В Московском университете. Третий цикл публичных лекций.

В Московском университете. Третий цикл публичных лекций.

В 1851 г. Грановский открывает третий курс публичных лекций, который, также как и два предыдущие, был результатом неустанного труда. На этот раз темой публичных выступлений стали четыре исторические характеристики Тамерлана, Александра Македонского, Людовика IX и Фрэнсиса Бэкона.

Тимофей Николаевич разработал учение о роли великих личностей в истории, которые «подобно солнцам, влекущим за собой планетные системы: решают судьбу человечества, определяют путь его… жизнь их есть история народов». Грановский считал, что без изучения подобных личностей понимание истории не может быть полным. Для изучения жизни и деятельности великих личностей учёный выделил «тройной элемент», который состоял в следующем:  «При изучении каждого великого человека мы должны обратить внимание на личность его, на почву, на которой он вырос, на время, в которое он действовал». Историк считал, что важна не только сама личность и черты, которыми она наделена, а то, насколько она необходима потребностям своего времени и общества.

Своё учение о личности в истории Грановский воплощал через образы конкретных исторических персонажей. Так, используя «тройной элемент», он создал впечатляющие образы четырёх западноевропейских деятелей, которые представил московской общественности в ходе третьего (последнего) курса публичных лекций.

После того как курс был напечатан, некоторые современники упрекнули профессора в том, что лекции его слишком художественны и вследствие этого не могут восприниматься как учёные сочинения. И действительно, исторические фигуры Тамерлана, Александра Македонского, Людовика IX и Фрэнсиса Бэкона предстали перед слушателями как яркие и живописные произведения талантливого художника, поэтому в большинстве случаев получили достойную оценку. Среди тех, кто выразил свой восторг по этому поводу, был Николай Семёнович Лесков. Он считал Грановского мастером исторических портретов и высоко оценил его книгу «Четыре исторические характеристики».

Сам же Грановский свой взгляд на художественный характер лекций выразил так: «Одно из главных препятствий, мешающих благотворному действию Истории на общественное мнение, заключается в пренебрежении, какое историки обыкновенно оказывают к большинству читателей. Они, по-видимому, пишут только для ученых, как будто История может допустить такое ограничение, как будто она по самому существу своему не есть самая популярная из всех наук, призывающая к себе всех и каждого».

Оценивая значение трёх публичных курсов лекций Т.Н. Грановского, можно сказать, что они были одним из самых замечательных явлений русской науки и общественной мысли того времени. Лучшую оценку им дал А.И. Герцен: «К концу тяжелой эпохи… когда все было прибито к земле, одна официальная низость громко говорила, литература была приостановлена и вместо науки преподавали теорию рабства… в то время, встречая Грановского на кафедре, становилось легче на душе. «Не все еще погибло, если он продолжает свою речь», — думал каждый и свободнее дышал».

Фонды ОГЛМТ
Фотография взята с сайта gornitsa.ru