В Московском университете. Т.Н. Грановский об образовании

В Московском университете. Т.Н. Грановский об образовании

2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. Президентский указ подчёркивает в этот тематический год особый статус не только педагогических работников, но и всех, кто ведёт наставническую деятельность, не забывая при этом обращаться к примерам прошлого.

Одним из ярких примеров наставника, педагогического мыслителя и деятеля образования XIX века является Тимофей Николаевич Грановский – профессор истории Московского университета, посвятивший свою жизнь  преподавательской деятельности. При этом, Грановский был не только вдохновлённым актёром истории на кафедре, но и автором нескольких статей, в которых  размышлял об актуальных проблемах школы и высшего образования.

Вопросы воспитания и образования всегда волновали Т.Н. Грановского. И в годы гонения на университеты и гимназии (1849-1855гг.) учёный выступил в защиту университетского образования, в защиту науки, воспитания и образования в России. В этом деле важной стала его педагогическая статья «Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой перемены». Поводом для её написания послужили изменения в учебном плане гимназии, произведённые при Николае I. Согласно нововведениям упразднялось в гимназиях преподавание греческого языка, а вместо этого вводилось углубленное изучение естественных наук.

Необходимо отметить, что эти изменения в учебном плане были вызваны общим реакционным курсом политики Николая I после западных революций 1848 г. В это время «просвещение перестало быть заслугою, а стало преступлением в глазах правительства». Усиливался прикладной характер гимназического образования и его отрыв от университетского. Можно сказать, что в последние 5 лет царствования Николая I школьная система теряла почти всё приобретённое ею в общем образовании на протяжении 30 лет экономического и культурного развития России. И, конечно же, Грановский не мог остаться в стороне от происходящего. В своей статье «Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой перемены» он выступил против этих изменений.

Автор статьи указывал на вред и односторонность правительственных мер и видел опасность преобладания естественных и математических наук в системе общего образования. Грановский считал, что такое преобладание не может способствовать гармоническому развитию личности учащихся, а в этом он видел главную задачу педагогики. Классические предметы обучения (греческий язык, античная история и литература), по его мнению, несправедливо обвиняются в том, что способны возбуждать у юношества революционные настроения. Грановский подчеркивал, что революционные настроения возникают не на уроках греческой истории и литературы в школе, а в силу различных исторических причин. «Основательное изучение древних  языков, которых правила получили математическую точность и определенность, не только сообщает эти же свойства уму, но в высшей степени облегчает занятие новыми языками, так что простое грамматическое знание греческого и латинского языков ведет за собою целый ряд других приобретений, с избытком вознаграждающих за употребленное время».

Тимофей Николаевич отмечал, что приоритет в образовании естественных наук и техники приведёт к крену в сознании молодых людей в сторону материалистических трактовок мира, а учёный подмечал, что жизнь – это не только материальная её сторона, она гораздо шире и разнообразнее. Важно развивать и углублять и духовные её стороны! В связи с этой позицией он заботился о распространении исторической культуры, которая, по его мнению, воспитывает человека духовно.

Статья «Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой перемены» была написана А.С. Норову – министру народного просвещения. Впервые напечатана в 1860 г. в «Московских ведомостях» (№97) под названием «Официальная записка».