В Московском университете. Ученики Грановского: А. Афанасьев

В Московском университете. Ученики Грановского: А. Афанасьев

Мы все отраженный свет наших близких, учителей и наставников, нашей истории и культуры, передающихся в поколениях. В продолжении темы о Тимофее Николаевиче Грановском и его учениках, сегодня мы остановимся на «сказочнике всея Руси» Александре Николаевиче Афанасьеве.

Александр Николаевич Афанасьев – выдающийся фольклорист, историк литературы, появился на свет в 1826 г. в с. Богучары Воронежской губернии в семье небогатого дворянина – уездного стряпчего Николая Ивановича Афанасьева. До 11 лет получал домашнее образование, вследствие которого хорошо знал французский, немецкий языки и «священную историю». С 1837 г. последующие семь лет обучался в Воронежской губернской гимназии, после которой поступил на юридический факультет Московского университета.

Воспоминания Афанасьева об университете очень интересны, но мы остановимся лишь на тех местах, которые связаны с Т. Н. Грановским.

Студенты делили всех преподавателей на любимых и нелюбимых. И лекции любимых преподавателей посещались более охотно. По воспоминаниям Афанасьева это выглядело так: «Занять место на передней лавке, поближе к профессору, считалось весьма важным делом. Как рано, бывало, приходили мы для того в университет! Иногда толпою ожидали, когда солдат отворит в определенное время дверь аудитории, и тогда все наперебой бросались занимать места <…> Не успевшие занять места на передних лавках усаживались на ступенях профессорской ­кафедры».

Конечно же, Тимофей Грановский был среди любимых преподавателей! На его лекции студенты всегда занимали места заранее и именно такую картину, какую описал Афанасьев, можно было наблюдать на лекциях Грановского. О нём фольклорист вспоминал с теплотой:  «Любимый и наиболее известный профессор Московского университета. Наделенный от природы счастливою наружностью и несомненным талантом, он остроумен, любезен и обладает уменьем излагать свои рассказы в оживленных и картинных представлениях. Слог его мастерский и в лекциях, и в статьях». 

Не меньшую симпатию испытывал Афанасьев к Сергею Соловьёву. Под влиянием их лекций Афанасьев чувствовал себя даже больше историком, нежели правоведом. И первые его публикации имели исторический характер «Государственное хозяйство при Петре Великом», «О вотчинах и поместьях». Они были опубликованы на страницах журналов «Современник» и «Отечественные записки».

Желая остаться в Московском университете, но уже в преподавательской должности, Афанасьев читал публичную лекцию, которую слушал сам министр народного просвещения Сергей Семенович Уваров. На ней лектор представил «Краткий очерк общественной жизни русских в три последних столетия допетровского периода» и размышлял о роли самодержавия в установлении и развитии крепостного права. Поскольку официальную идеологию молодой исследователь отвергал, об университете ему пришлось забыть, и впоследствии связать свою жизнь с фольклором. Но и здесь связь с историей Афанасьева полностью не прервалась, ведь без сказок трудно понять историю, трудно осознать, к чему наши предки относились с уважением, о чём мечтали, а чего боялись. Изучая это, мы понимаем лучше настоящее.