Памятник Н.С. Лескова и его персонажи.

Памятник Н.С. Лескова и его персонажи.

Памятник Н.С. Лескову.

В городе Орле многое связано с именем великого русского писателя Николая Семёновича Лескова: улица, библиотека, школа №27 носит его имя; в 1974 г. открыт единственный в России литературно-мемориальный музей писателя.

В старой части Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Лесков, и церковью Михаила  Архангела, окрестности которой стали местом действия произведений писателя, в июне(11)1981 года открыт памятник. Навсегда Лесков поселился вместе с героями своих произведений: «Левша», «Очарованный странник», «Леди Макбет…», «Тупейный художник», «Соборяне». Все они связаны с малой родиной их создателя.

Памятник установлен в честь 150-летия со дня рождения Н.С. Лескова. Авторы памятника-заслуженный художник РСФСР Ю.Г. Орехов,  лауреат премии Ленинского комсомола Ю.Ю. Орехов, заслуженные архитекторы РСФСР В.А. Петербуржцев и А.В. Степанов. В 1982 году авторы памятника удостоены Государственной премии СССР.

Место для памятника выбрано неслучайно — это церковь Михаила Архангела (2-половина 19 века), в которой Лесков не раз бывал вместе со своими родителями. Она упоминается в его произведениях: рассказах «Юдоль» и «Несмертельный Голован», очерке «Дворянский бунт в Добрынском уезде».

Лесков изображен сидящим на диване, а на колоннах  его герои. Давайте вместе вспомним фрагменты из произведений писателя, которые так гармонично подходят постаментам, оживляя персонажей Лескова.

Рассказ  «Тупейный художник»: «И вот, чтобы никто не мог воспользоваться услугами такого неподражаемого артиста, как Аркадий,  — он сидел «весь свой век без выпуска и денег не видал в руках отроду». А было ему тогда уже лет за двадцать пять, а Любови Онисимовне девятнадцатый год. Они, разумеется, были знакомы, и у них образовалось то, что в таковые годы случается, то есть они друг друга полюбили. Но говорить они о своей любви не могли иначе, как далекими намеками при всех, во время гримировки.

   Свидания с глаза на глаз были совершенно невозможны и даже немыслимы…

…пришел в театр как раз в свое время и стал меня убирать, а сам весь трясется. И как завьет мне один локон и пригнется, чтобы губами отдувать, так все одно шепчет: «Не бойся, увезу»».

Очерк «Леди Макбет Мценского уезда»: «В конце февраля Сергею и купеческой третьей гильдии вдове Катерине Львовне объявили в уголовной палате, что их решено наказать плетьми на торговой площади своего города и сослать потом обоих в каторжную работу. В начале марта, в холодное морозное утро, палач отсчитал положенное число сине-багровых рубцов на обнаженной белой спине Катерины Львовны, а потом отбил порцию и на плечах Сергея и заштемпелевал его красивое лицо тремя каторжными знаками. Во все это время Сергей почему-то возбуждал гораздо более общего сочувствия, чем Катерина Львовна. Измазанный и окровавленный, он падал, сходя с черного эшафота, а Катерина Львовна сошла тихо, стараясь только, чтобы толстая рубаха и грубая арестантская свита не прилегали к ее изорванной спине».

Повесть «Очарованный странник»: «…и промежду всей этой публики цыганка ходит этакая… даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем. Любопытная фигура!

… «Грушка!» — и глазами на меня кажет. Она взмахнула на него ресничищами… ей-богу, вот этакие ресницы, длинные-предлинные, черные, и точно они сами по себе живые и, как птицы какие, шевелятся, а в глазах я заметил у нее, как старик на нее повелел, то во всей в ней точно гневом дунуло. Рассердилась, значит, что велят ей меня потчевать, но, однако, свою должность исполняет: заходит ко мне за задний ряд, кланяется и говорит: «Выкушай, гость дорогой, про мое здоровье!»

