Катарсис. Патопсихология Леонида Андреева.

Катарсис. Патопсихология Леонида Андреева.

    Есть просто писатели. А есть гениальные писатели. Отличаются они от первых так называемым нестандартным мышлением, кое в отличие от  мышления стереотипного, конвергентного, направленного на решение задачи с помощью четкого алгоритма действий, называется дивергентным. Направлено оно на поиск целого спектра ответов на одну и ту же задачу, оно свободно от стереотипов, не боится нового и неизвестного, оно именно создает, а не копирует. Впервые рассказ Леонида Андреева «Бездна» увидел свет в 1902 году. Андреев написал рассказ немного раньше – в 1901-м.

 Сюжет рассказа: пара наслаждается общением друг с другом, с четырёх часов дня  они загулялись до самого позднего вечера, когда уже стемнело, и забрели в странную глушь, не понимая, где они очутились. У девушки — одна надежда на своего спутника. Паренёк видит, что попали они в нехорошее, опасное место. Из земли и глины начинают вылезать леденящие душу  грубые женщины, существа мира другого. Молодые люди  натыкаются на трёх подвыпивших мужиков, они пристают   к паре, девушку насилуют, парень теряет рассудок, и в итоге тоже набрасывается на девушку.

В произведении условно можно увидеть четыре части: это сентиментальный закат, зловещие сумерки с людьми — зомби, и  кульминация — явление бессознательного зверя из бездны.

На автора обрушивается бурная и агрессивная критика. Стереотипность мышления читателей – современников, при всем том, что Андреев намеренно эпатировал их, приводит к тому, что творческий эксперимент Андреева относят к стилю французского натурализма.

Бездна … Что это? У этого слова имеется несколько значений: пространство неведомой глубины, пропасть, гибель, мрак, ад. Какую же бездну рисует Леонид Андреев?  Одна эта бездна, или много? Что кроется в них? В каких глубинах разума следует искать ее лабиринты?

В практиках психоанализа, в литературе, философии, использование  метода катарсиса  явление нередкое.  Катарсис, или метод отреагирования эмоций, осмысления психологической травмы  был разработан в  психотерапии и впервые был использован Й. Брейером и З. Фрейдом в работе «Исследования истерии». Он был создан для анализа и выявления мотивов поведения человека. Эмоциональный катарсис рассматривается, как совокупность способов выявления переживаний и действий человека, которые обусловлены неосознанными мотивами. Методики позволяют выявить вытесненные представления, выявить болезненные и проблемные тригерры.

Все искусственное и наносное в человеке в условиях смоделированного писателем эксперимента в один миг слетает, обнажив самое дно колодца человеческой души. Глубина того, что кроется в подсознании, поражает. На поверхность выползают все низменные инстинкты животного начала.

В центре произведения – эксперимента психологическая проблема, уходящая в глубины  разрыва двух « Я»: поверхностного, визуализируемого, и глубинного, подсознательного и скрытого. Подобный опыт мы можем наблюдать и у Достоевского. По своей структуре это дискуссии голосов внутреннего Я одного и того же человека. Но запущенный эксперимент встречает неожиданное препятствие. Психотехнизация как рафинированная техника, не всегда способна, а зачастую просто не может раскрыть внутреннюю, культурно-обусловленную причину психологической проблемы, уходящей в глубины сумерек сознания русской души.

 Автор активно  использует свой излюбленный тревожный красный цвет. Это символ агрессии и тревоги. В отличие от «Красного смеха» здесь он приобретает  более  багровые  оттенки. Он активен: «красным раскаленным углем пылало солнце», «красный закат выхватил высокий ствол сосны» ,    «золотисто — красным ореолом светились волосы девушки», «губы стали красными, почти кровавыми».  Затем, как в театре, свет меняется, включается серый и черный свет. Это символ тупика, подсказка, что пара зашла не туда, заблудились. Леонид Андреев способен утянуть читателя  в самые темные   души. Творил писатель в век сложный, лихорадящий, надрывный, с все более ускоряющимся темпом исторического и психологического времени, поиском  авторами  в творчестве моделей экстремальных жизненных ситуации.

С потребностью изживания потрясений и конфликтов связывается такое базовое понятие патопсихологии, как катарсис. Леониду Андрееву был талант  творить в пространстве своего рода  трехмерном и визуально активном. Сопереживание, сострадание, страх и другие эмоции в результате испытываются зрителем  в полном объеме, с идентификацией   творящим насилие и жертвам. Время явит миру значительно позже и фильм — катастрофу, и хоррор, боевик, криминальную драму. Но именно модель авторского катарсиса не просто снимает, а стремится осмыслить страхи и темные глубины человеческой души.