« Черный Князь» … Повесть с непривычным для советской литературы интригующим названием, была написана орловским писателем Евгением Константиновичем Горбовым в далеком 1934 году. Произведение это, к сожалению, неизвестно широкому кругу читателей, полностью обошла его и литературная критика, и рецензии, и статьи.
И вот я держу в руках тоненькую, 109 листов пожелтевшую книгу с иллюстрациями Приокского книжного издательства, выпуска 1967 года. О чем она, какие незримые мостики соединяют и соединяют ли как говорил Джек Лондона « картинки жизни» 30 –х годов, и реальность нашу?
Это произведение – самый первый творческий опыт автора, хотя уже в 1936 году Е.К. Горбов был принят в Союз писателей СССР.
Герой книги – юный 19 – летний паренек, рабочий, впервые пришедший в газету. Внешне — он « молчаливый и сумрачный» паренек, которого « тянет все неизвестное и неизведанное». Яков недоверчив к окружающему миру, анализирует, думает и познает. Для его натуры поиск « своего пути и предназначения» путем проб и ошибок даже важнее внимания девушки и прогулок под луной. Иной раз начинает казаться, что сейчас Яша привычным жестом наденет наушники, или начнет отыскивать ответы на You Tube.
Как справедливо отмечает писатель и публицист Алексей Варламов, « Мы все взрослеем и проходим через одно и то же. Нынешняя молодежь живет в гораздо больших условиях свободы получения информации, передвижения». Ранее же, у других поколений, была дикая духовная жажда, информация поступала очень дозированно, хотелось « докопаться» до правды, была потребность много читать.
Может ли художественное произведение дать ответ на множество вопросов? Большинство поэтов, писателей и драматурги поднимают вечные темы, актуальные во все времена, даже те, которые написаны сотни лет назад. И Яков приходит в библиотеку.
« — Что хотите взять? – спросил библиотекарь, заполняя карточку.
— Что же, — сказал Яков, прохаживаясь около шкафов, — у вас не густо тут.
-Напрасно так говорите. Книги есть, и довольно приличные. Вот современная литература: «Железный поток», « Разгром»….
Яков и сам видел эти книги. Но они его не занимали. « Разгром», « Железный поток» — все это обыденно и просто. Внимательные глаза шарили по верхним полках, в углах, где прятались незнакомые, заманчивые имена: Гауптман, Гамсун, Гейне».
Заметим, что заявить, пусть даже устами книжного героя, что « Разгром» и « Железный поток» « не занимает» и « это обыденно и просто», в 1934 году было все – таки достаточно смело, именно этот год во внутренней политике СССР являлся одним из самых жестких в смысле применения внутреннего террора. Для меня остается загадкой, как вообще эта фраза не послужила автору и его рукописи пригласительным билетом в суровые лагеря. Второй загадкой, прямо — таки « Харибдой», видится год выхода рукописи в свет, год это — 1967, где грозно сдвинутые густые брови генсека Брежнева напрочь отсекали возможность всяческого вольнодумства и отклонения от « линии».
Что — то булгаковское сквозит в образах журналистов, населяющих редакцию, в которой предстоит работать Якова, чем-то напоминает Фагота — Коровьева внешность юркого изворотливого репортера Заволжского, это « молодой человек с коричневым портфелем под мышкой, одетый в клетчатое, похожее на дирижабль, кепи с длиннейшим козырьком, золотистый галстук, модные туфли и имеющий отпущенные, выхоленные ногти». Фагот — Заволжский виртуозно орудует многочисленными уловками и фокусами для « ловли новостей».
« — Учись, Мося,- тараторил Заволжский, пробираясь к столу. Вот представь себе горсоветскую канцелярию: солидные шкафы, суровые секретари.. . Еще не готов протокол, не подписан, -говорят секретари…Журналисту – начхать. В углу, за перегородкой, работает машинистка…этакая неземная, с голубыми жилками. Из породы мимоз « не тронь меня». Перед нею — протокол. Мимоза передергивает плечами, жеманится… но подвигает стул. Через минуту журналист сидит на краю стола. Болтает ногами и несет, что бог на душу положит: о прошлогоднем снеге, о синих воробьях. Глаза направлены в протокол, а карандаш неутомимо строчит. Чик — хроника. Чик -другая ».
Язык, описания, метафоры повести – удивительно образные, запоминающиеся, тающие красоту даже в самых простых вещах, акварельно — воздушные.
«Скоро двенадцать. Весь городок — как горячее золотое блюдце над опрокинутой голубой чашкой. Посреди дороги, в пыли, блестит разбитая бутылка: зубчатое горлышко то вберет в себя солнце, притаит его, то вдруг ослепительно, целым фонтаном блеска, брызнет во все стороны и кольнет глаза».
Путем поиска, метаний от « коньячных пирушек журналистской богемы», увлечения рыцарями и златоволосыми девами Гейне, разочаровании в людях, пытается разобраться Яков в новом окружающем его мире, не стать фальшивкой, найти то, к чему стремится его душа, и отчего- то не может найти.
« Есть безошибочный признак настоящей вещи в литературе — это чувство свежести и радости, какие она оставляет, — писал Константин Паустовский Константину Горбову, желая сказать теплые слова о его творчестве.
И, закрывая книгу « Черный князь», действительно вдруг понимаешь удивительное качество стиля Евгения Горбова — способности дать читателю ощущение свежести летнего дождя, радости, света, обновления и, конечно же, симпатии к его герою.
Автор: Конышева Виттория: Научный сотрудник музея писателей-орловцев