Посетителям нашего сайта предлагаем новую публикацию ««Яхонтовый» цвет в спектральном мире писателей-орловцев», опубликованную в Тургеневском ежегоднике 2015 года/ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2016. Автор: И.Н. Чистюхин.
Слово «яхонт» нам известно по русской классической литературе, оно используется для обозначения драгоценного камня. Пушкин употреблял это слово в прямом его значении – драгоценного камня: «К чему певцам алмазы, яхонты, топазы…» («Послание к Юдину»). Также и М.Ю. Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: «Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый». С.Т. Аксаков в сказке «Аленький цветочек» использовал этот камень при описании спальни младшей дочки во дворце зверя лесного: «Четвертая стена из кости слоновой и мамонтовой, самоцветными яхонтами вся разубранная».
Впоследствии о яхонте говорят все более и более в переносном смысле: «А кисти сочные, как яхонты горят» (Крылов И.А. «Лисица и виноград»), «Яхонтовым морем слив» (Гоголь Н.В. «Старосветские помещики), «О любви вздыхают лишь украдкой, да глаза, как яхонты, горят» (С. Есенин «Я спросил сегодня у менялы…»).
Не оставались в стороне и наши орловские писатели…
Читать далее