Театр Леонида Андреева на дореволюционной почтовой  открытке.

Театр Леонида Андреева на дореволюционной почтовой открытке.

Начался 2021 год, еще один юбилейный литературный год. Любители литературы будут отмечать 150-летие со дня рождения Леонида Николаевича Андреева. Продолжая знакомить посетителей сайта с коллекцией дореволюционных почтовых открыток, предлагаем их вниманию ту часть коллекции, что посвящена юбиляру – Л.Н.  Андрееву-драматургу.

«Хочу реформировать драму, – писал Леонид Андреев А. Серафимовичу в ноябре 1906 года после окончания работы над пьесой «Жизнь человека». Начиная с 1907 года, Л. Андреев ощутимо влияет на театральный процесс: он пишет пьесу за пьесой, вступая в соревнование с российской цензурой, которая едва успевает запретить очередной андреевский опус, как появлялся следующий.

Пьеса «Жизнь человека» открыла писателю Леониду Андрееву дверь в театральный мир. Эта пьеса по замыслу автора должна была быть первой в цикле философских пьес. В прологе пьесы сразу же декларирована ее главная тема – вневременная трагедия человека, зависимого от воли рока. Все пять картин пьесы («Рождение человека и муки матери», «Любовь и бедность», «Бал у человека», «Несчастье человека», «Смерть человека») демонстрируют соответственно пять  этапов жизни человека с рождения до смерти – «от низа к верху, от верха книзу», – иллюстрируют этот тезис.

Но самой репертуарной пьесой Л. Андреева стала пьеса «Дни нашей жизни», премьера которой состоялась на сцене Петербургского Нового театра 6 ноября 1908 г. Пьесу давали каждый вечер при полном аншлаге.

Мы же предлагаем познакомиться с подборкой дореволюционных почтовых открыток со сценами из пьесы в постановке театра Корша (Русского драматического театра).

Этот крупнейший театр в России был основан Федором Адамовичем Коршем в 1882 году после ликвидации монополии императорских театров в столице. Особенностью театра были оборудованные по последнему слову техники сцена, зрительный зал, гримерки и фойе, освещенные электричеством. Театр Корша славился  сильным актерским составом. На его сцене в разное время играли Николай Рощин-Инсаров, Анатолий Кторов, Мария Блюменталь – Тамарина, Леонид Леонов, Иван Москвин и др. Именно Корш ввел в театральный обиход утренние спектакли по удешевленным ценам.

В жизни каждого человека бывает первая любовь. «Как воздух, как еда, как сон – любовь – необходимое условие моего существования,- писал в дневнике молодой и влюбленный Леонид Андреев.- Любя я становлюсь человеком». Герой пьесы «Дни нашей жизни» студент Николай Глуховцев влюбляется без памяти в  нежную, чистую девушку и очень гордится своей Оль-Оль. Страшным потрясением стало для него признание Ольги, что она содержанка. Отец ее служил в полку, был страстным картежником и после смерти оставил долги и мизерную пенсию. И девочка стала главной статьей семейного дохода, сама мать поставляла ей клиентов. Так в юношескую любовь, неистовую, нетерпеливую, врывается жизнь, жестокая, грубая, голодная.

Удивительно, но самая репертуарная пьеса Л. Андреева никогда не воспринималась самим автором сколько-нибудь серьезным явлением. «Обыкновенная житейская драма про любовь студента» (по оценке писателя) – она оказалась овеяна особой ностальгической дымкой. Атмосфера легкого сожаления о днях прошедшей молодости, возможно вопреки желанию автора, пропитала пьесу от первой до последней страницы, значительно приглушив  ее социальную проблематику, а это – вместе с бульварной историей – так нравилась публике 1910-х годов.

Критика отнеслась к пьесе по-разному: одни видели в ней лишь «частный случай житейской хроники» («Биржевые ведомости», 1908, 7 ноября, вечерний выпуск), другие рецензенты писали о «жизнерадостности» и «жизненности» пьесы, называли Андреева талантливым жанристом («Обозрение театров», 1908, № 571, 8 ноября).

Очень тепло была принята постановка «Дней нашей жизни» на родине писателя в Орле, при этом отмечалось, что в зрительном зале находились прототипы героев пьесы (Орловская речь, 1908 , № 273, 21 ноября).

Пьеса имела достаточно долгую сценическую историю. В советское время пьеса шла на сценах Московского драматического театра им. А.С. Пушкина и ленинградского театра им. Ленинского комсомола. На сюжет пьесы композитором Черепниным была написана опера «Оль-Оль». В 1928 году пьеса была поставлена в Германии на сцене Веймарского театра. Пьеса ставилась в «Резиденц-театре» в Вене (1910 г.) и в Малом театре» в Берлине (1911 г.).

Дореволюционные почтовые открытки фонда музея, пусть в малой степени, но дадут представление о спектаклях того времени, как замысел автора пьесы и режиссера раскрывался в  выстроенных режиссером  мизансценах, выборе актеров.

 

Автор: Хранитель изобразительных источников научно-вспомогательного фонда- Котляр Е.А.

Смотреть галерею >>