова.

Занимаясь ремонтами, строительством, административными вопросами, Н.М. Кирилловская не забывала и научную работу. Её статьи о музеях, их истории, содержании работы публиковались в сборниках Орла, Курска, Москвы, Санкт-Петербурга и даже Парижа.

Для нас особенно дорого то, что и будучи пенсионеркой, Кирилловская не порывала связи с нашим музеем. Она принимала участие практически во всех музейных проектах. Почти во всех «Тургеневских ежегодниках» публиковались её статьи. Активно участвовала в работе Тургеневского общества. Советы Нины Максимовны, правильные и деликатные, помогали находить решение многих вопросов.

Н.М. Кирилловская снискала себе известность и как неутомимый общественный деятель. Она являлась бессменным членом правления  областной организации Всероссийского общества «Знание», неоднократно избиралась депутатом городского Совета. На протяжении двух десятилетий состояла членом Совета по музеям Министерства культуры РСФСР, много лет входила в состав президиума ВООПИК, была заместителем Председателя этой общественной организации. В городском совете ветеранов войны и труда руководила работой комиссии по культуре. Её хорошо знали в орловских школах и ВУЗах, с ней на улицах здоровались порой совершенно не знакомые ей люди. Её голос звучал по радио и на торжественных встречах и митингах.

Общественно-просветительская деятельность заслуженного работника культуры Н.М. Кирилловской отмечена рядом правительственных наград, в том числе  медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Её имя внесено в Книгу Почета г. Орла.

Ушла из жизни Нина Максимовна Кирилловская накануне профессионального праздника, Международного дня музеев. Ей было 89 лет.

Светлая Вам память, Нина Максимовна.

Л. Дмитрюхина

 

Владимир Николаевич Блинов

 

Приезд в Орел в августе 1978 года художника-дизайнера Владимира Николаевича Блинова, конечно, был удачей для нашего города. Блестящий выпускник Мухинского училища, он соединял утонченную культуру северной столицы с собственным художественным даром, безупречным вкусом и неустанным творческим поиском. В быт губернского города О.» он внес ощутимую нотку праздничности. Надо думать, это качество было свойством его натуры и вскоре не преминуло сказаться в экспозиционных работах орловских литературных музеев.

Наступала эпоха перемен. Накануне 170-летнего юбилея Тургенева мы задумали радикально изменить  нашу экспозицию, посвященную жизни и творчеству классика. Но прежде следовало осуществить апробацию новых идей в пространстве  большой выставки «Тургенев и его окружение». Тогда-то нам посчастливилось работать с В.Н. Блиновым. Время было непростым – советская власть на излёте, налицо дефицит средств. Впрочем, тогда ещё значение культурного наследия оставалось безусловным, чем мы и воспользовались, представив огромное количество новых экспонатов из музейных хранилищ и частных коллекций из разных городов России в принципиально новых формах.

Работа над выставкой с таким замечательным художником-дизайнером как В.Н. Блинов была для нас, музейщиков, и школой, и залогом успеха.

Выставка получилась, поистине, грандиозной. Гармонический образ писателя «прочитывался» и в изящных витринах, и в прозрачных модулях, закрученных сверху в виде арки, и в «одежде окон».

Ключевым словом художественной концепции выставки, предложенной В.Н. Блиновым, стало определение Дм. Мережковского, писавшего о Тургеневе как о гении меры и гармонии. Именно такой образ великого писателя предстал тогда посетителям нашего музея – изящный, приветливый, гармоничный. В известной мере он отразил образ самого художника, которого мы тогда узнали и полюбили.

В.Н. Блинову удалось осуществить ещё ряд экспозиционных проектов на площадках литературных музеев Орла: легкий и воздушный «образ « музея Грановского объединил «под одной крышей» сонм весьма разных деятелей отечественной культуры; таинственный колорит музея Н.С. Лескова в чем-то напоминал икону старинного письма; в художественном решении музея И.А. Бунина доминировало сочетание белого цвета с серебряными оттенками и отражениями в стекле…

При этом художник, исполнявший главную партию в ансамбле экспозиционеров, всегда внимательно слушал коллег-музейщиков, вникал в малейшие детали.

