Орловский дом Леонида Андреева: до и после

Орловский дом Леонида Андреева: до и после

Летом 2017 года дом-музей Л.Н. Андреева закрыли на ремонт. Прошло почти два года. Недавно узнала: дом-музей почти готов и скоро откроет свои двери перед посетителями. ОрёлТаймс попросил заведующую музея Татьяну Полушину провести экскурсию по обновлённым залам. 

Дом Леонида Андреева соседствует с современными коттеджами

Единственный в мире музей Леонида Андреева можно легко узнать среди других частных домов. Зелёное здание с уникальной резьбой сразу же выделяется своим колоритом.Невозможно пройти мимо, не осмотрев резьбу.

Невозможно пройти мимо, не осмотрев резьбу стен

Никакого линолеума!
– Поменяли крышу, обшивку дома, потому что предыдущая облицовка превращалась в труху, – рассказывает Татьяна Полушина. – Знаменитые коридорные брёвна, правда, пришлось заменить – старые сгнили.

Отрадно, что крыльцо и порожки не претерпели изменений — знакома нам печальная история с порожками музея Н.С. Лескова… Даже надпись «для писем» на входной двери осталась на месте как важное свидетельство ушедшей эпохи. Правда, щель заклеили, чтобы любопытные не заглядывали внутрь во время ремонта.

Крыльцо осталось без изменений
Щель для писем заклеили, чтобы любопытные не заглядывали внутрь во время ремонта
Татьяна Полушина пришла работать в дом-музей девять лет назад.
– Первая проблема — текла сильно крыша, не спасали даже вёдра, – вспоминает заведующая музея. – Второй проблемой был пол – в нём были огромные щели. Очень боялась, что придёт какая-нибудь группа в сорок человек и провалится…
Сотрудники музея мечтали о капитальном ремонте. Решение о восстановлении здания приняло Министерство культуры, выделив средства на ремонт музеев Орловщины к 200-летию И.С. Тургенева. С тех пор главной работой руководителя музея стало следить за сохранением облика здания и контролировать, чтобы не изменили важных деталей интерьера. Никакого линолеума и блестящих обоев!
Главное при реставрации — сохранить особенности дома. Даже некоторые мелкие детали остались в первозданном виде: например, на новые окна, к слову, деревянные, поставили старые шпингалеты.
Старые шпингалеты поставили на новые окна

– Не только историческая правда формирует отношение к дому, — рассказала Татьяна Полушина, – 28 лет, что существует музей, посетители привыкли к его образу. И нам важно сохранить его.

«Четыре окна выходят на тихую мощёную улицу…»

Леонид Андреев не делал описаний интерьера дома в мельчайших деталях. Когда музей создавался в 90-ых, встал вопрос, как его обставить. Отталкивались от стиля мещанских комнат XIX века и описаний в пьесе Андреева «Младость». Заведующая вспоминает: когда открывали музей в 1991 году, в экспозиции не было мебели из Финляндии. Показывали только «орловский период» жизни писателя – гостиную, кабинет отца и спальню матери. Но в обновлённом музее будут комнаты «финского периода». Их обставят мебелью, которая сохранилась из дома Андреева в Финляндии.

Исторический факт: писатель любил сочетать абсолютно разные цвета. И данная особенность также отражена в новом интерьере: стены в комнатах финского периода жизни Андреева окрасили в болотно-зелёный, а гостиную – в сине-голубой. Цвета выбраны под прежние обои. Доходит и до перфекционизма: работники музея хотят повторить их узор на новых стенах. Думают о том, чтобы нанести его с помощью трафаретов, но боятся испортить уже готовые стены.

Рояль в гостиной не покидал стен дома Андреева во время ремонта

Пока комнаты пустые. В доме нет ничего, кроме громоздкого шкафа, стола и рояля — инструмент, сохранившийся с андреевских времен, не отважились вывезти из дома. Его, как и другие предметы мебели, обмотали плотной плёнкой. Экспонаты завезут в последнюю очередь. По словам Татьяны Полушиной, осталось докрасить и выровнять пол и доделать мелкие работы. Кстати, пол сделан из дуба.

– Сначала боролись за пол, – вспоминает Татьяна Викторовна. – Нам нравились ямы и трещины на прежнем покрытии, потому что мы полагали, что они – со времён Андреева. Однако эксперты выяснили: пол – 50-х годов прошлого века. Бороться стало не за что…

Пол, конечно же заменили. Также построили новые кирпичные столбы в основании дома, поставили утеплитель и заменили старые трубы. Изменились и батареи: новые сделаны с дизайном под старину и выглядят дорого. Окна не просто поменяли, но и сделали их точную стилевую копию. Заменили окна и соседям.

