"В гостях у ёлки"

"В гостях у ёлки"

Новогодний утренник: «В ГОСТЯХ У ЕЛКИ».

            Новый год – это, пожалуй, единственный праздник, которого ждут все —  и дети, и взрослые. Ведь с ним связано ожидание волшебства, чуда, сказки. Новый год и Рождество – это прекрасный семейный праздник, у которого есть много традиций.

            Одна из таких неотъемлемых традиций новогоднего праздника, без которого невозможно представить себе это торжество – новогодняя рождественская Елка. И хоть это и семейный праздник, но стало уже традицией устраивать чествование этой рождественской Красавицы и в стенах Музея писателей-орловцев. Называется наш праздник — «В гостях у Елки». Красиво смотрится нарядная Елка в интерьере особняка дворян Галаховых среди картин, роскошных бра, старинной мебели и фотографий его владельцев. О чем же узнают ребята, приходя в музей на новогоднее мероприятие? Это, прежде всего, история появления Елки в России, и ее главных персонажей, Деда Мороза и Снегурочки, а также традиции этого праздника в семьях орловских писателей. Вдруг, сами собой всплывают в памяти любимые стихи и сказки о зиме и новогоднем празднике.

            Оказывается, историю новогодней Елки в России начинают со времен Петра I, который привез этот обычай из Германии. На исходе 1699 года вышел знаменитый указ Петра — «О праздновании Нового года». В этот день, «день новолетия» (1 января), который до того отмечался на Руси 1 сентября, царь повелевал устраивать в столице праздник и украшать город вечнозеленой растительностью. Праздновать Новый год полагалось шумно, «учинять стрельбу из пушек, ружей, пускать фейерверки. Детей забавлять, катать на санках с гор».

            На Руси было принято отмечать еще и религиозный праздник – Рождество. Ночь перед Рождеством считалась волшебной, когда люди загадывали самые заветные желания, с появлением первой звезды начинался праздник, а затем полные фантастичности «святки», посвященные воспоминаниям о рождении и крещении Спасителя. Простые люди ходили с песнями по домам, рядились в животных, пугали детей и юных девушек. Ряженые несли с собой посох со звездой, напоминая волхвов, пели колядки. Вечером, накануне Крещения, в Сочельник, гадали о своей судьбе. Вспомним начало баллады нашего земляка В.А. Жуковского:

                                 Раз в Крещенский вечерок

                                 Девушки гадали:

                                 За ворота башмачок,

                                 Сняв с ноги, бросали…

            Однако широкое распространение Елка, как светский праздник, получил только в середине 19 века в Петербурге в богатых домах знати. А уже к концу 19 века Елка праздновалась по всей России, сначала в губернских и уездных городах, а потом и в деревнях.

Этот праздник всегда был большой радостью для дворянских детей. Были в моде «детские праздники». На него приглашались не только дети хозяев дома, но и дети из других семейств, а также дети гувернанток, учителей, прислуги. Покупалась большая Елка, которую крепили к крестовине и устанавливали на полу посередине залы. Елку наряжали втайне от детей. Она могла быть обвита дорогой материей и лентами разных цветов. Верхние ветви ее украшались дорогими игрушками из далекой Тюрингии и даже драгоценностями, а нижние – цветами, конфетами и фруктами. Вот как описывает новогодний праздник в своей усадьбе мальчик Глеб в книге писателя-орловца Б.К. Зайцева:

            «В русской деревне, да и во всей тогдашней жизни, прочно сложился рождественский обиход…. Священное дерево внесут в гостиную с роялем, наполнив ее запахом хвои и леса! А в сочельник, перед вечером, мать и отец плотно запрут двери и начнут елку убирать. Сколько звезд, коробочек, рыбок, сияющих шариков, а главное – сколько свечей! – красных, белых, зеленых.  А уж когда откроют двери, точно царские врата отверзлись. Дети даже останавливаются на пороге; такое сияние, струение тепла и света, смешанный запах елки, тающих свечей, свежести… Ангел, водруженный на верхушке, летит куда-то над  деревом и комнатой…».

А вот другой наш земляк,  Михаил Пришвин, любил праздновать Новый год не в родной усадьбе, а у своей двоюродной сестры Дунички, Евдокии Андриановны, которая была школьной учительницей и устраивала своим ученикам прекрасные детские праздники. Выезжали всей семьей на тройках, в расписных санях, укутанные в шубы и платки.

Елку устанавливали в самой большой комнате школы, а игрушки и даже деда-мороза ученики делали сами из дерева, картона и разноцветной бумаги. Дуничка  играла на рояле, а дети пели, плясали, читали стихи любимых поэтов. Потом «волшебным фонарем» показывали картины русских и иностранных художников. А Дуничка рассказывала о разных странах, вспоминала свои путешествия.

Дружно и весело праздновали Новый год и в большой семье детской поэтессы Елены Благининой. Мать поэтессы, большая рукодельница, шила каждому ребенку новогодний наряд, и вместе они устраивали домашние спектакли по мотивам русских песен и сказок. Благинина с детства любила наряжать елку, а потом долго ее рассматривать. Впоследствии она написала шуточное  стихотворение «О Елке, о Сером волке, о стрекозе и о бедной козе».  (Вместе с экскурсоводом  дети вспоминают это стихотворение и рассматривают Елку).

Гости утренника узнают и о том, как появились главные персонажи новогоднего праздника — Дед Мороз и Снегурочка, а также вспоминают самые известные сказки об этих персонажах: «Морозко», «Мороз Иванович», «Два Мороза» и другие. Вспоминают стихи орловских поэтов Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Благининой о зиме, при этом узнают историю их создания. Среди них:  «Чародейкою-зимою», «Чудная картина», «Мама, глянь-ка из окошка!», «Белая береза», «Кот поет, глаза прищуря», «Я вылепил Снегурку», «Прогулка» и другие.

В конце утренника ребята дружно отгадывают загадки о зиме и делают поделки из бумаги (снежинка, петушок, балерина).

 

Ст. научн. сотрудник Музея писателей-орловцев                       Абинякина Т.В.