Счастливый случай подарил нам возможность поработать над экспозицией народного музея в Орловском Полесье, на этот раз – с замечательной командой энтузиастов Дома культуры с. Ильинское.

Ильинцы во главе с директором Дома культуры Л.Н. Нелюдимовой решили создавать в селе краеведческий музей с литературной составляющей. К тому времени мы были уже хорошо знакомы. Под музей приспособили маленький деревянный домик с узким коридором и крошечной верандой. Довольно быстро удалось собрать интересную коллекцию. Мы предложили свою концепцию. Нам хотелось представить собранные артефакты в ритмах и образах традиционного крестьянского уклада, подчиненного смене времен года. Рассказали о замысле Владимиру Николаевичу. Без лишних раздумий он откликнулся – работа закипела, скоро был представлен эскиз экспозиции музея «Тургеневское Полесье».

С низенького крылечка попадаешь в сени, пахнущие сухими травами. В коридорчике невольно останавливаешься перед каждой фотографией – зарисовками быта местных жителей известного фотохудожника А. Широбокова.

Ступаешь по полу, устланному нарядными половичками, сотканными здешними мастерицами. Каждый зал открывается картиной полесского пейзажа: лето, осень, зима, весна: тут фрагменты древних орудий труда, там охотничий рожок, дальше громкоговоритель времен Отечественной войны, пожелтевшие фронтовые письма… «Маленькой крепостью русского духа» назвал один журналист открытый тридцать лет назад музей, созданный коллективом единомышленников, творческой волей замечательного художника. Владимир Николаевич полюбил этот край. Пройдет время, и он выберет Полесье местом постоянного проживания.

С присущей ему душевной щедростью  он будет дарить свой талант, свои идеи и труд нуждающимся. Будучи одним из учредителей Тургеневского общества в Орле, он в течение ряда лет являлся членом Правления Общества. В пору, когда недуг уже коснулся его, он все так же спешил на помощь: приезжал из своего Полесья, чтобы помочь подобрать колер для обновленной экспозиции музея Тургенева, чтобы предложить свою версию обустройства Дворянского гнезда, подарить к юбилею Тургенева иллюстрации, упаковать картины в дар Донецкому музею «Арт-Донбасс»…

Словно гром грянула весть о его кончине. Он ушел, что называется, на лету, стремительный, полный творческих замыслов – тем, «чем красится и возвышается жизнь». Это о таких, как он, сказал поэт?

 

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

                                                                                              Л. Балыкова

 

Марина Евгеньевна Петухова

 

Марина Петухова была совершенно удивительным, литературно одаренным, очень скромным, улыбчивым, сердечным человеком.

 В юности в доме Марины, тогда еще Митиной, нередко собиралась молодежь. Друзья разъезжались, и она писала им письма, больше похожие на литературные очерки или рассказы. Адресаты перечитывали их по нескольку раз и читали своим товарищам. Письма не вмещались в один конверт, и ей приходилось посылать их несколько штук на один адрес. Она собиралась окончить  МГУ и стать психологом. А еще она отлично бегала, и московский тренер предлагал ей с сестрой  сделать карьеру в легкой атлетике.

Тяжелая травма, полученная в выпускной год, резко сузила горизонты. Марина устроилась на  работу и, окончив Орловский машиностроительный институт, уже не связывала свою судьбу с гуманитарной сферой. Математику она тоже любила, и потому не тяготилась своей работой.