Комната, в которой будет выставляться финский период жизни писателяНовые батареи – первое, что бросилось в глаза

Свиридовский вопрос

Не все знают о том, что дом-музей разделён на две части: одна – музейная, вторая – жилая. После смерти отца Леонида Андреева семья разорилась, продала дом и переехала в Москву. Последний раз здание перепродали в 1912 году семье Свиридовых. Так и жили они там до 1989 года… А потом власть решила сделать музей. Но для этого надо было выкупить дом, где проживала не одна семья. Однако удалось это сделать только наполовину. Во второй части дома Андреева до сих пор живут люди, которые в своё время были не прочь переехать в новый дом, но отказались выезжать в квартиру, а им предлагали именно второй вариант.

Заведующая музеем Татьяна Полушина

 

Я спросила, как соседи отнеслись к реставрации?

 – Ситуация не очень лёгкая — ремонт есть ремонт, – ответила Татьяна Полушина. – Много строительного шума, в том числе и музыка, которую слушают рабочие. Они, кстати, очень стараются: поменяли ворота и забор, хотя в смету это не входило… Соседи устали. Им всё тяжелее ухаживать за домом, и они задумываются о переезде.

Конечно, было бы идеально, если бы все комнаты принадлежали музею. Ведь каждый сантиметр дома Андреева несет в себе историческую ценность и уникален. Но пока вопрос с соседями остаётся без ответа.

Закрыт навсегда?

Если набрать в поисковике: «Дом-музей Андреева», то интернет выдаст геолокацию здания с подписью «Закрыто навсегда». Я не могла не спросить: приезжали ли туристы в разгар реставрации?

– Везде на сайтах была информация, что дом закрыт на ремонт, — рассказала Татьяна Полушина, – но не все сейчас в интернете. И туристы-«одиночки» приезжали к закрытым дверям.

Татьяна Полушина очень трепетно относится к поклонникам творчества писателя. Некоторые из них проделывали долгий путь, чтобы попасть сюда. Однажды приехала супружеская пара из Москвы.

– Я не представляла, как пущу их внутрь, – вспоминает заведующая. – Они просили хотя бы постоять рядом. Женщина прижалась к стенам дома и, чуть не заплакав, сказала, что Андреев много значит для неё. Пришлось показать им подвал – это был единственный готовый объект на то время.

Леонид Андреев – сложный литератор, он не так понимаем и близок, как Толстой или Тургенев. Но любовь к нему поистине уникальна. Приходят иногда молодые люди и не просят экскурсий: просто хотят посидеть, почитать книги писателя в стенах его дома. Однажды приходил парень со словами: «Хочу постоять в доме человека, который написал «Дневник Сатаны»».

Вообще с названием незаконченной книги Андреева связано много забавных ситуаций. Как-то раз таксист, подвозивший заведующую музея, спросил у неё: «У моей дочери настольная книга «Дневник Сатаны» – это нормально?».

Атмосфера дома

Иностранные туристы, приезжающие в Орёл, включают дом Андреева в список маршрутов. А увидев его, говорят: «Здесь русский дух». Примечательна и улица Панчука, где он стоит, – сохранились множество колоритных домов. В их числе и полуразвалившаяся избушка, в которой жили Трепловы – прототипы героев известного произведения «Баргамот и Гараська». К сожалению, домик находится в запущенном состоянии и заниматься им уж точно никто не будет. А жаль: ведь можно было бы сделать исторический квартал и проводить тематические экскурсии.

По словам Татьяны Полушиной, дом Леонида Андреева больше является «домом», чем музеем. Даже экспонаты не подписаны – все они в едином сочетании представляют свидетельство прошлой эпохи.

Главная особенность музея – атмосфера позапрошлого века и тот самый «русский дух». До ремонта здесь собирался орловский клуб «Среда», в который входили актёры, писатели, художники, журналисты. Они делились своими находками, обсуждали злободневные темы и творчество. Пока неизвестно, будут ли продолжаться эти встречи. Татьяна Полушина надеется, что дом Андреева не забыт интеллигенцией, а после открытия культурная жизнь в нём возобновиться.

Когда откроют дом?

Точной даты пока неизвестно. Пока комиссия из Москвы, а именно она будет принимать ремонт, не приезжала в Орел.

– Мы должны не просто сдать дом, распахнув двери, но и подготовить мероприятия, — рассказала Татьяна Полушина. – В этом году исполняется 145 лет дому, а 21 августа – день рождения писателя. Необходимо завезти экспонаты, оформить для них документацию. Конкретную дату называть ещё рано, но мы хотели бы справиться со всем этим до осени.

Надеемся, что летом двери музея откроются для гостей
 
Автор: Анна Лобанова