«Триолеты Иосифа Каллиникова. К 130-летию писателя и поэта»

«Триолеты Иосифа Каллиникова. К 130-летию писателя и поэта»

Писатель Иосиф Каллиников начинал путь в литературу с поэтических произведений. Первые стихи он написал в пятнадцать лет на Троицком кладбище города Орла. Дед Каллиникова, тоже Иосиф Федорович, был дьяконом Свято-Троицкого храма.

«Дореволюционным стихам Каллиникова свойственны мотивы жизни и смерти, трагичности земного существования, одиночества, неизбежности страданий, фатального противоречия между возвышенным, но отдаленным идеалом и жизнью», — писала в книге, посвященной Каллиникову, кандидат филологических наук Ольга Валентиновна Вологина. Каллиников экспериментировал с поэтической формой. Из-под его пера рождались сонеты, мадригалы, но особая любовь Калинникова была к триолетам.

Первый сборник стихов Иосифа Каллиникова «Крылатые песни» вышел в Орле в 1915 году, второй – в 1918-м. Триолет – ведущая форма произведений этих сборников.

От распустившейся сирени

Я не могу закрыть окон!

Резные солнечные тени

От распустившейся сирени,

Сронив червонцы на ступени,

Укрыли ветками балкон.

От распустившейся сирени

Я не могу закрыть окон.

Иосиф Каллиников писал целые поэмы в триолетах. В экспозиции Музея писателей-орловцев представлена поэма «Черный пудель».

Триолет (франц. triolet) — одна из древнейших форм европейского стихосложения. Триолет возник во Франции в Средние века. Представляет собой стихотворение из восьми строк: первая строка повторяется в четвертой и седьмой, а вторая – в завершающей. Триолет строится только на двух рифмах — одной мужской и одной женской, расположенных по схеме: abaaabab. Главная трудность формы триолета  заключается в задаче органического слияния повторяющихся стихов с остальными в композиции целого. При этом запрещено вносить в повторяющиеся строки даже незначительные изменения.

В России на рубеже XVIII—XIX веков появились первые опыты создания этой формы стихов, они  принадлежали Анне Буниной и Николаю Карамзину.  Затем традиция русского триолета была основательно забыта (хотя триолет и встречается эпизодически — например, у Алексея Кольцова) и снова  возродилась в модернистскую эпоху у таких авторов, как Константин Фофанов, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов,  Игорь Северянин, Федор Солгуб и у наших земляков – Иосифа Каллиникова и Евгения Сокола. Сокол и Каллиников были друзьями со времени обучения во второй мужской гимназии, из которой Каллиников был исключен в четвертом классе за участие в гимназической забастовке. Спасением, по собственному определению Каллиникова, явилось частное реальное училище Томашевских. Сокол окончил вторую Орловскую гимназию. Вероятно, юноши увлеклись поэзией еще в гимназии. Первый сборник стихов Евгения Сокола вышел в свет в 1917 году и назывался он «Триолеты и мадригалы». Книга была встречена положительными отзывами критики в периодической печати. Подборка этих отзывов представлена в экспозиции Музея писателей-орловцев.

Критик Александр Дубровский приветствовал выход в свет «Триолетов и мадригалов». В нескольких фразах он сумел выразить то, что привлекало в этой старинной сложной форме наших поэтов-земляков: «Я приветствую появление стихов Евгения Сокола. Именно теперь, когда мир кажется таким далеким всем мадригалам и изысканным триолетам. Эта маленькая книжечка совсем несовременных стихов без вызова, скромно и просто заявляет, что поэзия все-таки не перестала существовать. Стихи Евгения Сокола не открывают чего-либо нового, их нельзя назвать блестящими, но есть в них какая-то затаенная нежность и печальность, что-то красивое и грустное, как уходящая молодость». Романтизм, изящество, красота – вот, что привлекало Каллиникова и Сокола в этой сложной форме.

Судьбы Каллиникова и Сокола трагичны. Евгений Григорьевич Сокол – участник  Первой мировой войны, был контужен. С осени 1916 года жил и работал в Орле, публиковал статьи в газете «Известия», являлся сотрудником ЧК. С 1923 года он живет в Москве, сотрудничает с альманахом «Безбожник». В 1939 году Сокол был арестован, умер в том же году в Бутырской тюрьме.

Иосиф Каллиников также воевал на фронтах Первой мировой войны, заболев малярией, а затем нервным расстройством, был демобилизован. В 1918 – 1919 годах жил в Орле. Служил инструктором в кооперативе, в городском статистическом бюро готовил материалы для продовольственной переписи. А в 1919 году Каллиников эмигрировал. Первые годы на чужбине были особенно тяжелыми: он оказался с семьей в египетском лагере для беженцев под Александрией. В это трагическое время Каллиников снова обращается к поэзии, которая позволяет сохранить в себе творца, писателя: «Зарабатывал я продажей сигарет и сигар по барам, кафе и в арабских кварталах. В свободные минуты я сочинял стихи о кочующих караванах. Писать прозой было дорого. У меня не было денег на бумагу. Стихи я мог писать на каждом клочке бумаги, найденном на улице. Молчать было мучительно тяжело. Тяжела была жизнь среди изгнанников революции, среди «заживо погребенных». Кто знает, может быть, и тогда в египетской пустыне Каллиников снова обратился к форме триолета.

Иосиф Федорович Каллиников предпринимал многочисленные попытки вернуться на Родину, заполнял бесчисленные анкеты для лиц, ходатайствующих о въезде в Россию, но его мечте не суждено было сбыться.

В апреле 1934 года, за несколько дней до смерти, Каллиников написал стихи:

Не вернусь никогда, никогда,

Моя светлая Русь.

Истомили года меня тяжкой невзгодою,

И с твоею великой свободою,

С твоим радостным севом, праведным гневом

Я смиряюсь на смерть.

 

Ирина Самарина, научный сотрудник Музея писателей-орловцев