…Ох, тоже плясунья была! Я видал, как пляшут актерки в театрах, да что все это, тьфу, все равно что офицерский конь без фантазии на параде для одного близиру манежится, невесть чего ерихонится, а огня-жизни нет. Эта же краля как пошла, так как фараон плывет — не колыхнется, а в самой, в змее, слышно, как и хрящ хрустит и из кости в кость мозжечок идет, а станет, повыгнется, плечом ведет и бровь с носком ножки на одну линию строит… Картина! Просто от этого виденья на ее танец все словно свой весь ум потеряли: рвутся к ней без ума, без памяти: у кого слезы на глазах, а кто зубы скалит, но все кричат:

   «Ничего не жалеем: танцуй!» — деньги ей так просто зря под ноги мечут, кто золото, кто ассигнации. И все тут гуще и гуще завеялось, и я лишь один сижу, да и то не знаю, долго ли утерплю, потому что не могу глядеть, как она на гусарову шапку наступает…»

Сказ «Левша»: «Как взошел левша и поклонился, государь ему сейчас и говорит:

   — Что это такое, братец, значит, что мы и так и этак смотрели, и под мелкоскоп клали, а ничего замечательного не усматриваем?

   А левша отвечает:

   — Так ли вы, ваше величество, изволили смотреть?

   Вельможи ему кивают: дескать, не так говоришь! а он не понимает, как надо по-придворному, с лестью или с хитростью, а говорит просто.

   Государь говорит:

   — Оставьте над ним мудрить, — пусть его отвечает, как он умеет.

   И сейчас ему пояснил:

   — Мы, — говорит, — вот как клали, — И положил блоху под мелкоскоп.- Смотри, — говорит, — сам — ничего не видно.

   Левша отвечает:

   — Этак, ваше величество, ничего и невозможно видеть, потому что наша работа против такого размера гораздо секретнее.

   Государь вопросил:

   — А как же надо?

   — Надо, — говорит, — всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает.

   Помилуй, скажи, — говорит государь, — это уже очень сильно мелко!

   — А что же делать, — отвечает левша, — если только так нашу работу и заметить можно: тогда все и удивление окажется.

   Положили, как левша сказал, и государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял — взял левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и сказал:

   — Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

 

Роман «Соборяне»: «Люди, житье-бытье которых составит  предмет этого рассказа, суть жители старгородской  соборной  поповки.  Это  —   протоиерей   Савелий  Туберозов, священник Захария Бенефактов и дьякон Ахилла Десницын. Годы ранней молодости этих людей, так же как и  пора их детства,  нас не касаются.  А чтобы видеть перед собою эти лица в той поре, в которой читателю  приходится представлять их  своему  воображению,  он  должен  рисовать  себе  главу  старогородского духовенства, протоиерея  Савелия Туберозова, мужем уже пережившим за  шестой десяток  жизни. Отец  Туберозов высок ростом и  тучен, но  еще очень бодр  и подвижен.  В  таком  же состоянии  и душевные его  силы: при первом  на него взгляде видно,  что  он  сохранил  весь пыл  сердца и всю энергию молодости…

     Захария Бенефактов, второй иерей Старгородского собора, совсем в другом роде.  Вся его личность есть воплощенная кротость и смирение. Соответственно тому,  сколь  мало желает  заявлять себя кроткий  дух  его,  столь  же  мало занимает  места  и его крошечное тело  и как бы старается не отяготить собою землю.…

     Третий и последний представитель старогородского соборного духовенства, дьякон  Ахилла… Дьякон Ахилла от  самых лет юности своей  был  человек  весьма веселый, смешливый  и притом безмерно увлекающийся. И мало того,  что он не знал меры своим увлечениям в  юности: мы  увидим, знал  ли он  им меру и к годам своей приближающейся старости…»

Заслуженный деятель искусств РСФСР В. Горяинов отмечал: «Жизнь любого памятника в городе, особенно в городе с устоявшимся жизненным укладом, своеобразна. Он может раствориться в уже сформировавшейся среде, стать в ней почти незаметным. Или, наоборот, вдруг определить новые градостроительные акценты, стать центром общественной жизни. Такая, в частности, судьба и памятника Лескову. Весь городской район на берегу реки преобразился. Возникла целая историко-художественная зона, своего рода один из духовных центров всего города».