В конце 90–х годов предприятия закрывались. Работы не стало. Но руку деятельной помощи Марине Петуховой протянул Виктор Анатольевич Ливцов, возглавлявший Орловское отделение ВООПИИК. Он предложил ей должность ответственного секретаря отделения. Новая работа захватила Петухову, она подарила ей общение с интересными людьми, радость архивного поиска и радость творчества. В ее жизни открылась новая глава, в которой важное место заняла  судьба и поэзия Евгения Аграновича, родившегося в Орле. Марина стала восстанавливать «белые пятна» в его биографии «орловского» периода. Она стала душой и деятельной силой «водружения» имени Евгения Аграновича в его родном городе. Ей принадлежит повторное открытие поэта на малой его родине. Она уточнила дату рождения поэта, отыскала в архиве его орловские адреса, разыскала всё, что было связано с пребыванием Аграновичей в Орле.

Ее статьи о поэте регулярно печатались в Тургеневских ежегодниках. Ее находки в Государственном архиве Орловской области вошли в сборники научных конференций. Марина Евгеньевна Петухова стала членом Российского общества историков-архивистов. В 2020 году в издательстве РАНХ и ГС вышла ее книга «Вечный огонь Евгения Аграновича» – итог ее многолетних трудов.

Марина «подружила» с поэтом Тургеневский музей и библиотеку имени И.А. Бунина. Она добилась, чтобы в Орле с помощью ВООПИИК, Орловского государственного архива и множества неравнодушных граждан появилась мемориальная доска Евгению Аграновичу на месте дома, в котором он начал свою жизнь.

Когда в музее писателей-орловцев готовилась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Е.Д. Аграновича, Петухова, активно участвовавшая в подготовке, передала в музей подборку своих публикаций о поэте и его братьях – Леониде Аграновиче, известном кинорежиссере и сценаристе, и Александре Левикове, поэте и публицисте, авторе неувядаемых строк

«Трое суток шагать, трое суток не спать

Ради нескольких строчек в газете…

Если снова начать, я бы выбрал опять

Бесконечные хлопоты эти»…

По приглашению Петуховой А. Левиков посетил Орел.

Петухова разыскала московский адрес Е.Д. Аграновича и стала переписываться с ним. К несчастью, их встреча не состоялась. Поэт ушел из жизни буквально накануне приезда Марины в Москву. Но перед Петуховой тогда раскрылся широкий круг друзей и родственников поэта. Началась переписка и незабываемые встречи, а с ними – новое узнавание поэта. Сотни ее писем, адресованных друзьям Е.Д. Аграновича, ставших и ее друзьями, –  это беседы умного, талантливого, образованного человека, тонкого лирика. Раньше такие переписки публиковались отдельными томами.

Марина была дружна с родственницей поэта Анной Пиотровской; с Владимиром Альером, исследователем бардовской песни, участником песенных фестивалей. Она состояла в переписке с двоюродным братом поэта А. Левиковым. Она хорошо знала Петра Андреевича Трубецкого, руководителя АНО «Архивная служба авторской песни», и его мать Елену Владимировну Трубецкую, известного архитектора, человека непростой судьбы, в 50-х годах работавшую в Орле, и записала беседы с ней. Она собиралась написать о Елене Трубецкой, но не успела.

Марина Петухова вернула в историю живописи имя художника Петра Киселиса, одного из основателей АХРР, как казалось, навсегда вычеркнутого из истории в роковом 1937 году.

Она родилась в послевоенное время. Но события войны всегда волновали ее. О своих родных на войне, о партизанке Зое Григоровой она записала рассказы-воспоминания.

И еще. На протяжении десяти лет Марина Петухова была, по сути, хроникером культурной жизни Орла и не только Орла. Ею были отсняты сотни сюжетов о людях и событиях 10-х годов XXI века, сделаны их фотопортреты. Когда-то этот ее фонд  станет важным свидетельством истории.

Когда она позволила себе писать, оказалось, что у нее прекрасное, поэтичное перо. Ее рассказы печатали московские сборники. Вот-вот выйдет в свет ее книга «Из горсточки неведомых семян». На ее страницах – возвращенные имена, вернувшиеся из забвения люди. Имя Марины Петуховой тоже не будет забыто. То,  что она оставила нам, бесценно.

Е. Ашихмина